Доброго времени суток, друзья. Сегодня я поведаю вам о легенде немецкого военно-морского флота, сверхмощном (нет) линкоре "Бисмарк". Рассмотрим его со всех сторон, выясним, зачем он вообще был нужен и почему его судьба столь трагична. Итак, поехали.
Как нам уже известно, после прихода усатого австрияка к власти нацистская Германия послала подальше условия Версальского мирного договора (а страны Европы и не против, особенно Бриташка) и начала масштабную модернизацию армии и флота "для защиты собственных территорий" (ну мы-то знаем, чем это закончилось). Главным достижением немецких флотских конструкторов середины 30х годов были, без сомнения, "карманные линкоры" типа "Дойчланд". Однако их огневой мощи не хватало, чтобы на равных бороться с флотом потенциального противника (в роли которого выступали Англия и Франция). В связи с чем Гитлер потребовал разработать суэрхмосщный линейный корабль, который бы мог составить конкуренцию самым современным английским кораблям (на тот момент - тип "Нельсон"). В течение пары лет инженеры фирмы Blohm & Voss спроектировали принципиально новый тип линкора, который разительно отличался от конкурентов других флотов. В 1936 году чертежи были представлены генштабу кригсмарине и после одобрения корабль был заложен на верфях в Гамбурге. Строить его поручили всё той же фирме-разработчику. И через три года, 14 февраля 1939 года корабль был торжественно спущен на воду под именем "Бисмарк". После завершения достройки 24 августа того же года корабль был введён в состав флота и его принял под своё начало капитан Эрнст Линдеманн.
Для того, чтобы идти дальше, необходимо отдельно затронуть техническую сторону линкора и узнать, чем же он превосходил своих конкурентов из других европейских стран. В первую очередь, "Бисмарк" отличался очень хорошей живучестью, наследуя традиции кайзеровского флота (см. "Лютцов" в Ютландии). Грамотное разделение на отсеки водонепроницаемыми переборками и наличие современных систем откачки воды и пожаротушения обеспечивали потенциально бóльшую живучесть, нежели у других линкоров того времени. Мощная броня и неплохая противоторпедная защита должны были нивелировать преимущество противника в огневой мощи. А чем же тёзка Железного Канцлера мог ответить на залпы врага? Вооружение линкора составляли восемь 380мм орудий главного калибра, расположенные в четырёх двухорудийных башнях. Вспомогательный калибр состоял преимущественно из 150мм орудий, которые ставили на эсминцы и лёгкие крейсера, зенитное вооружение включало в себя 128-, 105-, 88-, 37- и 20мм орудия (крупнокалиберных было заметно больше, что впоследствии сыграло с линкором злую шутку). Суммарная огневая мощь "Бисмарка" лишь малость уступала английским кораблям и превосходила французские "Дюнкерки" и "Ришелье" по показателям баллистики и точности стрельбы. На корабле было установлено новейшее радиолокационное оборудование, дающее ему преимущество в обнаружении противника, а совершенные артиллерийские системы наведения и дальномеры должны были свести на нет недостаток огневой мощи орудий главного калибра. Также на линкор непонятно зачем были установлены торпедные аппараты, которые, кроме дополнительной нагрузки и опасности для корабля, не приносили никакого видимого профита. Однако главным козырем Бисмарка была его скорость. Пока все прогрессивные страны (кроме Японии и СССР) тужились и пытались создать быстроходный линкор, немцы разработали принципиально новый тип линкора-рейдера, который по мореходности, радиусу действия и, главное, по скорости, превосходил конкурентов. На ходовых испытаниях "Бисмарк" показал рекордную скорость в 30,1 узел, которую удалось переплюнуть лишь американской "Айове". Корабль мог легко догнать противника и, в случае, если оный превосходил немца по огневой мощи, всегда мог отступить. Вроде бы всё ок, однако, как показала практика, все эти достоинства помогли "Бисмарку" лишь на бумаге.
В первый свой боевой поход линкор вышел 18 мая 1941 года в рамках операции "Учения на Рейне". "Бисмарк" сопровождал только тяжёлый крейсер "Принц Ойген", что в итоге и стало одним из роковых факторов. Но почему лучший корабль Кригсмарине вышел в море без должного эскорта? Изначально "Бисмарк" планировался как лидер эскадры рейдеров "Шарнхорста" и "Гнейзенау", которые незадолго до начала операции подверглись атаке английских подлодок, а затем угодили в шторм, в результате чего встали на ремонт в Киле. Немецкое командование вообще не любило выпускать повреждённые корабли в море из-за опасности их потери. Короче говоря, два брата-акробата стоят на ремонте, а операцию срывать не хотели. И "Бисмарк" с эскортом вышел в свой первый и последний поход.
По плану руководства флота, корабли должны были выйти в Атлантику через Датский пролив и там наносить повреждения английским коммуникациям. Предполагалось, что, пока "Бисмарк" отвлекает внимание английского военного флота, "Принц Ойген" будет выслеживать и топить торговые и транспортные суда. Однако с самого начала операция пошла по пи*де. Шведы, сохранявшие нейтралитет, не гнушались регулярно передавать сведения о перемещениях немецкого флота английской разведке. Это же случилось и с соединением "Бисмарка". На перехват немецких кораблей было отправлено соединение флота метрополии, включавшее в себя линейный крейсер "Худ", являвшийся на тот момент флагманом Королевского флота и линкор "Принц Уэльский", а также некоторое количество крейсеров и эсминцев. Первое сражение произошло в Датском проливе. И вот тут-то начинается самое интересное. Немцы первыми замечают англичан из-за их высоких фок-мачт, однако "Худ" раньше открыл огонь. Снаряды угодили в носовую часть Бисмарка", но значительного ущерба не нанесли. Несмотря на то, что командующий немецкой эскадрой адмирал Лютьенс отдал приказ не вступать в бой с английскими кораблями, Линдеманн послал его подальше и атаковал "Худ". После ответного залпа немецкого линкора артиллерийский погреб "Худа" взорвался и гордость Королевского флота пошла на дно вместе с командующим эскадрой адмиралом Холландом. Сказать, что англичане охуели - не сказать ничего. "Принц Уэльский" немедленно вышел из боя и сделал ретрит, не забыв перед уходом удачным попаданием перебить "Бисмарку" трубопровод и повредить одну из топливных цистерн.
Несмотря на то, что немцам удалось уйти, вдогонку были отправлены линкор "Родни" и авианосец "Викториэс". Долгое время англичане не могли выследить немецкие корабли, которые весьма успешно отступали в союзные порты. Однако патрульная "Каталина" случайно обнаруживает "Бисмарк" и передает его координаты и курс эскадре "Родни". Вдобавок обнаружились проблемы с перебитым трубопроводом, вследствие чего "Бисмарк" не мог развить большую скорость ввиду угрозы потери топлива, однако он все ещё превосходил по скорости английскую эскадру. В отчаянии англичане решили предпринять атаку торпедоносцами "Сордфиш" с палубы "Викториэса". Казалось бы, летят себе бипланы с грузом под пузом: знай себе стреляй да сбивай. Однако именно тихоходность английских самолетов и стала роковой для "Бисмарка": расчёты ПВО попросту не могли взять упреждение для столь медленных целей. Сказалась и не очень хорошая выучка экипажа, и немецкая школа зенитной подготовки, которая не брала в расчёт столь медленные бипланчики прямиком из прошлого, делая акцент на перехвате более скоростных и мобильных самолетов, да и отсутствие большого количества вспомогательной мелкокалиберной зенитной артиллерии сыграло свою роль. В результате англичане, несмотря на шквальный огонь, подошли к "Бисмарку" и сбросили торпеды. Одна из них нашла свою цель, заклинив руль. А ехидные "Сордфиши" вернулись обратно, не понеся потерь. Это решило судьбу линкора.
27 мая в 8:45 утра английские линкоры "Родни" и "Принц Уэльский" подошли на дистанцию стрельбы. Первым же залпом 406мм снаряды "Родни" вывели из строя две башни главного калибра "Бисмарка". Немцы открыли ответный огонь, но ощутимого ущерба "Родни" не нанесли. Несколько часов немецкий линкор успешно танковал снаряды, отстреливаясь из уцелевших орудий в ответ. Однако торпеды, выпущенные с крейсера "Достершир", нанесли "Бисмарку" фатальные повреждения. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.
А теперь разберёмся с самым главным вопросом, который волнует многих историков и военных аналитиков: а был ли нужен "Бисмарк" вообще? Мой ответ - однозначно нет. На те деньги, которые были затрачены на постройку огромного линкора и его оснащение, можно было построить около полусотни субмарин Тип VII. Карл Дёниц, на тот момент командующий подводным флотом Германии, убеждал фюрера, что секрет победы в Атлантике кроется не в надводном превосходстве - для него у Германии не было ни сил, ни средств, а победу можно было одержать только в подводной войне. Бисмарк строился в первую очередь как морально-психологическое оружие, которое было призвано сковать действия английского флота и вселять страх в души врагов.
Уверенность Гитлера в необходимости подобных кораблей подстегнула и лёгкая расправа с "Худом". Однако новость о потере самого "Бисмарка" нанесла тяжёлый удар по немецкой общественности. Линкор, официально считавшийся непотопляемым, был уничтожен устаревшими и технически несовершенными английскими кораблями. Однако на тот момент уже был почти достроен систершип "Тирпиц", что несколько смягчило горечь утраты. К слову сказать, "Тирпиц" не повторял ошибок своего неудачливого брата и ввиду более рационального применения смог сковывать действия английского флота на протяжении почти всей войны. Однако вернемся к нашим баранам, то есть, к субмаринам.
Если рассматривать эффективность немецкого подводного флота в первые два года войны, то можно заметить, что она была заметно выше эффективности любого линкора или даже целой эскадры. Немецкие подлодки не были самыми современными и быстроходными, испытывали проблемы с торпедами, но, имея количественное преимущество, могли эффективно уничтожать корабли противника, почти не неся потерь. Да и потеря одной-двух лодок не критична, ведь их стоимость невелика, а скорость постройки высока. Вместо "Бисмарка", как уже говорилось, можно было построить пятьдесят субмарин Тип VII, что переломило бы ситуацию в Атлантике в пользу Кригсмарине. Так что, на мой взгляд, идея постройки линкоров-рейдеров себя не оправдала ввиду их низкой эффективности. Что же до технической стороны, то "Бисмарк" привнёс множество технических инноваций во флот, и это нельзя оставлять без внимания. Вердикт следующий: линкор получился, получился хорошо, но зачем? Как психологическое оружие, на мой взгляд, намного более эффективными себя показали как раз субмарины (см. потопление того же линкора «Роял Оак»),а «Бисмарк» был лишь очень дорогой игрушкой в руках австрийского художника, которая сломалась в первую же неделю «игр».
А на этом мы с вами прощаемся, надеюсь, материал был полезным и познавательным. До новых встреч, друзья.
Автор — Мирослав Попов
Не забудьте подписаться на наш паблик: Масонская Ложа К&A