Мировой киберспорт растет даже на карантине, но пока живет на инвестиции. 90% призовых на турнирах получают игроки, команды зарабатывают на спонсорах и медиаправах, но их расходы, как правило, превышают доходы.
В 2018 году мировой киберспорт привлек, по подсчетам Deloitte, $4,5 млрд инвестиций, 56% из них обеспечили венчурные фонды. Мотивация инвесторов понятна: индустрия видеоигр ежегодно растет по всем направлениям. Согласно исследованию Global Esports Market Report 2020 от Newzoo, в 2019-м глобальная аудитория киберспорта достигла 454 млн человек (+22% за год), а оборот — $950,6 млн (+10%). При этом 2/3 доходов индустрия получает от реализации медиаправ и спонсоров. Брендов, которым интересен киберспорт, становится все больше. Так, в 2019-м Nike стал эксклюзивным экипировщиком китайской лиги по League of Legends: 4-летний контракт оценивают в десятки миллионов долларов. Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev объявила о сотрудничестве с Overwatch League, а Louis Vuitton в рамках партнерства с издателем игр Riot Games изготовил кейс для трофея чемпионата мира по League of Legends. В 2020-м, по прогнозам аналитиков Newzoo, выручка мирового киберспорта должна превысить $1 млрд, а аудитория — вплотную подобраться к отметке в полмиллиарда. Forbes разбирается, как устроена киберспортивная экономика.
Турниры
В киберспорте, в отличие от футбола и других командных дисциплин, 80-90% призовых на турнирах получают игроки, а не клубы. Как правило, сумма выигрыша делится пропорционально между членами команды, иногда чуть больше получает капитан. Кроме того, небольшой процент с призовых выплачивают тренеру и аналитику (до 5% — каждому).
В 2018 году мировой киберспорт привлек, по подсчетам Deloitte, $4,5 млрд инвестиций, 56% из них обеспечили венчурные фонды. Мотивация инвесторов понятна: индустрия видеоигр ежегодно растет по всем направлениям. Согласно исследованию Global Esports Market Report 2020 от Newzoo, в 2019-м глобальная аудитория киберспорта достигла 454 млн человек (+22% за год), а оборот — $950,6 млн (+10%). При этом 2/3 доходов индустрия получает от реализации медиаправ и спонсоров. Брендов, которым интересен киберспорт, становится все больше. Так, в 2019-м Nike стал эксклюзивным экипировщиком китайской лиги по League of Legends: 4-летний контракт оценивают в десятки миллионов долларов. Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev объявила о сотрудничестве с Overwatch League, а Louis Vuitton в рамках партнерства с издателем игр Riot Games изготовил кейс для трофея чемпионата мира по League of Legends. В 2020-м, по прогнозам аналитиков Newzoo, выручка мирового киберспорта должна превысить $1 млрд, а аудитория — вплотную подобраться к отметке в полмиллиарда. Forbes разбирается, как устроена киберспортивная экономика.
Турниры
В киберспорте, в отличие от футбола и других командных дисциплин, 80-90% призовых на турнирах получают игроки, а не клубы. Как правило, сумма выигрыша делится пропорционально между членами команды, иногда чуть больше получает капитан. Кроме того, небольшой процент с призовых выплачивают тренеру и аналитику (до 5% — каждому).
«У каждой игры своя бизнес-модель для мотивации игроков, — говорит генеральный менеджер киберспортивного клуба Virtus.pro Сергей Гламазда. — В Dota 2 вся турнирная сетка сфокусирована на одно большое событие: команды весь сезон играют и набирают очки, чтобы попасть на The International с призовым фондом выше $34 млн. Чемпиону достается 45,5% этой суммы, то есть каждый из пяти игроков победившей команды может заработать под $3 млн. В CS:GO сделана ставка на регулярные турниры примерно одного уровня — до $1 млн призовых, очень редко — до $2 млн. Но в этой дисциплине и базовые зарплаты игроков выше».
К примеру, в 2019-м чемпионом по заработанным призовым стал финский игрок в Dota 2 Ессе «JerAx» Вайникка — $3 163 536. Столько же получил его партнер по команде OG — француз Себастьян «Ceb» Дебс. Это лучший результат сезона-2019 в мире. Среди россиян больше всех призовых в 2019-м ($305 465) собрал Иван «ubah» Капустин, выступающий за американский клуб FaZe Clan в дисциплине PlayerUnknown's Battlegrounds.
Исторический лидер по суммарным призовым в разных дисциплинах — американский киберспортивный клуб Team Liquid. С момента основания в 2000 году его игроки заработали $35,1 млн. В 2019-м Forbes насчитал клубу $24 млн выручки и определил его на 3-е место рейтинга самых ценных киберспортивных франшиз, оценив в $320 млн.
Зарплаты и трансферы
Максимальная зарплата игрока в киберспорте — $35 000 в месяц. Такие деньги получают только суперзвезды, их в мире немного. Игроки топ-уровня могут рассчитывать на $10 000 — $15 000, начинающие — на $2000 – $5000 в месяц. В молодых организациях платят меньше — $500-1000. При этом в главных дисциплинах киберспорта пока нет никаких зарплатных и трансферных ограничений.
«У каждой игры есть свой издатель, — говорит генеральный менеджер киберспортивного клуба Natus Vincere Евгений Золотарев. — И по статусу эта организация вроде ФИФА в футболе. Но у каждого издателя свой бизнес-подход. К примеру, Valve (Dota 2 и CS:GO) никак не регулирует систему: турнирные организаторы напрямую договариваются с командами и игроками. Экосистемы Rainbow Six (издатель — UB Soft) и League of Legends (Riot Games) устроены иначе: у них все строго регламентировано, все переговоры через издателя, через уведомления об интересе к игроку, об окончании контракта и т.д.»
В сентябре 2019-го американский клуб Evil Geniuses заплатил российской организации Virtus.pro $75 000 за переход Романа «RAMZEs» Кушнарева — самого успешного российского киберспортсмена в истории.
Для мирового трансферного рынка Dota 2 $75000 вполне адекватная цена за хорошего игрока, до $150 000 платят крайне редко и только за суперзвезд. В CS:GO цены выше. Игрок из топ-30 может обойтись в $250 000 — $500 000 и дороже.
«Цены на игроков в CS:GO неоправданно высокие, — говорит Золотарев. — Особенно если соотносить их с доходам клубов. Но при этом дисциплина монетизируется лучше остальных — отсюда и спрос. Плюс CS:GO очень хорошо растет в период карантина. Игра понятна даже неподготовленному пользователю. Это увеличивает и аудиторию игроков, и аудиторию зрителей».
Весной 2019-го украинский клуб NaVi заплатил за игрока в CS:GO Кирилла «Boombl4» Михайлова из Winstrike чуть меньше $300 000. Это рекордный трансфер для СНГ. Но в мире пару раз случались сделки и на $1 млн.
«В киберспорте нет общего для всех дисциплин регулятора, — объясняет разницу в ценах Сергей Гламазда. — Только производители игр, которым принадлежат интеллектуальные права, решают, нужны трансферные правила или нет. Пока Valve не видит смысла в серьезных ограничениях. Если финансы позволяют, клуб может заполучить любого игрока в любой момент сезона. А конкуренцию и интерес издатели поддерживают, регулярно, раз в 2-3 недели, меняя какую-то игровую механику. Это все равно что в футболе постоянно менять, к примеру, вес мяча — даже суперзвезда не сразу адаптируется. Поэтому не всегда трансфер в киберспорте — залог будущих побед, каждый игрок приспосабливается под игровые изменения с разной скоростью и продуктивностью».
Доходы клубов
Экономическая эффективность киберспорта пока оставляет желать лучшего: 95% киберспортивных команд тратят больше, чем зарабатывают. За многими организациями стоят инвесторы, часто — венчурные фонды. И клубы работают на оценку: думают не столько о прибыли или самоокупаемости в текущем моменте, сколько об увеличении оборота, вложениях в инфраструктуру. Их цель — подорожание актива.
«Структура доходов клуба в киберспорте отличается от футбольной, — рассказывает Золотарев. — К примеру, NaVi cпонсоры приносят около 60% дохода, а медиаправа — лишь 10-15%. Остальное — это мерчандайзинг, выплаты лиг и призовые. Ввести в киберспорте финансовый Fair Play невозможно, потому что издателей много. Даже если один решится на ограничения, сформировать отчет по конкретной дисциплине у клуба не получится. Потому что спонсоры, как правило, приходят в организацию, представленную командами в нескольких играх».
Минимальный партнерский контракт с киберспортивным топ-клубом стоит $100 000 — $200 000. За титульное спонсорство придется заплатить от $1 млн.
«Типичным спонсором киберспорта всегда были производители компьютерного и околокомпьютерного оборудования, — говорит Гламазда. — Теперь все чаще партнерами становятся бренды товаров повседневного спроса, а количество сделок растет. Современный киберспорт — очень понятный актив для рекламодателя, который борется за молодую аудиторию в диджитале. Плюс для брендов важны эмоции, и киберспорт их гарантирует. А трансляции турниров решают проблему блокировки рекламы в интернете».
Расходы клубов
Около половины расходов киберспортивного клуба составляют зарплаты игроков. 20-25% приходится на содержание офиса и маркетинг, еще 10-20% — это travel-затраты, оборудование, аренда базы и т.д. Расходы на трансферы игроков могут меняться в зависимости от ситуации в клубе, на рынке и прочих обстоятельств, но обычно не превышают 15%.
Так, в 2019-м оборот киберспортивного клуба NaVi, одного из самых популярных в мире, составил $6 млн. У крупных американских команд, которые серьезно вкладываются инфраструктуру (к примеру, строят дома-базы на 3000 кв. м.), валовый доход может достигать $20 млн и выше.
«В 2020-м мы планировали достичь оборота в $8 млн, — говорит Золотарев. — Но из-за пандемии сложно предсказать финансовые итоги. Да, у киберспорта растут просмотры, у клубов частично сокращаются расходы. Но многие турниры отменены или отложены. Команды не могут играть онлайн через континенты, так что организаторы вынуждены дробить соревнования на региональные и, соответственно, делить призовые. Кроме того, спонсоры не знают, что им делать: ждать возвращения традиционного спорта или искать другие варианты. И не факт, что они придут в киберспорт. Ведь никаких офлайн-активаций мы сейчас тоже предложить не можем».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
40 лет
Руководитель киберспортивного подразделения МТС
Компания/организация: Gambit Esports
Деньги: 3,9 балла / Влияние (по оценке Forbes): 2,7 балла / Эксперты: 22,4 балла
Итоговый балл: 29,0
В 2000-х Семенова участвовала в создании клуба Virtus.pro, ныне ведущей киберспортивной организации России. Позднее работала в компаниях — разработчиках игр, структурах «Мегафона» и Mail.ru Group. В 2017-м возглавила киберспортивное подразделение МТС. В 2018-м оператор всерьез вышел на новый для себя рынок, купив за 313 млн рублей клуб Gambit Esports с составами по CS:GO, Dota 2, Fortnite и др. В 2019-м МТС также запустил платформу для стримеров WASD.TV.
20 лет
Игрок, Dota 2
Компания/организация: Evil Geniuses
Деньги: 20 баллов / Влияние (по оценке Forbes): 37,3 балла / Эксперты: 27,9 балла
Итоговый балл: 85,2
Уроженец Новокузнецка с ником древнеегипетского фараона — единственный представитель киберспорта в июньском рейтинге 30 самых перспективных россиян по версии Forbes. Свою перспективность Роман подтверждает и сегодня: в сентябре он перебрался в известную американскую команду Evil Geniuses (EG). По оценке Cyber.Sports.ru, сумма трансфера из российской Virtus.pro (входит в ESforce Holding) с учетом бонусов могла составить $250 000–300 000 — это один из рекордных показателей для игроков в Dota 2. Переходу предшествовало неудачное выступление Virtus.pro на главном турнире года The International с призовым фондом более $30 млн. Свою порцию критики за этот провал заслужил и Роман, что, впрочем, не мешает ему оставаться лицом индустрии для широкой аудитории. По оценке Esports Earnings, Кушнарев заработал за карьеру более $1,7 млн в виде призовых. Еще несколько десятков тысяч долларов в год новичку EG могут приносить зарплата и рекламные контракты. С 2018 года Кушнарев — амбассадор бренда Head & Shoulders.
22 года
Игрок, CS:GO
Компания/организация: Na'Vi
Деньги: 6,2 балла / Влияние (по оценке Forbes): 40 баллов / Эксперты: 37,8 балла
Итоговый балл: 84,0
Молодой киевлянин впервые сыграл в Counter-Strike в четырехлетнем возрасте, а в 2018-м стал сильнейшим в мире игроком в CS:GO, по данным HLTV.org. Костылев — единственный киберспортсмен такого статуса на постсоветском пространстве. В 2018-м экс-игрок Na’Vi Арсений ceh9 Триноженко оценивал потенциальную трансферную стоимость Александра в сумму «около $1 млн». Несмотря на периодические слухи об уходе из Na’Vi, за главный украинский киберспортивный клуб S1mple выступает с 2016 года. До того он успел сменить несколько команд (в том числе зарубежных) и пережить дисквалификацию от международного организатора турниров ESL на заре карьеры. По оценке Esports Earnings, совокупный доход Костылева в форме призовых составляет более $540 000. Еще несколько десятков тысяч долларов в год может составлять зарплата игрока. Александр — с отрывом самый упоминаемый в соцмедиа киберспортсмен региона: с сентября 2018-го по сентябрь 2019 года система мониторинга и анализа Brand Analytics насчитала более 148 000 упоминаний имени Костылева.
33 года
Киберспортивный комментатор
Компания/организация: Maincast
Деньги: 8,6 балла / Влияние (по оценке Forbes): 32 балла / Эксперты: 40 баллов
Итоговый балл: 80,6
Волочай — самый авторитетный киберспортивный комментатор на постсоветском пространстве, лидер нашего экспертного голосования. V1lat «в игре» уже более 10 лет, он стоял у истоков студии RuHub, которая в 2015 году объединила все лучшие комментаторские и аналитические силы региона. А в 2018-м, уже после поглощения RuHub (в составе ESforce) холдингом Mail.ru Group, Волочай вместе с партнерами вышел из проекта, чтобы основать в Киеве независимую студию Maincast.
36 лет
Основатель Na'Vi, DreamTeam, сооснователь ESforce Holding
Компания/организация: Na'Vi, DreamTeam
Деньги: 7,7 балла / Влияние (по оценке Forbes): 34,7 балла / Эксперты: 37,6 балла
Итоговый балл: 80,0
Александр ZeroGravity Кохановский — в прошлом профессиональный киберспортсмен, основатель и экс-директор украинской команды Natus Vincere, один из первых киберспортивных менеджеров на постсоветском пространстве. В 2015-м с Антоном Черепенниковым создал ESforce, который в начале 2018-го за $100 млн купила Mail.ru Group. Накануне сделки Кохановский вышел из ESforce, чтобы развивать собственную Zero Gravity Group, куда входят Na’Vi и мультисервисная платформа DreamTeam.
66 лет
Инвестор, ESforce Holding
Компания/организация: ESforce Holding
Деньги: 20 баллов / Влияние (по оценке Forbes): 26,7 балла / Эксперты: 32,7 балла
Итоговый балл: 79,3
«Это все мои молодые бизнесмены: они что-то находят, говорят, [что] это будет интересно, я им даю деньги, они вкладывают», — объяснял Усманов в интервью Forbes логику инвестиций в киберспорт с подачи младшего партнера Ивана Стрешинского. В 2015 году холдинг миллиардера USM объявил о намерении вложить в Virtus.pro $100 млн. На тот момент основным акционером киберспортивной организации был Антон Черепенников, который за счет привлеченных средств объединил активы с основателем Na’Vi Александром Кохановским и сформировал ведущего игрока рынка — ESforce. Именно деньги Усманова и его партнеров придали мощный импульс развитию индустрии на постсоветском пространстве. К моменту поглощения ESforce в 2018-м Mail.ru Group (накануне сделки ценой $100 млн Кохановский ушел из компании) USM успел проинвестировать в компанию $60 млн. Сегодня в ESforce входят Virtus.pro, организатор турниров Epicenter, студия RuHub, площадка Yota Arena и другие активы. В 2019-м Mail.ru Group продала 51% ESforce разработчику игр Modern Pick.
33 года
Генеральный менеджер Virtus.pro
Компания/организация: ESforce Holding
Деньги: 20 баллов / Влияние (по оценке Forbes): 24 балла / Эксперты: 33,6 балла
Итоговый балл: 77,6
С 2016 года Дворянкин — генеральный менеджер ведущего киберспортивного клуба России Virtus.pro. Он управляет организацией весь период ее бурного роста за счет инвестиций Алишера Усманова и партнеров. Именно под руководством Дворянкина звездный состав «виртусов» по Dota 2 (который, правда, распался после летнего провала на The International) одержал главные победы, а менеджер команды стал востребованным в отрасли спикером. Ранее Дворянкин работал в Adidas, КХЛ, маркетинговом холдинге CSM и хоккейном «Спартаке».
36 лет
Сооснователь ESforce Holding
Компания/организация: ESforce Holding (до 2019 года), «ИКС Холдинг»
Деньги: 13,3 балла / Влияние (по оценке Forbes): 29,3 балла / Эксперты: 30,9 балла
Итоговый балл: 73,5
Черепенников увлекся видеоиграми еще в школе. В 2010-м он поучаствовал в возрождении киберспортивной организации Virtus.pro и со временем превратил клуб в многопрофильный холдинг ESforce. Ему удалось привлечь в сегмент крупный бизнес — Алишера Усманова и его партнеров. Вскоре после поглощения ESforce холдингом Mail.ru Group Черепенников еще какое-то время руководил компанией, но к 2019-му порвал с киберспортом и сосредоточился на развитии «ИКС Холдинга», производящего инфраструктурное оборудование для исполнения законов из «пакета Яровой» и решения по информационной безопасности.
31 год
Игрок, CS:GO
Компания/организация: Na'Vi (до 2019 года)
Деньги: 9,1 балла / Влияние (по оценке Forbes): 18,7 балла / Эксперты: 34,5 балла
Итоговый балл: 62,3
Пятикратный чемпион мира по CS:GO, Тесленко завершил карьеру игрока в 31 год после сентябрьского турнира BLAST Pro Series: Moscow 2019. Даниил играл за Na’Vi более девяти лет и был капитаном команды. В 2016-м перешел в Gambit Esports на два года,затем вернулся в Na’Vi. После завершения карьеры Zeus планирует развивать собственную киберспортивную организацию PRO100 и школу для киберспортсменов ZeusCyberSchool. Весной 2019-го игрок выпустил книгу о своей карьере.
29 лет
Игрок, Dota 2
Компания/организация: ESforce Holding (Virtus.pro)
Деньги: 19,6 балла / Влияние (по оценке Forbes): 8 баллов / Эксперты: 33 балла
Итоговый балл: 60,6
Капитан состава Virtus.pro по Dota 2, Березин прошел в отрасли тернистый путь. На заре карьеры уроженец Новороссийска сделал ставку на поражение своей команды RoX.KIS и выиграл $322, за что чуть не получил пожизненную дисквалификацию. Признав вину, Solo вернулся в киберспорт и сумел полностью обелить репутацию. В 2015-м с Vega Squadron он выиграл первый крупный турнир, а спустя год перебрался в Virtus.pro и собрал звездный состав по Dota 2, с которым одержал целый ряд побед.
33 года
Сооснователь холдинга Winstrike
Компания/организация: Winstrike
Деньги: 7,7 балла / Влияние (по оценке Forbes): 21,3 балла / Эксперты: 30,3 балла
Итоговый балл: 59,3
Комков — сооснователь и гендиректор киберспортивного холдинга Winstrike. Прежде чем создать с партнерами компанию в 2018-м, он работал в киноиндустрии (вел маркетинговые кампании голливудских блокбастеров в России) и журналистике. По приглашению сооснователя Sports.ru Дмитрия Навоши он помог сайту раскрутить киберспортивный раздел, который вырос в самостоятельный проект. Первым бизнесом в киберспорте для Комкова стало участие в создании клуба Gamer Stadium. Разошедшись во взглядах со старшим партнером, он запустил Winstrike. Холдинг организует турниры, управляет киберспортивными аренами, помогает командам с продвижением и поиском спонсоров и содержит составы по Dota 2, CS:GO и др. В 2019-м, по словам Комкова, компания провела крупнейший в регионе трансфер: капитан состава Winstrike по «контре» Кирилл Boombl4 Михайлов перешел в Na’Vi за несколько сотен тысяч долларов. В сентябре Winstrike впервые провел в Москве этап международного турнира BLAST Pro Series по CS:GO (призовой фонд $250 000). С турниром сотрудничали Toyota, Samsung и др.
39 лет
Основатель компании-организатора киберспортивных турниров Starladder
Компания/организация: Starladder
Деньги: 20 баллов / Влияние (по оценке Forbes): 16 баллов / Эксперты: 22,9 балла
Итоговый балл: 58,9
Романцов — непубличный основатель и гендиректор украинского организатора киберспортивных турниров Starladder. Устраивать соревнования он начал еще в 2000-х в Донецке и к моменту становления отрасли киберспорта раскрутил компанию до уровня глобальных лидеров. Starladder может похвастать регулярным проведением по всему миру «мейджоров» — крупнейших турниров с многомиллионными призовыми фондами и поддержкой со стороны разработчиков игр.
29 лет
Игрок, Dota 2
Компания/организация: Na'Vi (до 2018 года)
Деньги: 9,2 балла / Влияние (по оценке Forbes): 5,3 балла / Эксперты: 37,2 балла
Итоговый балл: 51,7
Ишутин — один из самых влиятельных «дотеров» в мире. В начале 2010-х уроженец Львова побеждал на главном международном турнире The International в составе Na’Vi и стал звездой. В 2013-м сооснователь Valve (разработчик Dota 2) Гейб Ньюэлл называл Ишутина «одним из самых очаровательных людей на свете». У Данила более 900 000 подписчиков в соцсетях, он востребован и как аналитик, и как комментатор. Уйдя из Na’Vi в 2018-м, Dendi выступал на нескольких турнирах в составе других команд.
28 лет
Блогер
Компания/организация: ESforce Holding
Деньги: 20 баллов / Влияние (по оценке Forbes): 13,3 балла / Эксперты: 17,2 балла
Итоговый балл: 50,5
Ермолина — самое популярное в блогосфере лицо, которое рассказывает о киберспорте широкой аудитории. С 2016 года работает ведущей YouTube-канала Virtus.pro. Как правило, герои ее роликов хронометражем 6–10 минут — игроки. У канала уже более 350 видео и около 270 000 подписчиков. Самый популярный ролик — игра «Угадай за 5 секунд» со звездными «дотерами» Ramzes, 9pasha и No[o]ne — набрал около 1 млн просмотров. В апреле 2018-го Ермолина при поддержке мужа Евгения Урзова запустила свой канал Mrs. Marple, хотя Virtus.pro, по ее словам, остается для нее «основным местом работы». Формат Mrs. Marple — интервью с киберспортсменами и документальные фильмы об участниках рынка. За полтора года выручка канала, у которого в октябре 2019 года было более 200 000 подписчиков, составила 10 млн рублей. Основной доход приносят рекламные контракты. Среди рекламодателей Ермолиной успели побывать букмекер Parimatch, Тинькофф Банк, смартфоны Honor и университет «Синергия».
34 года
Гендиректор Na'Vi
Компания/организация: Na'Vi
Деньги: 7,7 балла / Влияние (по оценке Forbes): 10,7 балла / Эксперты: 31,4 балла
Итоговый балл: 49,8
Гендиректор главного украинского киберспортивного клуба Na’Vi в юности сам играл в Counter-Strike. На турнире в Киеве в начале 2000-х он познакомился с основателем Na’Vi Александром Кохановским, и в 2014-м тот предложил ему участвовать в проекте. Сначала Евгений удаленно помогал Na’Vi с подбором людей, а потом стал HR-директором клуба. В январе 2018-го Кохановский отошел от управления, и Золотарев стал CEO. За два последних года под его управлением призовые Na’Vi не опускаются ниже $1,5 млн.
40 лет
Руководитель киберспортивного подразделения МТС
Компания/организация: Gambit Esports
Деньги: 3,9 балла / Влияние (по оценке Forbes): 2,7 балла / Эксперты: 22,4 балла
Итоговый балл: 29,0
В 2000-х Семенова участвовала в создании клуба Virtus.pro, ныне ведущей киберспортивной организации России. Позднее работала в компаниях — разработчиках игр, структурах «Мегафона» и Mail.ru Group. В 2017-м возглавила киберспортивное подразделение МТС. В 2018-м оператор всерьез вышел на новый для себя рынок, купив за 313 млн рублей клуб Gambit Esports с составами по CS:GO, Dota 2, Fortnite и др. В 2019-м МТС также запустил платформу для стримеров WASD.TV.
20 лет
Игрок, Dota 2
Компания/организация: Evil Geniuses