Найти тему

Голографическое дополнение реальности от WayRay

Взгляд на монитор, каким бы молниеносным ни был, займет какой-то отрезок времени. Водитель успевает принять верное решение за доли секунды — как раз то время, которое можно сэкономить, если информация появится прямо перед ним на лобовом стекле. Речь может идти не только о напряженных ситуациях, но и о комфорте: удобно получать необходимую информацию о парковке, маршруте, не отвлекаясь от дороги. В компании WayRay работают над созданием навигационной системы, проецирующей изображение на лобовое стекло. В ней используется способ голографического дополнения реальности.

Организатор стартапа Виталий Пономарёв озадачился идеей создания навигационной системы, использующей принцип голографической дополненной реальности и основал для реализации задуманного компанию WayRay.

Проект стартовал в 2012 году с капиталом в 12 млн рублей. Часть суммы поступила из личных средств Пономарева, что-то пришлось занять.

Потребовалось несколько лет и 500 раундов переговоров, чтобы в 2016 г. получить инвестиции от АФК «Система» в $9 млн.

Команда стартапа нашла оригинальное решение оптической задачи. Для этой цели была создана фотополимерная пленка. Технология изобретения содержится в секрете. Свойства фотополимерной пленки позволяют создавать компактные голографические оптические элементы. WayRay оформил патент на своё изобретение. Информацию об этом можно найти на сайте WIPO. Суть изобретения заключается в том, что реальное и виртуальное изображения совмещаются, проектируясь на две разные пленки, одна из них наносится на лобовое стекло с внутренней стороны, вторая — с наружной. В системе учитываются показатели датчиков скорости и местонахождения. Пороговое значение скорости определяется автоматически, что координирует объем предлагаемой водителю информации.

Компактные размеры устройства Navion, реализующего принцип голографической дополненной реальности, позволяют поместить его на автомобильной приборной панели. Устройство содержит лазерный проектор и визор с имплементированным голографическим оптическим элементом. Управление устройством возможно осуществлять жестами. Navion дополнен модулями 4G, GPS, а также Full-HD-камерой. Прибор оснащен разработанным специально для него мобильным приложением и навигационным программным обеспечением. Публика впервые увидела Navion на выставке CES-2018, организованной в Лас-Вегасе.

Разрабатывая навигатор Navion, WayRay подразумевал выход на рынок HUD-решений прозрачных дисплеев. Согласно прогнозам MarketsandMarkets к 2021 году сегмент этого рынка достигнет $1,33 млрд. Среди игроков рынка японские, немецкие и британские производители (например, Delphi, Bosch, Continental).

Сторонним разработчикам WayRay предоставляет платформу True AR SDK, где они смогут создавать AR-приложения для автомобильных голографических AR-дисплеев. В этих приложениях можно работать с информацией о маршруте автомобиля, скорости, службах, ландшафте и др. Для разработчиков и дизайнеров в январе 2018 года WayRay объявила международный конкурс True AR Challenge and Hackathon. Желающие работают над AR-приложением на новом SDK.

Идея Пономарева состоит в том, чтобы предоставить водителю полный комплект услуг дополненной реальности. Дополняет комплекс устройство, собирающее сведения о поведении водителя. Полученная информация (скорость, расход топлива, состояние автомобиля) анализируется в мобильном предложении WayRay Element, после чего водитель получает рекомендации. Их осуществить поможет функция Autoyoga для прохождения квестов. Устройство подключается к порту OBD-II. Между WayRay и Orange Business Services существует партнерское соглашение (заключено в 2015 г.), что последняя обеспечит связь и техническое обслуживание систем в США.

Финансист по образованию Пономарев в оптике был дилетант. Это обстоятельство скорее сыграло положительную роль, так как ранее специалисты отказались от идеи голографии на стекле. Прогресс перенес фантастический проект в реальность. Многие материалы и устройства стали доступны, перейдя из разряда экзотических и трудно доступных технологий в класс массовых методик, и Пономарев за несколько лет сумел создать прототип.

Создание голограмм — сложный процесс, тем более, для дилетанта. Пономарев обращался за консультациями в Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН. В штате компании работают 80 инженеров.

Компания, привлекшая $80 млн совокупных инвестиций (Alibaba, Porsche, Hyundai Motor, АФК «Система» и др.), оценивается в $500 млн. У компании большой потенциал. Пономарев уверен, что системы, разработанные WayRay будут актуальны для производителей беспилотников.