Наконец-то подоспела вторая часть...
Давайте тезисно вспомним, что нового мы узнали в первой части ( училка я, все ж!).
Во-первых, в Эдинбурге Фредди впервые появился в белом облегающем трико. (Костюм Кермита, по нелестному определению автора переводимой статьи).
Во-вторых, в названии статьи обыгрывается то же стихотворение Вордсворта, что и в цитате Меркьюри про "веселого нарцисса".
В третьих, видимо, в Эдинбурге Меркьюри был шокирующе прекрасен (судя по реакции журналиста).
И в четвертых, некоторые песни исполнялись до того, как они были записаны для альбома. Об этом читайте мой перевод интервью Меркьюри и Тейлора
New Musical Express от 11 сентября 1976 года.
Фил МакНил
(продолжение)
Bo Rhap подытоживает откровенный идиотизм, которым отмечен их последний альбом. Но на самом деле в этом бессвязном эпосе есть несколько примечательных черт, особенно гитарный проигрыш, который следует за оперной частью, с его внезапно обрывающимися, как бы половинчатыми фразами и, ближе к концу, изящный переход между затухающей гитарой Мэя и партией Меркьюри на фортепиано. Но все остальное громоздко и, если не явно глупо, то напыщенно и без воображения.
По неведомым причинам Брайан Мэй, казалось, потерял чувство рок музыки в этом альбоме, и первое гитарное соло в Рапсодии стало единственным не скомканным соло в альбоме, не считая Lazing On A Sunday Afternoon. А что касается Вельзевула ...
Но слова Богемской Рапсодии даже хуже музыки. Основной сценарий, по-видимому, заключается в романтическом отходе от общества «бедного мальчика», который, в угоду Меркьюри и его поклонению оружию, убивает человека, что приводит к некоему перетягиванию каната между двумя силами. Жизнь и смерть? Рай и ад? А Фредди сам-то знает?
Есть еще краткий вызов, как удар ножом - «just gotta get out of here», но заканчивается все фатализмом «anywhere the wind blows». Невнятное повествование об идеализированных эмоциях, которые, вероятно, вообще ни о чем.
Песни Меркьюри склонны к тому, чтобы быть смутными до такой степени, что кажутся бессмысленными. Вот возьмем такую пошловатую вещь, например, как Lazing On A Sunday Sunday, где технические умения Queen превращают короткую слащавую песенку в высший пилотаж с отличным гитарным пассажем. Именно он напомнил мне о Дневнике Миссис Дейл (1), а также еще одна особенно гармоничная строка в «there he goes again». Но всю глубину претензий Меркьюри можно измерить в других его «серьезных» песнях.
Они на самом деле довольно редки, но самый глубокий опус Меркьюри, не считая Рапсодии, вероятно, In The Lap Of The Gods из Sheer Heart Attack. Там присутствует знаменующее грядущие несчастья целостное пение, которое мне очень нравится в музыкальном плане, но его единственный смысловой посыл, как и в случае с Рапсодией, - это то, что мы называем предопределением.
Остальная часть творений Меркьюри состоит из живых баллад (мелодически горестные, лирически малопонятные Lily Of The Valley из Sheer Heart Attack и более нарциссическая, менее целенаправленная, извилистая Love Of My Life, самая незапоминающаяся в Opera); стервозности (этот ужасный дуэт Flick Of The Wrist и Death On Two Legs); и песен со странным ритмом ( Leroy Brown, Lazing и Seaside Rendezvouz из Opera).
Seaside Rendezvous - довольно интересная вещь, иллюстрирующая странный пуризм, побуждающий Queen хвастаться на обложках альбомов тем, что они не используют синтезаторов. Длинная пьеса, в стиле 20-х годов, Рандеву полностью оркестровано инструментальными пассажами разных духовых инструментов, которые исполнены исключительно вокально! (см. ниже перевод этой песни и видео - после этих слов я несколько раз переслушала эту песню Она мне и раньше нравилась, а теперь и подавно!)
Это поразительно. Королевичи - перфекционисты, как мы все знаем. Даже пение Меркьюри, как и на большинстве альбомов, сделано строка за строкой, чтобы создать поразительный эффект. (bursting out of the speaker effect).
И в этом перфекционизме и таится их гибель, потому что они, кажется, так долго работали над Night At The Opera, что полностью потеряли из виду то, зачем они это делают, а именно – записываемый диск, уделяя внимание поверхностному совершенству без малейшего намека на огонек Sheer Heart Attack.
Как бы там ни было, вернемся к творчеству Фредди: следующая песня в эдинбургском попурри, последовавшая за Bohemian Rhapsody, и, слава богу, без оперной части- это Killer Queen.
Что за песня! Хотя они исполняют ее медленнее, чем на записи, она все равно звучит слегка торопливо, идеи сыплются одна за другой - так быстро и сочно.
В ней так много достоинств, которых не хватает в Опере: интересная музыка (которая была проигнорирована на A Night At The Opera в пользу сценической броскости), краткость, яркость (Опера положительно «бескрылая» по сравнению с манерной поступью этого чуда), в своей суетности она ни на что не претендует, нечто, чем не может похвастаться ни одна из работ с Оперы, включая укулеле Мэя, которое он пытался заставить звучать, как вокал Джорджа Формби (2).
За тем следует шумный March Of The Black Queen с альбома Queen II и после него Рапсодия. Гонг Тейлора резко вталкивает нас в эффектное исполнение Leroy Brown - чисто инструментальное, чем и заканчивается попурри.
За этим следует Brighton Rock. Раскаленный добела и невероятно насыщенный фальцет Тейлора пронзительно пикирует сверху, пока…
О, нет, это виртуозный гитарный проигрыш, когда остальные уходят со сцены, оставляя Мэя поиграться с его эффектными устройствами.
Этот человек не имеет ни малейшего представления о сценических уловках, он неуклюже стоит на том месте, которое только что занимал Фредди, и время от времени бросается к своему усилителю, чтобы крутануть еще один рычаг. Его выступление остроумное, но едва ли его музыка превосходная – вполне себе средненькая.
Временами в течение этого промежуточного соло Мэй исполняет что-то хорошее - глянцевую, японскую часть, мягкий, симфонический проигрыш - но его индивидуальное выступление страдает из-за ошибки, общей для всех Queen, которая обесценивает то хорошее, что они играют – у них нет вкуса. Они не понимают, что есть хорошо, а что плохо.
Они умеют выступать, и они очень яркие парни (согласно бездарно и неинформативно написанной Официальной Биографии Queen авторства Ларри Прайса, Брайан может иметь или нет докторскую степень по астрономии, Меркьюри - по графике и иллюстрации, Дикон - диплом с отличием по электронике, а Тейлор степень в области биологии), но что касается вкуса ...
Как будто для того, чтобы подчеркнуть этот момент, Тейлор возвращается, чтобы сделать свой бессловесный трюк с пивом на барабанах, и они начинают громоздить целую серию монотонных, архетипических рифов хэви-метала.
Следующая песня, 39, и все четверо выступают вперед - Мэй с акустической гитарой, Тейлор с тамбурином и бас-барабаном.
Ну, надо же, какими прихорошившимися они выглядят! Меркьюри снова демонстрирует свой прекрасный голос.
Новинка You Take My Breath Away из альбома, в настоящее время известного как A Day At The Races - наполовину законченного, - демонстрирует, что Фредди все еще не прощается с исполнением баллад. Это робкая, изящная песенка под аккомпанемент фортепиано, старомодная и заурядная...
1 Дневник миссис Дейл был первой значительной радиодрамой BBC. Первый выпуск 5 января 1947 года. Эта радио пьеса была новаторской в том, что каждый эпизод предварялся монологом самой миссис Дейл, как если б она зачитывала свой дневник.
2 Джордж Формби (1904-1961) - английский актер и поэт-песенник, игравший на укулеле и банджолеле. Считается гениальным профессионалом мюзик-холла.
Ссылка на первую часть статьи
Окончание следует
Обещанный перевод Свидания на морском берегу
Seaside rendezvous
Свидание на берегу моря
Seaside – whenever you stroll along with me
Берег моря – когда бы ты ни прогуливалась рядом со мной
I'm merely contemplating what you feel inside
Я просто созерцаю то, что ты чувствуешь
Meanwhile I ask you to be my Clementine
А тем временем я прошу тебя стать моей Клементиной
You say you will if you could but you can't
Ты говоришь, что стала бы. Но ты не можешь
I love you madly
Я безумно тебя люблю
Let my imagination run away with you gladly
Пусть мое воображение безумно унесется с тобой
A brand new angle – highly commendable
Это нечто совершенно новое – очень рекомендую
Seaside rendezvous
Свидание на берегу моря
I feel so romantic.
Я в таком романтическом настроении
Can we do it again?
Мы можем это повторить?
Can we do it again sometime? (I like that)
Мы сможем это повторить когда-нибудь? (Мне так нравится!)
Fantastic, c'est la vie Madames et Monsieurs
Это фантастично, Мадам и Мсье – се ля ви
And at the peak of the season, the Mediterranean
И в самый разгар сезона, на Средиземноморье
This time of year – it's so fashionable
в это время года – это так модно
I feel like dancing in the rain,
Я хочу танцевать под дождем
Can I have a volunteer?
Ну, кто со мной?
Just keep right on dancing –
Продолжайте танцевать
What a damn jolly good idea
Какая это чертовски хорошая идея
It's such a jollification as a matter of fact,
Это по сути так развлекательно
So très charmant, my dear
Это так тре шарман (очаровательно), дорогая
Underneath the moonlight
В лунном свете
Together we'll sail across the sea
Вместе мы переплывем море
Reminiscing every night (Shine on silvery moonlight)
Вспоминая потом о каждой ночи (сияние серебристого лунного света)
Meantime (in the meantime, baby)
А в это время (в это время, крошка)
I ask you to be my Valentine
Я прошу тебя стать моей возлюбленной
You say you'd have to tell your daddy if you can
Ты отвечаешь, что должна спросить у папочки, если можно
I'll be your Valentino
Я буду твоим возлюбленным
We'll ride upon an omnibus and then the casino
Мы покатаемся на омнибусе, а затем поедем в казино
Get a new facial, start a sensation
Прихорошимся, произведем сенсацию
Seaside Rendezvous — so adorable,
Seaside Rendezvous — oo hoo
Свидание на берегу моря – это очаровательно
Seaside Rendezvous —
Свидание на берегу моря
give us a kiss
Поцелуй же нас!
Везде пишут, что эта песня опереточная - а я просто вижу тапера, который играет в кинотеатре, во время сеанса немого кино! И видеоряд подтверждает это мое впечатление. Еще мне подумалось вот что - помните, как Фредди настойчиво хотел , чтобы их песням аккомпанировал настоящий оркестр? А ведь большинство старых фильмов вплоть до 60-х годов и сопровождаются оркестровой музыкой. Это так сказалась любовь Фредди к старому кино?
Ссылки на первую часть
и третью, заключительную
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613
© Copyright: Татьяна Чунгурова, 2021
Свидетельство о публикации №221011001531