Найти тему
DX

Про пилотируемый запуск SpaceX и про нас

Оглавление

Это просто и уже сделано много раз

На самом деле нет.

Орбитальные пилотируемые полеты за почти 60 лет бурного развития пилотируемой космонавтики осуществлялись с использованием совсем небольшого числа семейств ракет-носителей (РН):

СССР/Россия

  • Под корабли Восток–Восход–Союз применялись одноименные РН семейства ракеты Р7 с двигателями РД-107/РД-108. Модификации именно этих двигателей используются и сегодня.

США

  • Под программы Mercury–Gemini–Appollo–Space Shuttle использовались носители Atlas, Titan 2, Saturn, Space Shuttle.

Китай

  • Shenzhou как творческая копия корабля Союз на РН Чанчжэн-2F с двигателями YF-20.

Всё!

Поэтому, конечно, любая новая для пилотируемых запусков ракета-носитель и новый корабль – это интересно, здорово и круто!

Принижение сложности создания такой техники умаляет и значение многих работ в нашей космической отрасли.

У нас

Если коротко, то планируем новый корабль – Федерация/Орел. Понимание РН под него менялось, на сегодня это уже не Союз-5/Иртыш, а Ангара-А5.

Проекту больше 10 лет, сроки часто двигаются, пилотируемый полет к МКС на сегодня планируется на 2025 год.

Проект, конечно, более амбициозный, чем Crew Dragon – Федерация позволит летать дальше, чем околоземная орбита, корабль сможет участвовать в лунной программе.

Недавнее изменение планов по РН и использование серийного предприятия в качестве разработчика РН выглядит странным, похоже, тут много кабинетной возни.

Наследники "Энергии"

Интересно, что двигатели перспективных РН (РД-191, РД-171МВ) и экспортируемые в США РД-180, РД-181 являются наследниками основного двигателя РН Энергия – РД-170. Показатели этих двигателей сегодня задают планку для новейших разработок во всем мире.

Это дает представление о масштабах работ по МТКС "Энергия – Буран".

Вообще, я считаю, что "Энергия – Буран" – самый недооцененный космический проект в истории СССР/России. Из-за внешнего сходства с обликом Space Shuttle обычно не видят его красоты и революционности.

Даже осколки от проекта позволяют говорить про возможность конкуренции на мировом уровне через 32 года после последнего полета комплекса.

SpaceX

Обладая небольшими, по меркам отрасли, ресурсами, SpaceX использует их крайне эффективно.

Компания смогла добиться высокой надежности двигателя Merlin, на которых летают все Falcon-ы. Показательны тут запуски Falcon Heavy, где на старте используется 27 одновременно работающих двигателей.

Также созданы многоразовые транспортный и пилотируемый корабль семейства Dragon.

В каждом элементе комплекса реализованы красивые инженерные идеи, а менеджмент обеспечил то, что в результате на сегодня SpaceX имеет инструменты для закрытия широкого спектра орбитальных задач.

Взяв эту высоту, компания планирует эффективно зарабатывать на коммерческих запусках.

Привлекательно, что компания нацелена на работу за пределами орбиты Земли. Для этого следующая задача – доведение двигателя Raptor и запуск комплекса Starship, на чем сегодня сосредоточены усилия по RnD.

Такие подходы, энтузиазм и скорости вполне напоминают лучшие годы развития нашей космонавтики!

Перспектива

Конечно, хочется видеть успехи российской космонавтики. Задела с советских времен хватает до сих пор, инженерная мысль жива. Есть явная проблема с формулированием целей и управлением.

При этом для нас есть смысл искать партнеров для кооперации по следующим шагам в космосе.

Активизация работ по космосу в мире – это в любом случае здорово, Луна и Марс становятся чуть ближе!

Наука
7 млн интересуются