Как называется самая первая настольная игра в мире?
Далеко не каждый любитель настолок может сказать какая игра была первой. В этой статье я расскажу про самые древние игры и про их правила.
"Сенет"
Летели столетия и в мире стали появляться прародители шашек, шахмат, го. Археологи находили в Египте небольшие клетчатые коробочки, считая их древними шахматами или шашками. Но сенет оказался гонками, возможно, первыми в мире.
Гонки - это игры цель которых заключается в том, чтобы довести свою фишку до финиша быстрее других игроков, путем бросания кубиков.
Самый древний полный комплект был найден в гробнице Хеси-ре, служителя при фараоне Джосере в Саккаре. Фишки в нем имели различные формы - башни, лепешки, кубики. В конце концов "Сенет" принял вид продолговатой коробки с фишками в виде конусов и катушек. Именно таким был и игровой набор, обнаруженный Говардом Картером в гробнице Тутанхамона.
Для египтян сенет имел сакральное значение. Игра упоминается в главе 17-й Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства, она символизирует круговорот смертей-перерождений на пути от земного к божественному. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего.
Правила игры:
- Перед началом партии разыгрывают очередность хода: кто выбросит 1, получает катушки и ходит первым.
- Далее он снова бросает палочки до тех пор, пока не выпадет 2 или 3, и делает ход согласно количеству выпавших очков (Это позволяет уменьшить преимущество первого игрока).
- Играют на доске 3 х 10 клеток. Участвует 10 фишек (танцоров), по 5 у каждого игрока. Их ставят в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы (первой ходит катушка).
- Путь танцоров по букве Z: слева направо — в первой и третьей дорожках, и справа налево — во второй.
- Цель — первым увести свои фишки, пройдя ими весь путь от начала до конца.
Движение фишек
- Танцор шагает на количество клеток, соответствующее выброшенным очкам.
- На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Через одиночную фишку можно перешагнуть, но через две и более, стоящие друг за другом (неважно, свои или чужие), перейти нельзя, это блок.
- Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит взятие: последняя отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами.
Змейки и лестницы
Индийская игра "Змеи и лестницы" (Vaikuntapaali), изобретенная в 16-ом веке и известная как Leela, была инструментом для привития людям морали и духовности. В древние времена она была про восхождение в райские кущи, в то время как сейчас тематикой игры является: добраться из точки А в точку Б.
Правила игры:
- Бросай и ходи! Игрок ходит на количество очков, выпавшее на кубике. И перемещается по лестницам и змеям в зависимости от ситуации.
Игра землевладельцев
И наконец чуть ли не самая важная остановка это 1903 год. Именно здесь, ныне почти всеми забытая актриса Лиззи Меги создаёт игру, в которой Вам нужно двигаться по полю, скупая предприятия и участки земли и получать бонус каждый раз становясь на угловой участок.
Знающие сразу узнают «Монополию», но тогда актриса назвала её «Игра землевладельца», и только через тридцать лет, в 1934 году, Чарльз Дэрроу слизал идею и дал жизнь «Монополии», которую выпустили уже в десятках, а то и сотнях различных видах.
Правила игры:
- Игроки ходят поочереди кидая кубик и перемещая свои фишки на выпавшее значение.
- Если игрок наступает на ячейку города\дома\фирмы (в зависимости от издания) он может купить себе карточку с данным наименованием. Если же он встает на другую ячейку, то выполняет действие указанное на ней.
- Если встают на купленные участки других игроков платят им деньги.
- Игра идет до тех пор пока на поле не останется только один игрок. Игрок выбывает из игры если он становится банкротом.
Королевская ура
Королевская Ура является старейшей известной сегодня настольной игрой, для которой сохранились оригинальные правила. Самые старые наборы для игры были найдены в Ираке в 1920-м, а датируются артефакты 2 600 годом до н.э. Игра королей Ура похожа на сенет. Игра была долго считалась прародителем нард, пока Ирвинг Финкель, нашедший правила игры, вырезанные на древней каменной табличке)
Правила игры:
- Игроки по очереди бросают кости и перемещали свои фишки в сторону цели.
- Если фишка игрока попала на ячейку занятую фишкой соперника, то последняя возвращается на исходную позицию (домой) и начинает проходить поле заново.
Розетки. На поле есть пять ячеек с одинаковым цветочным рисунком - своеобразные розетки. Если фишка попадает на такую свободную розетку соперник снять ее с доски своей фишкой не сможет - своеобразный островок безопасности. Кроме того, при попадание фишкой на свободную розетку игрок делает еще один ход без очереди. Таким образом при постоянном выпадении 4 игрок, по розеткам, за один свой ход может пройти все игровое поле.
- Зайти фишкой на поле можно с любой цифры на “кубике” и в любой свой ход, а вот снять фишку с доски можно только при правильном выпадении костей, то есть если у вас фишка стоит на последней розетке (перед выходом с поля), то вам нужно выкинуть на костях 1, если на предпоследней - 2, и т.д.
- Цель игры перевести все свои семь фишек по доске первым и помешать это сделать сопернику.
Го
Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры.
Правила игры:
- Игра начинается с пустой доски. Затем два партнера по очереди ставят на нее камни своего цвета. У одного они белые, у другого - черные.
- Побеждает тот, кто окружит больше территории.
- Камень или группа камней противника, которые вы окружили своими камнями, снимается с доски.
- Во время игры на доске появляются пункты куда нельзя ходить: запрещенные пункты.
- Запрещается повторять позицию: правило ко.
- Победителем является тот, кто окружит большую территорию своими камнями.
Надеюсь эта статья была вам интересна, желаю вам счастья, света и добра, до скорых встреч!