Судьбы людей, вынужденных издалека любить свою родину, трагичны вообще по своей сути, судьбы поэтов, оказавшихся в вынужденной эмиграции, трагичны многократно. О поэте, ученом, истинно русском человеке Владимире Петрушевском наш рассказ.
"Гусар смерти"
Родившемуся в Москве в 1891 году Владимиру Петрушевскому, была предопределена карьера военного.
Его дед — генерал-лейтенант артиллерии Василий Петрушевский разработал динамит и преподавал химию будущему Императору-Миротворцу Александру III. Отец — генерал Александр Васильевич Петрушевский нес службу Отечеству в гренадерской артиллерийской бригаде.
Владимир Петрушевский пошел по стопам своего отца, поступив в Хабаровский кадетский корпус, который и окончил в 1908 году. Потом были элитные артиллерийское и кавалерийское училища, Уссурийский казачий дивизион, Пятый гусарский Александрийский Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк.
Именно в рядах этого доблестного полка Владимир Петрушевский бился с германцами на фронтах Первой мировой. Гусаров Пятого Александрийского полка называли «черными гусарами» или «гусарами смерти». На серебряном полковом знаке был изображен черный мальтийский крест с адамовой головой — древнехристианским символом, смысл которого - готовность к смерти за Веру, Царя, Отечество с обретением бессмертия в Царствие небесном.
В Гражданскую войну Владимир Петрушевский воевал в чине полковника в армии Верховного Правителя России адмирала Колчака, геройствовал в боях на Урале, был участником знаменитого Ледяного похода.
Исследователь вулканов
После окончания гражданской войны, понимая, что ему нет места в большевистской России, Петрушевский принял решение покинуть Отечество. Свершившиеся события он тяжело переживал всю свою жизнь. В августе 1920 года он отплыл из Владивостока.
Корабли, корабли, корабли,
Сколько вас в безграничном просторе?
Это дети несчастной земли
На чужбину везут свое горе.
Петрушевскому удалось взять с собой семейную уникальную военную библиотеку, которая долгие годы собиралась его дедом-генералом и им самим, знатоком русской старины, поэтом и ученым-исследователем в области сейсмографии, страстным нумизматом и собирателем старинных книг.
В поисках работы он оказался на острове Ява, который находился под голландским управлением. В 1921 поступил на службу в Горный департамент в отдел геологии: изучил голландский и малайский языки. Одновременно окончил Военно-научные курсы.
Начав работать рядовым чиновником вулканической службы, Петрушевский проявил себя настоящим исследователем. Сотни экспедиций, уникальных находок и исследований сделали Петрушевского авторитетным вулканологом мирового уровня.
Пусть снова воскреснет великая Русь
Поэт и ученый остается любящим сыном своей Родины, постоянно думает о России, желая ей добра и возрождения:
Господь Всемогущий! Одна лишь дорога –
К Тебе обратиться, Тебе я молюсь,
Прошу у Тебя, Милосердный, немного –
Пусть снова воскреснет великая Русь.
Владимир Петрушевский был убежденным монархистом, который видел возрождение России в восстановлении сильной имперской власти. С особой любовью поэт относился к Венценосной Семье последнего Российского Императора Святого Страстотерпца Николая II и пламенно верил, что Россия обязательно придет к покаянию перед Благочестивым Царем-мучеником и его Семьей.
Их Императорским Высочествам Августейшим Дочерям Государя посвящено пронзительное стихотворение Петрушевского:
От рук проклятых и ужасных
Погибнуть были вы должны
Четыре девушки прекрасных,
Четыре Русские Княжны
Одна была вина за вами:
Любовью к Родине горя,
Ее вы были дочерями,
Как дщери Русского Царя:
Ваш взгляд молитвенно-лучистый,
Последний в жизни взгляд очей
Сказал, что вы душою чистой
Простить сумели палачей.
Последний вздох... Утихли слезы...
Исчезла жизни суета...
Четыре царственные розы
Прошли чрез райские врата.
В 1950 году после ухудшения здоровья, Петрушевский переезжает в австралийский Сидней. Поэт был почетным председателем Союза инвалидов в Австралии, постоянно собирал средства для помощи ветеранам и инвалидам Первой мировой и Гражданской войн. Даже умирая, он завещал положить в кафедральном соборе подписной лист, чтобы в день его похорон вместо венков и цветов его друзья жертвовали деньги на помощь инвалидам.
Не стало Владимира Петрушевского в 1961 году. Он ушел верным сыном России, не приняв ни голландского, ни австралийского подданства. На гроб его легли крупицы русской земли, бережно хранимой им больше сорока лет.