Найти в Дзене
MAD TOSBY

Дизайнер всея величия: новый фильм «Бог грома», снятый Андре Овредалом

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Пы­та­ясь обог­нать Гол­ли­вуд в по­пуля­риза­ции ми­фоло­гии, нор­вежцы всё ча­ще об­ра­ща­ют­ся к сю­жетам о собс­твен­ном пан­те­оне. Пред­ла­гая иные сме­лые ре­шения, они соз­да­ют филь­мы, от­личные от аме­рикан­ских а­утен­тичностью и на­ци­ональ­ным ко­лори­том. Под­робнос­ти о но­вом филь­ме «Бог гро­ма» Ан­дре Ов­ре­дала — в ре­цен­зии Ан­то­на Чек­лу­ева. В он­лайн-про­кате со 2 и­юня

Од­нажды в ок­рес­тнос­тях не­боль­шой де­ревуш­ки по­яв­ля­ет­ся стран­ный мо­лодой че­ловек Эрик (Нат Вулф) с внеш­ностью юно­го Ар­те­мия Ле­беде­ва и по­вад­ка­ми глу­боко нет­резво­го муж­чи­ны. Ник­то не знал точ­но, от­ку­да он; хо­дили слу­хи, что это аме­рика­нец нор­веж­ско­го про­ис­хожде­ния, при­ехав­ший в стра­ну фь­ор­дов в по­ис­ках родс­твен­ни­ков. При пер­вой стыч­ке с слу­чай­ны­ми встреч­ны­ми у нез­на­ком­ца об­на­ружи­ва­ет­ся спо­соб­ность вы­зывать штор­мы и унич­то­жать лю­дей од­ним при­кос­но­вени­ем. Пос­ле не­удач­ных по­пыток изо­лиро­вать че­лове­ка со сверх­спо­соб­ностя­ми влас­ти осоз­на­ют не­воз­можность фи­зичес­ки про­тивос­то­ять но­во­ис­пе­чен­но­му То­ру.

Эри­ка бе­рут под опе­ку две жен­щи­ны: од­на из них, Крис­ти­на (Ибен М. Акер­лие), пы­та­ет­ся при­ручить мо­лодо­го че­лове­ка и вой­ти к не­му в до­верие, про­будить в нём че­лове­чес­кие чувс­тва, на­учить кон­тро­лиро­вать собс­твен­ную мощь. Дру­гая же, Хэ­тэ­уэй (При­ян­ка Бо­зе), ви­дит в Эри­ке толь­ко раз­ру­шение, и хо­тя при пер­вой встре­че с Эри­ком Хэ­тэ­уэй ос­та­ёт­ся в жи­вых, она про­дол­жа­ет быть сто­рон­ни­цей си­лово­го ва­ри­ан­та и ждёт мо­мен­та, что­бы по­пытать­ся рас­пра­вить­ся с То­ром. По­мимо лю­дей, ко­торые ста­новят­ся жер­тва­ми не­уп­равля­емых спо­соб­ностей Эри­ка, стра­да­ет от них и он сам. Си­ла ис­тя­за­ет его, при­носит не­выно­симые му­чения, ме­ша­ет су­щес­тво­вать адек­ватно.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Соз­да­тели кар­ти­ны «Бог гро­ма» (2020) пред­ло­жили свой ва­ри­ант изоб­ра­жения не­чело­вечес­ких спо­соб­ностей, но пош­ли в об­ратном нап­равле­нии. Те­перь все­могу­щий бог стал­ки­ва­ет­ся с тес­но­той обы­ден­ной жиз­ни, су­щес­тво­вани­ем сре­ди ре­аль­ных лю­дей. Вы­рыва­ющий­ся из сво­ей обо­лоч­ки Эрик прев­ра­ща­ет­ся в пу­га­юще­го, но уд­ру­чён­но­го плен­ни­ка, его ско­выва­ют за­боры, тех­ни­ка, до­роги и да­же фа­натич­ные лю­ди, пы­та­ющи­еся ви­деть в нем но­вого мес­сию. Это ви­зу­аль­ное раз­мышле­ние о жи­вом бо­ге, со­шед­шем с не­бес и прев­ра­щён­ном в му­чени­ка на­шей брен­ной поч­вой.

Прав­ду ли го­ворят ко­мик­сы, что быть ге­ро­ем лег­ко? «Бог гро­ма» Ан­дре Овер­да­ла раз­ру­ша­ет этот те­зис. Эрик пред­став­ля­ет­ся нас­ледни­ком древ­них бо­гов, ко­торые нав­сегда сги­нули в Раг­на­рёке, он жер­тва и со­вер­шенно не же­ла­ет пус­кать мол­нии, од­на­ко его спо­соб­ности нап­ря­мую свя­заны с его эмо­ци­ональ­ным сос­то­яни­ем и не поз­во­ля­ют от все­го сер­дца лю­бить или тем бо­лее про­яв­лять не­гатив по от­но­шению к че­му бы то ни бы­ло.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Нес­мотря на все ста­рания Крис­ти­ны по­нять Эри­ка как че­лове­ка, по-нас­то­яще­му со­лида­ризи­ру­ет­ся с ним толь­ко при­рода, ко­торая единс­твен­ная в филь­ме выг­ля­дит уми­рот­во­рён­но и рав­но­цен­но по срав­не­нию с бо­гом гро­ма. Глу­боко­мыс­ленная опе­ратор­ская ра­бота нем­ца Ро­мана Оси­на, ра­ботав­ше­го с Джо Рай­том, соз­да­ёт ви­зу­аль­ную кол­ли­зию нор­веж­ско­го лан­дшаф­та и че­лове­чес­кой пер­со­налии, урав­ни­вая их ве­личие, ос­тавляя за бор­том обыч­ных лю­дей, ко­торые выг­ля­дят нез­на­читель­но.

Пей­за­жи яв­ля­ют­ся глав­ным дви­гате­лем сю­жета, на них ак­центи­ру­ет­ся вни­мание при пе­рехо­дах меж­ду сце­нами и съ­ём­ках клю­чевых мо­мен­тов. Ат­мосфе­ра, в ко­торой жи­вут нор­вежцы (как и жи­тели дру­гих скан­ди­нав­ских стран), не­раз­рывно свя­зана с мис­ти­чес­ким вос­при­яти­ем при­роды. На пер­вый взгляд мо­жет по­казать­ся на­ив­ной адек­ватная ре­ак­ция лю­дей на по­яв­ле­ние бо­га — но здесь под­черки­ва­ет­ся на­ци­ональ­ный им­пульс бла­гого­вения пе­ред си­лой сти­хии. И по­пыт­ка ре­шить си­ту­ацию так­же об­ра­ща­ет­ся к люб­ви нор­вежцев к сво­им кор­ням и ми­фоло­гии. Те­оре­тичес­ки это то са­мое дол­гождан­ное по­яв­ле­ние бо­га, ко­торо­го и так дер­жат в сво­ём соз­на­нии жи­тели.

Фото ©️ Вольга
Фото ©️ Вольга

Од­на­ко за по­пыт­кой че­лове­ка спо­кой­но жить даль­ше и дать при­роде прой­ти ми­мо скры­ва­ет­ся дра­матур­ги­чес­ки не­убе­дитель­ная конс­трук­ция, прик­ры­ва­емая те­зисом, что сти­хии не нуж­ны нез­на­читель­ные кон­флик­ты лю­дей. Нар­ра­тив пос­тро­ен на слож­ном унич­то­жа­ющем по­тен­ци­але Эри­ка и нор­веж­ском ко­лори­те. Не ме­нее важ­ные в ис­то­рии лю­ди не на­пол­ня­ют её сво­ими ха­рак­те­рами, что впол­не мо­жет быть объ­яс­не­но иде­ей филь­ма, не де­ла­юще­го из-за это­го дей­ствие на­сыщен­ным. Опе­ратор­ская ра­бота буд­то ак­ку­рат­но уво­дит зри­теля от не­удоб­ных сце­нар­ных мо­мен­тов и зас­тавля­ет га­дать, что имен­но пе­ред на­ми: удач­ная идея, ко­торой не хва­тило дра­матур­гии, или спе­куля­ция на по­пуляр­ной нор­веж­ской ми­фоло­гии. Так или ина­че, но в обо­их слу­ча­ях скан­ди­навы уме­ют сде­лать вкус­ную кар­тинку, ко­торая про­дол­жа­ет­ся за пре­дела­ми ки­но­эк­ра­на.