Найти в Дзене

Василий Андреев. Гастрольный чёс с балалайкой

Вряд ли в 19 веке использовался этот термин, но гастрольный проект 1891 года отца русской балалайки и великого ее пропагандиста другим словом не назовешь.

Чёс (от глагола «причёсывать») – концертные туры со множеством городов в расписании и большим количеством однотипных выступлений. Длительная и тяжелая работа на износ. Нередко новогодний чес за две недели беспрерывных гастролей приносит артистам до половины годового дохода.

Гастрольный тур 1891 года Андрееву и его товарищам особых доходов не принес, а вот по всем остальным позициям, это был несомненно «чёсом»:
- ограниченный контингент (семеро балалаечников)
- приглашенные «звезды»
- скромный и однообразный репертуар
- громкая реклама (музыкальная сенсация! новейший репертуар русских песен, плясок, модных парижских вальсов, маршей!)
- напряженный рабочий график

Гастроли стартовали в апреле, а закончились в сентябре. За это время артисты проехали огромный кусок страны, а концерты давали в следующих городах: Вышний Волочек – Ярославль – Кострома – Казань – Самара – Саратов – Царицын – Астрахань – Баку – Тифлис – Владикавказ – Ростов-на-Дону – Новочеркасск – Харьков – Николаев – Одесса – Курск – Нижний Новгород… Зачастую планы менялись, исходя из обстоятельств. Например, в Казани помимо планового концерта в зале Дворянского собрания еще пять отыграли в саду Панаева, в результате пришлось отменить выступление в Симбирске (от Казани до Самары плыли без остановки) и т.д.

В надежде на повышение доходности под эти гастроли было создано «артистическое товарищество». Помимо балалаечников в него вошли:
- писатель-юморист Павел Вейнберг (сценки из еврейского, русского, армянского быта)
- итальянская певица Викторина Занетти (на момент гастролей ей было всего 17 лет)
- одессит и баритон Яков Биллиг (он же Бэллог, Билих, Биллихас)

Первые двое ближе к концу гастролей сошли с дистанции и были заменены четой провинциальных (и возрастных!) оперных певцов, которых в афишах представляли солистами европейских оперных сцен.

Интересно, что плохую прессу имели как раз-таки эти «звезды», а вот балалайки Андреева, как правило, пользовались успехом. Например, в Грузии на один из концертов пришел ни много ни мало пианист и композитор А.Г. Рубинштейн. Позже он написал Андрееву: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны!».