Найти тему
Chungurova Tatiana

Я бродил одиноко как... дурень. Эдинбург 1976

Эта заметка обещает быть очень длинной (предположительно три части), насыщенной деталями, требующими размышлений (а значит интересной!) и влекущей за собой множество сопутствующих фактов.

Если есть терпение и желание - тогда поехали!

Давайте вспомним Джулию Уэбб и плохо понимаемую, а значит неправильно переводимую цитату о веселых нарциссах.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ca3d80d15bac500b33f8427/o-merkiuri-i-veselyh-narcissah-5e8ba34be4ab702789ae7bf0

Еще тогда я решила взяться за перевод огромной, отнюдь не хвалебной, насыщенной многими второстепенными деталями рецензии из New Musical Express от 11 сентября 1976 года.

Автор этого произведения Фил МакНил. Почему именно за нее? Потому что название этой статьи "I wandered lonely as a clod" является перефразированной сточкой из стихотворения Вордсворта о нарциссах. А значит фраза Меркьюри "I'm as gay as a daffodil" из интервью Джулии изначально была каламбуром, понятным для всех людей, закончивших хотя бы элементарно несколько классов общеобразовательной школы.

Упоминаемый в статье Supercharge игал у них в тот день на разогреве. Все темные и маловразумительные моменты я пыталась прояснить в комментариях.

-2

11 сентября 1976 г.

Фил МакНил

Новый Музыкальный Экспресс

Если зрители выстраиваются в очередь, даже когда у них уже есть билеты ...

... Вы наблюдаете за Феноменом. Именно таковой была ситуация, когда Queen играли на Эдинбургском фестивале (1) - при этом поклонники Молодого Наследника Престола отдали должное этому человеку и его людям… Но что же насчет музыки? Что по поводу будущего? Наш герой, облаченный в трико скачет прямиком в тупик?

Ледяной эдинбургский ветер обдувает голые склоны недалеко от Театра Playhouse и мучает толпу мазохистов, которые стоят в очереди длиной в четверть мили, чтобы попасть на первый британский гиг Queen в 1976 году.

Мазохисты? Вы уже все поняли о моих предубеждениях против этих четверых вундеркиндов? На самом деле, нет: они мазохисты, потому что у них у всех уже есть билеты, и, в то время как паб на другой стороне театра почти пуст, эти дети рискуют подхватить воспаление легких ни за грош из-за нетерпения добраться до своих мест.

Обескураженные, фотограф Чоки Дэвис и я отдаем предпочтение очереди в пабе, оставив шотландскую очередь…

Чоки Дэвис - надпись на фотографии гласит "Я коллекционировал рок-звезд, как некоторые коллекционируют марки"
Чоки Дэвис - надпись на фотографии гласит "Я коллекционировал рок-звезд, как некоторые коллекционируют марки"

Позже, в Playhouse, Supercharge выдают свои непристойности на радость толпе, битком набившей зал. Они потеряли клавишника Йэна Брэдшоу, по крайней мере, на сегодняшний вечер, и это вполне объясняет вызывающее беспокойство ослабление бренчащего ритма группы. Но знаменитая шотландская публика словно рехнулась.

Будь то Bay City Rollers, скачущие по сцене в стиле новый панк-рок или совершенно серьезная тенденциозная фанк-песня, отклик настолько силен, как, вероятно, у Superchange никогда и нигде не было, - но это определенно провальное выступление!

Ливерпульские бездельники удаляются, остальные начинают распевать во всю глотку «Мы хотим Queen», а шустрые роуди готовят спартанскую сцену: никаких хитроумных декораций, ничего подобного, только громоздкая ударная установка Роджера Тейлора перед обязательным гонгом и гора гитарных усилителей Брайана Мэя.

Тьма ... толпа затаила дыхание ... звук гонг ... визг восторга парня, стоящего рядом со мной ... что-то вроде обычной симфонической электронной атмосферной фанфары... она перетекает в Bohemian Rhapsody в стиле Гилберта и Салливана (2) ... волнами наплывает сухой лед ... громогласное приветствие зала... юноша рядом со мной вонзает свои локти в мои ребра и подпрыгивает на сидении как в бреду ...

Вот они и на сцене, выбегают под звуки записанной Bohemian Rhapsody, которую сменяет живое исполнение, сопровождаемое тяжелым рифом. Безумно вспыхивают огни, повсюду дым, парнишка рядом со мной кричит от радости, ему вторят 3000 обезумевших шотландцев. Взрывы не прекращаются, и я второпях записываю, во что одет Фредди Меркьюри, пытаясь контролировать свое потрясенное сознание.

Фредди Меркьюри в белом трико, которое он впервые надел, очевидно, на этом шоу.  По воспоминания Гэри Тейлора (сотрудника Queen, эксперта и фаната) он впервые появился в нем в начале сентября 1976 года. То есть именно в Эдинбурге. Через полгода на трико появились арлекинские ромбики. Это был май 1977. Так что контролируем потрясенное сознание и любуемся)))
Фредди Меркьюри в белом трико, которое он впервые надел, очевидно, на этом шоу. По воспоминания Гэри Тейлора (сотрудника Queen, эксперта и фаната) он впервые появился в нем в начале сентября 1976 года. То есть именно в Эдинбурге. Через полгода на трико появились арлекинские ромбики. Это был май 1977. Так что контролируем потрясенное сознание и любуемся)))

Здесь сказано белый комбинезон. Какой профессионализм. Я как военный корреспондент, отмечающий время, когда стена, к которой он прислонился, сносится танком.

Безжалостная бомбардировка всех чувств продолжается и тогда, когда Queen «выбираются» из «BoRhap» - «just gotta get right outta here», (я просто хочу отсюда выбраться) - и как я могу не согласиться? - в грубоватую смесь риффов хэви-метала, склеенных показными гармониями, после чего следуют быстрые проигрыши (минусовки).

По сути, это полная ерунда, театрализованный синтез грубейших кусков регламентированного шума, который только может сотворить это трио. Когда грохот стихает, Меркьюри снова появляется из-за кулис. Похожий на лягушку в своем плотно облегающем балетном трико, он величественно наколдовывает гигантские вспышки, оглушительно вспыхивающие со сцены.

Едва ли не такой же грохот производит аудитория со своих выстроенных шеренгами сидений.

 Билет на шоу 1 сентября 1976
Билет на шоу 1 сентября 1976

Явление Queen было неоднозначным. Самая успешная британская группа десятилетия, надув губки, предстала перед своими верноподданными.

Тенденция, вероятно, ясна. Толпа любит их, критик ненавидит. Так случилось, что они мне таки нравятся, но в целом вырисовывается справедливая картина отношения рок-прессы к Queen: в конце концерта, когда единственным возможным способом увидеть группу на сцене было взобраться на плечи человеку, сидящему впереди тебя и прыгающего вверх-вниз, я выхватил из толпы пару кислых лиц. Критики.

Так было не всегда: в двух словах, в начале 75 года у Queen была огромная аудитория и уважение критиков. Дейв Даунинг, чья недавно опубликованная книга, «Будущий рок», окидывает пристальным взглядом весь спектр тяжелого рока - Дилан, Рид, Боуи, Флойд и т.п. - рассматривал «Sheer Heart Attack» наряду с «Пропагандой» Спаркс в январском выпуске «Let It Rock» в 1975:

«Я нахожу слова Рона Мела оскорбительно неубедительными, но хвалю за находчивость… Я просто вижу Гилберта О’Салливана, (3) ударившегося в прогрессивный рок…»

Измените Гилберта О’Салливана на Гилберта и Салливана и эти слова можно легко применить к “Night at the Opera”. Тем не менее, Даунинг сказал следующее о Sheer Heart Attack:

  • «Резким контрастом перед нами предстает третий альбом … это лучшая группа, которую я слышал за последнее время… Queen убедили меня, что деление рока на тяжелый и мягкий в большой степени происходит за счет нехватки энергии в обоих течениях. И когда они исполняют рок, и когда балладу… от них просто исходит энергия. В них есть привлекательность ранних Битлз.»
  • «... Гитара Брайана Мэя подчеркивает вокал Фредди Меркьюри с такой же силой и, возможно, с большей изобретательностью, чем Ронно в лучшие дни « Panic In Detroit »….
  • «… Голос Фредди Меркьюри не менее удивителен, ему мешает только отсутствие лирики, которая это подчеркивала бы и музыки, достойной его. Некоторым рок-группам мешает глубокий смысл их песен; я думаю, что Queen это только помогло бы.
  • «Но это скорее надежда, чем критика. Превосходный лоск этой записи скрывает настоящее золото, а не, как в случае Sparks, просто заменяет его…».

Правильно, Queen во время «Sheer Heart Attack» находились в равновесии, они были готовы к выбору практически любого направления и статуса, которые только заблагорассудится. Они побороли свои первоначальные недостатки – кэмп, гротескное подражание Led Zeppelin, и стали мощной и стильной группой, выдавшей потрясающий сингл «Killer Queen».

Хотя им не хватало умения Боуи управляться со словами, исконное значение их названия по-прежнему цепляло, и, слушая «Sheer Heart Attack», казалось, что все, что им нужно, - это слова к песням и немного организованности, чтобы стать не только самыми популярными со времен Боуи, но самыми лучшими.

Первое, что бросается в глаза - это пульсирующая энергия, с которой Мэй ведет ансамбль через водоворот «Брайтон Рока». Он взрывается с энергией, соответствующей будничной праздничной лирике, и на карте слов прокладывает свою собственную тропу: он рассказывает историю.

Эта энергия почти полностью отсутствует в «Opera», и даже в «Брайтон Роке» она ужасно нарушается смехотворным гитарным соло. Мэй слушает только себя в бессмысленных упражнениях, что создает впечатление совершенной оторванности от остальной части номера.

Эта энергия, также отсутствующая в «Opera», обнаруживается в «Now I’m Here», намеки на the Who («I Can See For Miles»), приводящие к блестящим сочным гармониям – все сделано в духе Роя Томаса Бейкера, продюсера Queen на протяжении всей их карьеры, а сейчас он удачно использован в «Drag Race Queen» от Sunfighter, которая не имела шанса среди всех хриплых гармоний «Opera».

Отличный рок, сильный и позитивный, известен нам со времен тура Queen по США с Mott the Hoople.

Однако по альбому «Sheer Heart Attack» семена упадка Queen рассеяны везде.

«Bring Back That Leroy Brown» стал первым свидетельством того, что они хороши не только в роке. Он был безупречно исполнен, такая кэмп стилизация под негритянские мелодии, но его плохо приняли.

«Lap of the Gods (часть первая)» показалась излишне помпезной; «Flick Of The Wrist», мрачная и тяжелая песня с бодрящим жужжанием, гитара Мэя снова рассыпалась по всему залу в приступе агрессии, правда, быстро исчезающей. К несчастью, все это было преддверием отталкивающей «Death on Two Legs».

«Death», открывающая «A Night At The Opera», похоже, адресована их предыдущему менеджеру (до Джона Рида.) Потрясающе плотная в музыкальном отношении, с агрессивным и ханжеским текстом, ужасно резкая и прямолинейная, мстительная тирада, которая говорит о написавшем больше, чем о том, кому это написано.

Эта незрелость подытоживает выступление Queen: дети, вырвавшиеся на свободу, но вооруженные по последнему слову техники.

Прозвучавшая до нее «Flick Of The Wrist», была такой же злой - и, очевидно, написана на ту же тему - но она добивается успеха там, где «Death» проигрывает, потому что музыка придает возвышенный характер пению, и слова становятся вторичны по отношению к мелодии.

В Эдинбурге «Flick Of The Wrist» идет четвертым, и он не так хорош, как в записи, может, потому что сегодня им с трудом даются быстрые песни.

Они уже исполнили «Sweet Lady» из «ANATO». Меркьюри поет хорошо, а группа звучит уверенно. Но внезапно гитара Брайана Мэя выходит из строя из-за всех полученных ударов, он сбивается с ритма. Финальное крещендо всех распаляет, но это далеко не то, что могло бы быть.

Фредди пьет шампанское за Эдинбург перед тем, как он и Мэй, угрюмо позируя в голубых лучах прожекторов, робко отваживаются перейти к по средневеково романтичной «White Queen» из «Queen II». Фредди идет к пианино под извилистое, отдающее эхом соло Мэя.

Видимо, что -то у Мэя не задалось  в Эдинбурге
Видимо, что -то у Мэя не задалось в Эдинбурге

Здесь проблема Мэя выходит на первый план, он не может ритмично сыграть соло в быстром темпе. Песня набирает обороты, но она кажется всего лишь прикрытием, мчащимся сквозь, казалось бы, бессмысленные изменения от одного соло к другому, как бы пытаясь ослепить вас скоростью. Настоящая находка, чтобы прикрыть поверхностность!

Джон Дикон играет мощно, поддерживая песню, если нужно, а Роджер Тейлор, хотя и выглядит отстраненным от происходящего на своей высокой стойке, но играет уверенно и разнообразно. Пение Меркьюри превосходно, и, видимо, только Мэй подкачал.

Далее следует попурри, и оно приносит немного тепла в это безвкусное, кричащее и позерское шоу. «You’re My Best Friend» Джона Дикона завершает первую часть. Как и «Misfire», это самый дружелюбный трек на «Opera», и, покуда Мэй и Меркьюри разрываются между всеми музыкальными жанрами, известными роду людскому, это - единственная рок-песня, кроме Тейлоровской жизнерадостной «I’m in Love With My Car».

На сцене вокал Меркьюри прекрасно накладывается на гармонии группы, и публика хлопает в унисон с медленными мелодиями. Гитарное соло Мэя недостаточно громкое, и в конце он берет ужасный аккорд, но это случайный сбой.

Звон двух нот в конце «You’re My Best Friend» напоминает конец «Killer Queen», и перетекает в «Богемскую Рапсодию».

Продолжение следует…

1 - Эдинбургский фестиваль — общее наименование фестивальных мероприятий, проходящих в Эдинбурге каждое лето, как правило, в августе. Несмотря на то, что фестивали проводятся разными организациями, не имеющими отношения друг к другу, посетителями они воспринимаются как одно событие. Эдинбургский фестиваль является крупнейшим среди подобных ежегодных мероприятий.

2 - Гилберт и Салливан — театральное сотрудничество викторианской эпохи либреттиста Уильяма Гилберта (1836—1911) и композитора Артура Салливана (1842—1900). В период с 1871 по 1896 год они создали четырнадцать комических, которые часто упоминаются как оперетты. Гилберт создал причудливые сюжеты этих опер, в которых всё «шиворот-навыворот» (topsy-turvy), где каждый абсурд доводится до логического конца: феи вращаются в обществе британских лордов, флирт является преступлением, гондольеры претендуют на монарший престол, а пираты оказываются заблудившимися аристократами]. Салливан, который был младше Гилберта на 6 лет, внёс вклад своей музыкой, легко запоминающимися мелодиями, которые передают и юмор, и пафос.

3 - Гилберт О’Салливан (Gilbert O’Sullivan, род. 1 декабря 1946) — ирландский музыкант, автор-исполнитель, певец и пианист, в творчестве которого соединились дар «песенника битловского образца и интерес к старомодным музыкальным жанрам».

Ссылки на вторую

и третью часть

Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня

Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613

© Copyright: Татьяна Чунгурова, 2021
Свидетельство о публикации №221011001531