Найти тему
Вижу красоту

Конаковский фаянс на Expo-58

Источник: plushkin.su
Источник: plushkin.su

Друзья, хочу представить вам перечень изделий Конаковского фаянсового завода, экспонировавшихся и получивших награды на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.

Издание представляет изображения экспонатов, но не указывает ни авторов, ни названия произведений. Восстановим право художников на имя! Также добавлю информацию по не вошедшим в издание конаковским предметам.

Фаянс и майолика. Информационный проспект. Секция СССР на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. – 10 с., ил. [Вступительное слово на четырёх языках]
Источник: plushkin.su
Источник: plushkin.su

ФАЯНСОВЫЙ ЗАВОД им. М. И. КАЛИНИНА.

Калининский Совнархоз РСФСР

В живописной местности среди лесов, вблизи многоводной реки Волги, в сосновом бору расположены корпуса фаянсового завода. Ему теперь 149 лет. Завод вырабатывает столовую хозяйственную посуду и майолику. Столовая посуда комплектуется в сервизы, наборы, питьевые приборы и в виде отдельных штучных изделий.

В ассортимент майолики входят различной величины вазы, фруктовницы, сухарницы, маслёнки, сахарницы, перечницы, принадлежности женского туалета, скульптуры и всевозможные сувениры. Тематикой для майолики служат: натюрморты, мир птиц, животных и рыб, сюжеты сказок, былин и народного эпоса, сюжеты опер, памятники древней русской старины и современная советская тематика.

Фасоны столовой посуды и формы, скульптуру, рисунки и расцветки разрабатывают художники и скульпторы в художественной лаборатории завода. Их образцы рассматриваются художественным советом в Москве, в котором участвуют представители литературы и искусства, художники, графики и лучшие скульпторы страны.

Продукция завода идёт для массового потребителя внутри СССР и экспортируется за границей.

Ведутся работы по расширению и реконструкции цехов завода. В производстве будут применены новейшие достижения науки и техники, в частности, использование в технологии ультразвука, автоматизация производственных процессов.

Завод является постоянным участником международных выставок.

В 1937 году на международной выставке в Париже заводу присужден Диплом I степени.

В 1957 году изделия завода экспонировались на выставках в Лейпциге, Измире, Дамаске, Загребе, Вене и в Москве в дни VI Всемирного фестиваля.

Отдельные экспонаты изделий, представленных заводом на Брюссельской выставке, указаны в проспекте.

Источник: plushkin.su
Источник: plushkin.su

Всемирная выставка в Брюсселе 1958 года проходила с 17 апреля по 19 октября. Этот смотр достижений стал первой масштабной выставкой после Второй мировой войны. СССР получил более 520 призов и медалей, в том числе 100 по разделу Культура.

Холодная Мария Петровна (1903–1989)

Бронзовая медаль за скульптуры «Ветерок» и «Девочка с кошкой»

Альтерман Григорий Яковлевич (1888–1958)

Серебряная медаль за чайно-кофейный сервиз «Шиповник»

Филянская Вера Григорьевна (1900–1982)

Золотая медаль за Набор для воды

Гуревич Елена Михайловна (1906–1991)

Серебряная медаль за скульптуру «Дон Кихот и Санчо Панса»

Лубов Г. «Дон Кихот» // Заря, 1987. – 14 июля.

Скульптор художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода Елена Михайловна Гуревич в начале своей деятельности на предприятии работала в основном над созданием скульптур животных. И надо отметить, что в этом жанре она достигла несомненных успехов. Но в 1955 году в её творчестве появляются изображения людей. Что привело её к смене жанра? Сказать трудно. Но главной причиной, скорее всего, была неудовлетворенность узкими рамками «характеров братьев меньших» и ограниченность возможностей самовыражения художницы. Талант Елены Михайловны позволил блестяще справиться с новой тематикой, в результате чего появились широко известные шедевры «Дон Кихот и Санчо Панса» и «Китайский соловей» («Восточная сказка» по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей»).

В 1955 году мировая общественность отметила 350-летие со времени рождения «Рыцаря печального образа». В 1605 году вышло в свет гениальное творение великого испанца Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Сервантес создал яркий образ Человека – беззаветного борца со злом, Человека, который готов бескорыстно отдать все свои силы, всего себя для защиты бедных и слабых людей от произвола и несправедливости господствующих классов. И вот в июне 1957 года «Дон Кихот» был представлен художественному совету и, вопреки неблагоприятным прогнозам некоторых художников и производственников, принят к производству.

Заводские мастера в 1957 – 1958 годах изготовили не менее полутора десятков «Дон Кихотов». Один из них входит в фонды Государственного музея керамики в Кускове. Другие принадлежат многим художественным музеям и картинным галереям страны.

Гуревич Елена Михайловна (1906–1991)

Скульптура «Козлёнок»

Лубов Г. «Козлёнок» // Заря, 1987. – 18 февраля.

На обложке проспекта Конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина для Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе рядом с кофейником и декоративным блюдом В.Г. Филянской примостился «Козлёнок», созданный Еленой Михайловной Гуревич.

Она пришла в заводскую художественную лабораторию в 1951 году уже опытным мастером с отличной теоретической школой и солидным стажем творческой работы. Художественное образование получила в конце 1920-х годов в знаменитом ВХУТЕИНе, в мастерской крупного советского художника В.А. Фаворского – знатока графики и великого мастера гравюры. Но большой талант художницы не мог удержаться в тесных рамках ксилографии (гравюра на дереве), и через несколько лет после окончания учения она обратилась к скульптуре. Однако традиционные материалы для создания объёмных художественных произведений её не удовлетворяли из-за холодности и сухости пластических образов, получающихся в процессе творчества. Как в своё время И. Ефимов и И. Фрих-Хар, она видела свои скульптуры в цвете, органически слитом с материалом. А такое сочетание свойственно только керамике. Поэтому после окончания Великой Отечественной войны на Гжельском заводе, на Московском плиточном заводе и в керамических мастерских Художественного фонда на Потылихе она осваивает фарфор, фаянс и майолику. Но удовлетворения не находит из-за ограниченности возможностей этих предприятий. И, наконец, как и многих других художников-керамистов судьба привела её в Конаково. Конаковский фаянсовый завод давал неограниченные технологические возможности для творчества. И главное, что привлекало сюда художников – гарантия внедрения в производство большинства творческих разработок, принятых авторитетным Московским художественным советом. Тогда до 80 процентов образцов, одобренных на совете, внедрялось в производство. Иными словами, художник мог быстро увидеть конечный результат своего труда и получить его оценку художественной общественностью и народом. Что греха таить, современные заводские художники такой роскоши не имеют, так как последние полтора десятилетия после утверждения художественным советом лишь отдельные далеко не всегда лучшие произведения могут увидеть свет. После ознакомления с опытом работы Альтермана, Филянской, Холодной и непродолжительной «разминки» этюдами в том же 1951 году Елена Михайловна создаёт самостоятельные произведения. Дебютом стала карандашница «Воробьи». Она удалась и была запущена в серию. Наверное, поэтому первые произведения были анималистической тематики: «Телята», «Утята», «Барашек» и, наконец, «Козлёнок» (1952 год), ставший наиболее известной, после сувениров «Царь-пушка» и «Царь-колокол».

«Козлёнок» и другие «дети животных», созданные Е.М. Гуревич, в своё время получили широкое признание народа. «Козлёнок», например, выпускался крупными партиями с 1952 по 1968 год, т.е. более пятнадцати лет, и никогда не застаивался на полках магазинов. Его считали лучшим конаковским сувениром.

Кожин Павел Михайлович (1904–1976)

Лубов Г. П.М. Кожин. Скульптуры 1950 – 60 годов // Заря, 1987. – 10 окт. и 1983. – 23 февр.

Работы Кожина в фаянсе и майолике «Морской окунь», «Тетерев» и другие в числе экспонатов массовой продукции завода были представлены на Всемирной промышленной выставке 1958 года в Брюсселе, где автору была присуждена Серебряная медаль.

Филянская Вера Григорьевна (1900–1982)

Блюдо «Удод»

Вторая часть: Советский фарфор. Гран-при и золотые медали Expo-58

Часть третья:

Советский фарфор. Серебряные и бронзовые медали Expo-58

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту 

#ясчастлив