Найти в Дзене
VIKULELECHKA

5 древнейших настольных игр

Оглавление

Как называется самая первая настольная игра в мире?

Далеко не каждый любитель настолок может сказать какая игра была первой. В этой статье я расскажу про самые древние игры и про их правила.

"Сенет"

Летели столетия и в мире стали появляться прародители шашек, шахмат, го. Археологи находили в Египте небольшие клетчатые коробочки, считая их древними шахматами или шашками. Но сенет оказался гонками, возможно, первыми в мире.

Гонки - это игры цель которых заключается в том, чтобы довести свою фишку до финиша быстрее других игроков, путем бросания кубиков.

Самый древний полный комплект был найден в гробнице Хеси-ре, служителя при фараоне Джосере в Саккаре. Фишки в нем имели различные формы - башни, лепешки, кубики. В конце концов "Сенет" принял вид продолговатой коробки с фишками в виде конусов и катушек. Именно таким был и игровой набор, обнаруженный Говардом Картером в гробнице Тутанхамона.

Для египтян сенет имел сакральное значение. Игра упоминается в главе 17-й Книги мертвых и других религиозных текстах Нового царства, она символизирует круговорот смертей-перерождений на пути от земного к божественному. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего.

Правила игры:

  • Перед началом партии разыгрывают очередность хода: кто выбросит 1, получает катушки и ходит первым.
  • Далее он снова бросает палочки до тех пор, пока не выпадет 2 или 3, и делает ход согласно количеству выпавших очков (Это позволяет уменьшить преимущество первого игрока).
  • Играют на доске 3 х 10 клеток. Участвует 10 фишек (танцоров), по 5 у каждого игрока. Их ставят в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы (первой ходит катушка).
  • Путь танцоров по букве Z: слева направо — в первой и третьей дорожках, и справа налево — во второй.
  • Цель — первым увести свои фишки, пройдя ими весь путь от начала до конца.
Вот так выглядит поле для игры и начальная расстановка
Вот так выглядит поле для игры и начальная расстановка

Движение фишек

  • Танцор шагает на количество клеток, соответствующее выброшенным очкам.
  • На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Через одиночную фишку можно перешагнуть, но через две и более, стоящие друг за другом (неважно, свои или чужие), перейти нельзя, это блок.
  • Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит взятие: последняя отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами.

Змейки и лестницы

-3

Индийская игра "Змеи и лестницы" (Vaikuntapaali), изобретенная в 16-ом веке и известная как Leela, была инструментом для привития людям морали и духовности. В древние времена она была про восхождение в райские кущи, в то время как сейчас тематикой игры является: добраться из точки А в точку Б.

Правила игры:

  • Бросай и ходи! Игрок ходит на количество очков, выпавшее на кубике. И перемещается по лестницам и змеям в зависимости от ситуации.

Игра землевладельцев

-4

И наконец чуть ли не самая важная остановка это 1903 год. Именно здесь, ныне почти всеми забытая актриса Лиззи Меги создаёт игру, в которой Вам нужно двигаться по полю, скупая предприятия и участки земли и получать бонус каждый раз становясь на угловой участок.

Знающие сразу узнают «Монополию», но тогда актриса назвала её «Игра землевладельца», и только через тридцать лет, в 1934 году, Чарльз Дэрроу слизал идею и дал жизнь «Монополии», которую выпустили уже в десятках, а то и сотнях различных видах.

Правила игры:

  • Игроки ходят поочереди кидая кубик и перемещая свои фишки на выпавшее значение.
  • Если игрок наступает на ячейку города\дома\фирмы (в зависимости от издания) он может купить себе карточку с данным наименованием. Если же он встает на другую ячейку, то выполняет действие указанное на ней.
  • Если встают на купленные участки других игроков платят им деньги.
  • Игра идет до тех пор пока на поле не останется только один игрок. Игрок выбывает из игры если он становится банкротом.

Королевская ура

-5

Королевская Ура является старейшей известной сегодня настольной игрой, для которой сохранились оригинальные правила. Самые старые наборы для игры были найдены в Ираке в 1920-м, а датируются артефакты 2 600 годом до н.э. Игра королей Ура похожа на сенет. Игра была долго считалась прародителем нард, пока Ирвинг Финкель, нашедший правила игры, вырезанные на древней каменной табличке)

Правила игры:

  • Игроки по очереди бросают кости и перемещали свои фишки в сторону цели.
  • Если фишка игрока попала на ячейку занятую фишкой соперника, то последняя возвращается на исходную позицию (домой) и начинает проходить поле заново.
Розетки. На поле есть пять ячеек с одинаковым цветочным рисунком - своеобразные розетки. Если фишка попадает на такую свободную розетку соперник снять ее с доски своей фишкой не сможет - своеобразный островок безопасности. Кроме того, при попадание фишкой на свободную розетку игрок делает еще один ход без очереди. Таким образом при постоянном выпадении 4 игрок, по розеткам, за один свой ход может пройти все игровое поле.

  • Зайти фишкой на поле можно с любой цифры на “кубике” и в любой свой ход, а вот снять фишку с доски можно только при правильном выпадении костей, то есть если у вас фишка стоит на последней розетке (перед выходом с поля), то вам нужно выкинуть на костях 1, если на предпоследней - 2, и т.д.
  • Цель игры перевести все свои семь фишек по доске первым и помешать это сделать сопернику.

Го

-6

Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным. Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах. Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры.

Правила игры:

  • Игра начинается с пустой доски. Затем два партнера по очереди ставят на нее камни своего цвета. У одного они белые, у другого - черные.
  • Побеждает тот, кто окружит больше территории.
  • Камень или группа камней противника, которые вы окружили своими камнями, снимается с доски.
  • Во время игры на доске появляются пункты куда нельзя ходить: запрещенные пункты.
  • Запрещается повторять позицию: правило ко.
  • Победителем является тот, кто окружит большую территорию своими камнями.

Надеюсь эта статья была вам интересна, желаю вам счастья, света и добра, до скорых встреч!