Найти тему
Инди мастерская

Жанры видеоигр Часть 1

Оглавление

В этот раз мы познакомимся с разнообразными игровыми жанрами.

Да, возможно многие из вас знакомы с ними, но для полного восприятия того, о чём мы будем говорить дальше, необходимо вспомнить, какие же существуют жанры.

Начнём издалека.

Жанр компьютерных игр – это совокупность игр, связанных преемственностью

традиций и общими формальными характеристиками игровых правил;

Понятие «жанр» стало употребляться в текстах, посвященных компьютерным играм только в середине 90-х годов, однако прототипы жанров существовали и раннее. Их образовывали серии из оригинальных игр, их официальных продолжений, либо игры, наследующие оригиналы.

Например, игры которые сейчас называют «Adventure-like», то есть «игры, похожие на Adventure» это игры которые берут свое начало у игры («Приключение») – созданной в 1975-1977.

Название «roguelike» сохранилось до наших дней за группой игр, развившихся из подражания популярной игре Rogue («Бродяга») 1980 г.

Жанры игр постоянно создаются и исчезают, эволюционируют и пересекаются, создавая совершенно новые категории.

В общей сложности, игровые типы можно поделить на повествовательные (вовлекающие игрока в сюжет) и неповествовательные (испытывающие знания, моторные навыки и интеллект).

Ну а теперь, непосредственно к жанрам.

Компьютерная ролевая игра (англ. Role-Playing Game, вкратце RPG)

Жанр компьютерных игр, базирующийся на деталях игрового процесса классических настольных игр.

Признаки RPG:

  • в RPG игрок управляет одним или же несколькими персонажами;
  • любой из этих персонажей описан набором численных данных, перечнем возможностей и умений;
  • примерами этих данных являются хит-пойнты (англ. Hit points, HP), характеристики силы, ловкости, разума, обороны, уклонения, и т.п.;
  • в ходе игры они имеют все шансы изменяться;
  • одним из свойственных составляющих игрового процесса считается увеличение возможностей персонажей за счет совершенствования их характеристик;
  • RPG как правило полагаются на обдуманный сюжет и игровой мир;
  • сюжет обычно распределяется на серию заданий (квестов).

Примеры игр:

  • Первой игрой в жанре RPG была «Dungeons and Dragons» (D&D, Подземелья и драконы) – 1974 г., знаменитая настольная RPG, сотворена на базе метода стратегических боевых игр с привлечением персонажей из мира Толкиена. Похожие игры за краткое время стали довольно известными.
  • System Shock 2 – игра удачно совмещающая RPG составляющую и жанр шутера.
  • Final Fantasy VIII выходит на рынок для игровых консолей и в 2000-м году добирается до PC.
  • Pillars of Eternity
  • «Ведьмак 3: Дикая Охота»
  • Bloodborne
                                       Pillars of Eternity 2, Ведьмак 3: Дикая Охота, BloodBorn
Pillars of Eternity 2, Ведьмак 3: Дикая Охота, BloodBorn

Приключенческий боевик (англ. Action-adventure)

Смешанный жанр компьютерных игр, сочетающий элементы квеста и экшена. Такие игры позволяют игроку преодолевать препятствия как физического, так и интеллектуального характера, например, испытания игрока на стойкость и быстроту реакции; вопрос о том, когда такая игра перестаёт быть чистой action-игрой и превращается в квест, является лишь проблемой интерпретации.

При этом по сравнению с квестами action-adventure в большой степени опираются на перемещение персонажа в виртуальном мире игры — это относится и к геймплею, в котором могут преобладать сражения, и к сюжету: перемещение заставляет запускаться сюжетные сцены, в соответствии с которыми меняется темп игры и контекст действий игрока.

Собственные особенности action-adventure и заимствованные из других жанров:

От экшена:

  • Высокая интерактивность и динамика: активное использование 3D-пространства для перемещений, развитая боевая система реального времени, наличие физической модели, множество заскриптованных динамичных сценок, анимация взаимодействий.
  • Игроку очень редко приходится возвращаться назад по уровню, потому что этот жанр придерживается поуровневой системы прохождения.
  • Присутствует игра на рекорд.

От квеста:

  • Головоломки – важная особенность, перешедшая от квеста жанру action-adventure. Игрок ищет решение некоторой проблемы, метод решения которой жёстко запрограммирован разработчиком.
  • Основной упор идёт на сюжет, который удерживает игрока у монитора.
  • Сложность – нерегулируемая (изредка возможно регулировать сложность врагов).
  • Многопользовательская игра практически невозможна. Иногда механическим образом её реализуют, основываясь на побочных элементах игры; иногда — разрабатывают отдельные кооперативные уровни.

Собственные особенности:

  • В понимании action-игр в action-adventure присутствует малое количество врагов. В некоторых играх они существуют ради дополнительной сложности.
  • Сохранение происходит в контрольных точках.
  • Игры жанра Action-adventure больше полагаются на скорость реакции игрока, чем настоящие action-игры.

На сегодняшний момент игр в жанре Action-adventure очень много. Одними из лучших, по мнению миллионов игроков по всему миру, являются франшизы:

  • Assassin's Creed;
  • The Elder Scrolls;
  • The Witcher;
  • Metal Gear;
  • Tomb Raider;
  • Dishonored;
  • Dark Souls;
  • Red Dead Redemption;
  • The Last of Us;
  • Horizon Zero Dawn и т.д.
                Assassin's Creed IV: Black Flag, God of War, Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain
Assassin's Creed IV: Black Flag, God of War, Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Action/RPG

Поджанр компьютерных ролевых игр, в котором ролевая составляющая сочетается с элементами action-adventure. Иными словами, если в классической action-adventure игре успех действий персонажа во время боевой ситуации зависит от скорости реакции самого игрока, то в Action/RPG не меньшую роль играют персональные характеристики героя. В этом жанре на первый план выдвигается сюжет из-за чего в игре появляется большое количество диалогов; стилистически напоминает hack and slash и олицетворяет собой боевик, с содержанием сцен насилия. Для начисления баллов и перехода на другой уровень, в играх данного подтипа, игрок использует весь доступный арсенал оружия. Геймер должен быстро реагировать на происходящие события и незамедлительно принимать решения, чтобы успешно продвигаться в игре. Всё это Action/RPG перенял от игр в жанре Action-adventure и RPG, именно их смешение подарило нам что-то поистине новое в игровой индустрии.

Deus Ex, System Shock, Dishonored являются прекрасными примерами игр в этом жанре, которые объединяют в себе элементы шутеров с ролевыми играми.

                                         Deus Ex Mankind Divided, System shock, Dishonored 2
Deus Ex Mankind Divided, System shock, Dishonored 2

Игры серий Deus Ex, System Shock обычно причисляют к поджанру immersive sim («симулятор погружения»). Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения, стоит ли выделять эти игры в отдельный жанр, так как между ними есть множество отличий. Тем не менее их объединяет эмерджентный геймплей.

Эмерджентность — свойство системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это значит, что при воздействии на одну подсистему, отреагируют и другие.

Свойство эмерджентности проявляется в том случае, если игрок использует игровые правила, чтобы решить проблему. Например, если в Deus Ex поставить ящик перед турелью, она не будет стрелять в героя. Это можно назвать проявлением эмерджентности из-за трёх признаков:

  • ящики можно двигать;
  • ящики ограничивают обзор;
  • турели атакуют цель, только если видят её.

Чтобы не грузить вас в одной статье, она разбита на две. Остальной материал вы можете прочитать в Части 2