В запасниках Национальной библиотеки Рио-де-Жанейро хранится документ, который косвенно подтверждает существование в Америке развитых доколумбовых цивилизаций. Документ 512 (или рукопись 512), написан на португальском языке, имеет 10 страниц и называется «Историческая реляция о неведомом и большом поселении, древнейшем, без жителей, кое было открыто в год 1753». В подзаголовке документа говорится, что некий отряд бандейрантов, проведя в странствиях по неисследованным землям Бразилии 10 лет, обнаружил в горах затерянный город, имеющий признаки греко-римской цивилизации.
Тут неплохо бы разобраться, что это были за люди - бандейранты? Первоначально их интересовала работорговля, а потом, когда численность местного населения заметно сократилась, бандейранты переквалифицировались в охотников за сокровищами. Попутно занимаясь исследованием территорий отдаленных португальских колоний. Насколько отбитыми и суровыми были эти люди, говорит хотя бы тот факт, что их походы обычно длились годами, где им приходилось все насущные проблемы решать на месте, т.е. обеспечивать себя самостоятельно. (Интересная деталь - несмотря на то, что иезуиты были главными противниками бандейрантов, вместе с каждой командой отправлялся священник - для отпущения грехов умирающим и успокоения совести живых).
Сначала отряд увидел горы, которые сверкали многочисленными кристаллами, что вызвало в рядах восхищение и изумление. Взойдя на вершину, бандейранты увидели большое поселение, которое приняли за один из городов Бразилии, также ими была найдена мощеная дорога, которая вела в поселение сквозь горы. Спустившись в долину, они направили разведчиков, чтобы узнать больше о его жителях, потому что были уверены, что город населен – в течение двух дней, что стоял лагерь, они слышали пение петухов. Первые разведчики сообщили остальным, что город пуст, однако бандейранты все еще недоверчиво отнеслись к сообщению и тогда один индеец вызвался отправиться на разведку в одиночку и вернулся с тем же сообщением.
После трех разведывательных операций, отряд, наконец, по найденной мощеной дороге вступил в город. Вход в город был украшен тремя арками. Центральная арка была самой большой, а две по бокам - меньшего размера. Как заметил автор документа, на главной арке были надписи, которые невозможно было скопировать из-за большой высоты.
И хотя арочный проем в архитектуре был известен еще со времен II тысячелетии до н. э., сама форма арки и то, что она находилась при входе в город, говорила об ее греческом или римском происхождении. Почему? Возведение подобных сооружений восходит к культуре древних этрусков в Италии и народов Ближнего Востока. Согласно обычаю после сражения войско не могло войти в город, пока не очиститься от пролитой крови. Это очищение должно было происходить за стенами города, на "поле мёртвых" (campus mortius). Именно для этого возводили ворота в форме двух столбов с поперечиной посередине, окрашенной в красный цвет. Но это в первоначальном варианте. С развитием архитектуры арки стали усложняться и приняли более замысловатые формы, которые также стояли при входе в город. Отсюда получилось название «Триумфальная арка». Судя по описанию, эти арки по своим размерам и очертаниям имели какое-то отношение именно к античной культуре. Но это была только первая загадка.
Дома в городе были двухэтажными, но были давно заброшены, и в них не осталось какой-либо мебели или домашней утвари. Описание города в Рукописи имеет признаки, свойственные различным цивилизациям древности, хотя имеются и детали, которым невозможно отыскать аналогию. Так, автор замечает, что дома по своей регулярности и симметрии были очень похожи друг на друга, словно принадлежали одному владельцу.
Кроме того, описана площадь с чёрной колонной посередине, на вершине которой была статуя человека, указывающего рукой на север. А на портике главной улицы имелся барельеф с изображением полуобнажённого юноши, увенчанного лавровым венком. Эта деталь тоже отсылает найденный город к античности. Также в городе были найдены огромные здания по сторонам площади, одно из которых было похоже на дворец правителя, а другое, очевидно, было храмом. Там частично сохранились фасад, нефы и рельефные изображения (кресты различных форм и короны). Рядом с площадью протекала река, а на другой стороне лежали цветущие поля, между которыми были озера с дикорастущим рисом. Кроме того, на озерах было полно уток, на которых можно было охотиться голыми руками.
Бандейранты спустились вниз по реке и обнаружили ряд пещер, вероятно шахт, где были найдены остатки руды, похожей на серебро. Вход в одну из пещер закрывала огромная каменная плита с надписью, выполненной неизвестными знаками.
Еще дальше от города отряд обнаружил еще одно здание, в котором был один большой зал и пятнадцать маленьких комнат, соединенные с залом дверьми.
На берегах реки бандейранты отыскали след золотых и серебряных месторождений. А дальше отряд решил разделиться, и одна из групп увидела у залива реки лодку с какими-то белыми людьми, одетыми по-европейски. Не придумав ничего лучше, кто-то из бандейрантов (как было отмечено – чтобы привлечь внимание) выстрелил из ружья, однако такой шаг вряд ли мог способствовать переговорам и незнакомцы спешно удалились. Один из членов отряда Жуан Антониу (единственное имя, сохранившееся в документе) нашел среди развалин одного из домов золотую монету. На одной её стороне был изображен коленопреклонённый юноша, на другой — лук, корона и стрела. Это открытие дало основание полагать, что возможно, под развалинами было погребено несметное сокровище.
Затем вся экспедиция вернулась в верховья рек Парагуасу и Уна, где был составлен отчет о находках и дальше направлен какому-то влиятельному лицу в Рио-де-Жанейро.
Бандейрантами были скопированы четыре надписи, выполненные неизвестными буквами или иероглифами: 1) с портика главной улицы; 2) с портика храма; 3) с каменной плиты, закрывавшей вход в пещеру; 4) с колоннады в загородном доме. Как отметили исследователи, эти знаки наиболее близки греческому или финикийскому алфавиту.
Больше о той группе бандейрантов ничего не известно.
Наиболее известным сторонником достоверности Рукописи 512 стал британский учёный и путешественник Перси Гаррисон Фосетт, для которого рукопись служила главным подтверждением существования неизвестной цивилизации (по мнению Фосетта — Атлантиды).
Свидетельством существования цивилизации на территории сельв Бразилии Фосетт считал статуэтку из чёрного базальта высотой 25 см, которую ему подарил его друг. В свою очередь, другом статуэтка была куплена на территории этой страны. По словам Фосетта, эксперты из Британского музея не смогли объяснить происхождение статуэтки, и с этой целью он обратился за помощью к психометристу, который при контакте с артифактом описал Фосетту «большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки», на который затем обрушилась природная катастрофа. Название материка была Атладта.
По словам Фосетта, в своей экспедиции 1921 года он смог собрать новые свидетельства существования остатков древних городов, посетив район реки Гонгожи.
В 1925 году Фосетт отправился на поиски «главной цели „Z“», планируя также осмотреть покинутый город, описанный в Рукописи 512. Фосетт оставил записку, в которой говорил о том, что, если его экспедиция не вернется, то не нужно отправлять за ними спасательную экспедицию. 29 мая 1925 года Фосетт телеграфировал своей жене, что отправляется в исследование территории втроем - со своим сыном Джеком и его другом - Рэли Раймелом. Сообщалось, что они пересекли реку Шингу, юго-восточный приток Амазонки. Больше о них никто ничего не слышал.
Версии о достоверности рукописи до сих пор существуют разные. Так как сомнений в его подлинности (самого возраста документа) не возникает, некоторые считают, что описанное в нем – всего лишь миф, который до сих пор не нашел своего подтверждения.
Но версия о выдумке выглядит как минимум странно. Вряд ли кому-то из людей, которые десять лет скитались по влажным амазонским лесам, пришла бы в голову такая фантастическая идея, к тому же с таким количеством деталей. Например, с описанием знаков и символов, придумать которые, нужно было еще постараться.
Основные противники теории о существовании такого развитого города доколумбовой эпохи имеют только тот единственный аргумент, что до сих пор никто так и не нашел тот самый город. Но здесь объяснения лежат на поверхности. Даже в наши дни экспедиции, которые отправлялись в сельву на поиски исчезнувших городов, обычно заканчивались неудачей в связи с тяжелейшими условиями. Наверное, именно поэтому этот регион еще долго будет хранить свои тайны.