В этот раз мы познакомимся с разнообразными игровыми жанрами.
Да, возможно многие из вас знакомы с ними, но для полного восприятия того, о чём мы будем говорить дальше, необходимо вспомнить, какие же существуют жанры.
Начнём издалека.
Жанр компьютерных игр – это совокупность игр, связанных преемственностью
традиций и общими формальными характеристиками игровых правил;
Понятие «жанр» стало употребляться в текстах, посвященных компьютерным играм только в середине 90-х годов, однако прототипы жанров существовали и раннее. Их образовывали серии из оригинальных игр, их официальных продолжений, либо игры, наследующие оригиналы.
Например, игры которые сейчас называют «Adventure-like», то есть «игры, похожие на Adventure» это игры которые берут свое начало у игры («Приключение») – созданной в 1975-1977.
Название «roguelike» сохранилось до наших дней за группой игр, развившихся из подражания популярной игре Rogue («Бродяга») 1980 г.
Жанры игр постоянно создаются и исчезают, эволюционируют и пересекаются, создавая совершенно новые категории.
В общей сложности, игровые типы можно поделить на повествовательные (вовлекающие игрока в сюжет) и неповествовательные (испытывающие знания, моторные навыки и интеллект).
Ну а теперь, непосредственно к жанрам.
Компьютерная ролевая игра (англ. Role-Playing Game, вкратце RPG)
Жанр компьютерных игр, базирующийся на деталях игрового процесса классических настольных игр.
Признаки RPG:
- в RPG игрок управляет одним или же несколькими персонажами;
- любой из этих персонажей описан набором численных данных, перечнем возможностей и умений;
- примерами этих данных являются хит-пойнты (англ. Hit points, HP), характеристики силы, ловкости, разума, обороны, уклонения, и т.п.;
- в ходе игры они имеют все шансы изменяться;
- одним из свойственных составляющих игрового процесса считается увеличение возможностей персонажей за счет совершенствования их характеристик;
- RPG как правило полагаются на обдуманный сюжет и игровой мир;
- сюжет обычно распределяется на серию заданий (квестов).
Примеры игр:
- Первой игрой в жанре RPG была «Dungeons and Dragons» (D&D, Подземелья и драконы) – 1974 г., знаменитая настольная RPG, сотворена на базе метода стратегических боевых игр с привлечением персонажей из мира Толкиена. Похожие игры за краткое время стали довольно известными.
- System Shock 2 – игра удачно совмещающая RPG составляющую и жанр шутера.
- Final Fantasy VIII выходит на рынок для игровых консолей и в 2000-м году добирается до PC.
- Pillars of Eternity
- «Ведьмак 3: Дикая Охота»
- Bloodborne
Приключенческий боевик (англ. Action-adventure)
Смешанный жанр компьютерных игр, сочетающий элементы квеста и экшена. Такие игры позволяют игроку преодолевать препятствия как физического, так и интеллектуального характера, например, испытания игрока на стойкость и быстроту реакции; вопрос о том, когда такая игра перестаёт быть чистой action-игрой и превращается в квест, является лишь проблемой интерпретации.
При этом по сравнению с квестами action-adventure в большой степени опираются на перемещение персонажа в виртуальном мире игры — это относится и к геймплею, в котором могут преобладать сражения, и к сюжету: перемещение заставляет запускаться сюжетные сцены, в соответствии с которыми меняется темп игры и контекст действий игрока.
Собственные особенности action-adventure и заимствованные из других жанров:
От экшена:
- Высокая интерактивность и динамика: активное использование 3D-пространства для перемещений, развитая боевая система реального времени, наличие физической модели, множество заскриптованных динамичных сценок, анимация взаимодействий.
- Игроку очень редко приходится возвращаться назад по уровню, потому что этот жанр придерживается поуровневой системы прохождения.
- Присутствует игра на рекорд.
От квеста:
- Головоломки – важная особенность, перешедшая от квеста жанру action-adventure. Игрок ищет решение некоторой проблемы, метод решения которой жёстко запрограммирован разработчиком.
- Основной упор идёт на сюжет, который удерживает игрока у монитора.
- Сложность – нерегулируемая (изредка возможно регулировать сложность врагов).
- Многопользовательская игра практически невозможна. Иногда механическим образом её реализуют, основываясь на побочных элементах игры; иногда — разрабатывают отдельные кооперативные уровни.
Собственные особенности:
- В понимании action-игр в action-adventure присутствует малое количество врагов. В некоторых играх они существуют ради дополнительной сложности.
- Сохранение происходит в контрольных точках.
- Игры жанра Action-adventure больше полагаются на скорость реакции игрока, чем настоящие action-игры.
На сегодняшний момент игр в жанре Action-adventure очень много. Одними из лучших, по мнению миллионов игроков по всему миру, являются франшизы:
- Assassin's Creed;
- The Elder Scrolls;
- The Witcher;
- Metal Gear;
- Tomb Raider;
- Dishonored;
- Dark Souls;
- Red Dead Redemption;
- The Last of Us;
- Horizon Zero Dawn и т.д.
Action/RPG
Поджанр компьютерных ролевых игр, в котором ролевая составляющая сочетается с элементами action-adventure. Иными словами, если в классической action-adventure игре успех действий персонажа во время боевой ситуации зависит от скорости реакции самого игрока, то в Action/RPG не меньшую роль играют персональные характеристики героя. В этом жанре на первый план выдвигается сюжет из-за чего в игре появляется большое количество диалогов; стилистически напоминает hack and slash и олицетворяет собой боевик, с содержанием сцен насилия. Для начисления баллов и перехода на другой уровень, в играх данного подтипа, игрок использует весь доступный арсенал оружия. Геймер должен быстро реагировать на происходящие события и незамедлительно принимать решения, чтобы успешно продвигаться в игре. Всё это Action/RPG перенял от игр в жанре Action-adventure и RPG, именно их смешение подарило нам что-то поистине новое в игровой индустрии.
Deus Ex, System Shock, Dishonored являются прекрасными примерами игр в этом жанре, которые объединяют в себе элементы шутеров с ролевыми играми.
Игры серий Deus Ex, System Shock обычно причисляют к поджанру immersive sim («симулятор погружения»). Несмотря на это, до сих пор нет единого мнения, стоит ли выделять эти игры в отдельный жанр, так как между ними есть множество отличий. Тем не менее их объединяет эмерджентный геймплей.
Эмерджентность — свойство системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Это значит, что при воздействии на одну подсистему, отреагируют и другие.
Свойство эмерджентности проявляется в том случае, если игрок использует игровые правила, чтобы решить проблему. Например, если в Deus Ex поставить ящик перед турелью, она не будет стрелять в героя. Это можно назвать проявлением эмерджентности из-за трёх признаков:
- ящики можно двигать;
- ящики ограничивают обзор;
- турели атакуют цель, только если видят её.
Чтобы не грузить вас в одной статье, она разбита на две. Остальной материал вы можете прочитать в Части 2