Найти в Дзене
Todor Tichomirov

Али-Баба и 40 разбойников. Первые шаги группы "Наутилус Помпилиус"

Оглавление
Отцы-основатели "Наутилуса" Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий
Отцы-основатели "Наутилуса" Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий
Сегодня, по крайней мере, не найдётся ни одного человека, которому не известна группа "Наутилус Помпилиус" - кто-нибудь да обязательно вспомнит её знаменитые композиции. Но и у неё были в биографии "белые пятна". И об одном из них будет статья.

Предыстория

Вячеслав Бутусов, 1982 год
Вячеслав Бутусов, 1982 год
Конечно, всем наверняка известна история, что история НАУ началась со знакомства студентов САИ Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого. Так вот, история на самом деле входит в разряд баек: началось всё со знакомства Умецкого с барабанщиком Игорем Гончаровым, с которым и решили вместе играть. Более того, Гончаров был наиболее опытным музыкантом, благо играл на танцплощадках. И уже на "картошке" оба музыканта распределили свои функции по инструментарию - Гончаров стал барабанщиком, Умецкий же - басистом. Сам же Бутусов в ту пору предпочитал работать индивидуально и о создании группы даже не думал.
Группа "Наутилус Помпилиус" образца 1983 года. Справа налево: Вячеслав Бутусов, Александр Зарубин, Дмитрий Умецкий, Андрей Саднов
Группа "Наутилус Помпилиус" образца 1983 года. Справа налево: Вячеслав Бутусов, Александр Зарубин, Дмитрий Умецкий, Андрей Саднов
Только на втором курсе идея группы получила своё дальнейшее развитие - Бутусов, Умецкий и Гончаров сошлись интересами, благо любимой группой всех троих была Led Zeppelin. На этом и решили репетировать в общежитии САИ, так как база студенческого клуба уже была прочно занята другой группой - "Змей Горыныч бэнд" Алексея Гараня. Первоначально состав безымянного (пока) коллектива напоминал квартет Бутусов-Умецкий-Гончаров-Сергей Бабушкин. Однако дальше экспериментов и репетиций дело не шло, но уже к тому времени к ребятам примыкал будущий канонический участник НАУ клавишник Виктор "Пифа" Комаров.
Очередные сдвиги пошли только к 1981 году, когда в клубе САИ приютилась одна из наиболее известных уральских групп - "Урфин Джюс". В Архе (неформальное название САИ) тоже нашлись поклонники "Урфинов", в их числе был и Бутусов. Музыкой он в ту пору занимался сугубо на любительском уровне, а творческие способности реализовывал как спецкор студенческой газеты "Архитектор".
Вячеслав Бутусов в должности спецкора газеты "Архитектор", 1982 год
Вячеслав Бутусов в должности спецкора газеты "Архитектор", 1982 год
И выпал такой шанс Славе с Димой провести репортаж о фестивале САИ, прошедшем 6 июня 1981 года в ДК "Автомобилист". Группа Бутусова и Умецкого не выступала на нём, но основными героями фестиваля стали "Р-клуб" Егора Белкина, "Урфин Джюс", "Трек" и "Змей Горыныч бэнд". И если первые три группы произвели наибольшее впечатление на зрителей, то последняя выступила крайне бледно, но не растеряла авторитета. Фестиваль дал Бутусову с Умецким не только стимул двигаться дальше на почве рок-музыки, но и познакомил сразу с лидерами основных ведущих свердловских групп - Александром Пантыкиным и Настей Полевой. Впоследствии оба героя смогут поучаствовать в деятельности НАУ и даже стать друзьями группы.

Подготовка и запись альбома

"Наутилус Помпилиус" образца 1983 года
"Наутилус Помпилиус" образца 1983 года
Необходимый для развития музыкального потенциала стимул стал постепенно давать свои плоды - первоначально в состав на должность гитариста решили попробовать педагога Свердловского музыкального училища им. Чайковского (в просторечии - "чайника") Евгения Писака. Однако тому не понравилась программа группы, в результате чего в состав влился ещё один студент Арха - Андрей Саднов. С ним же и была записана дебютная работа. Звукорежиссёром записи выступил старый друг ребят Андрей Макаров, которому группа отчасти обязана своим именем и помощью в плане записи альбомов (именно Макаров предложил название "Наутилус", а частица "Помпилиус" появилась с подачи Ильи Кормильцева).

Андрей Макаров
Андрей Макаров
И, что самое удивительное, названия в ту пору не было как у группы, так и у альбома, в результате чего в народ плёнка пошла под условным названием "Али-Баба и 40 разбойников".
Конечно, настроения к работе остались скептическими - лидеры "Змея Горыныча" Алексей Гарань и Елена Жданович не восприняли попытки Бутусова исполнять хард-рок а-ля Led Zeppelin, а вот Пантыкин наоборот - распиарил запись до такого уровня, что любой современный рекламодатель позавидовал бы. В конечном итоге, Бутусов и Умецкий влились в общую рок-н-ролльную тусовку.
Однако первой работой музыканты остались недовольны, и, в конечном итоге, отказались причислять её к общей дискографии, перенеся добрую половину материала в дебютный полноценный (!) альбом "Переезд".
Что же касается участников записи, то отнюдь не все остались в музыке. Если же Умецкий и Бутусов полностью посвятили себя НАУ, то Андрей Саднов покинул коллектив аккурат после записи "Переезда". В дальнейшем он играл в составе диско-группы "Первоуральск", а потом ушёл из музыки, посвятив себя основной профессии. В настоящее время Саднов успешно занимается политической деятельностью. О судьбе Игоря Гончарова информации нет.
Долгое время альбом ходил по рукам как пиратская запись. И только в 2016 году "Али-Баба и 40 разбойников" в подлинной своей красе стал доступен широкому слушателю.
В качестве дополнения прилагается рецензия писателя и рок-журналиста Андрея Матвеева, опубликованная в самиздатовском журнале "Свердловское рок-обозрение" (выпуск № 1, 1986 год; опубликована за подписью А. М.):
Первый их альбом — это не более чем ощущение того, что придет время и ребята эти смогут вмочить! Сам я, по крайней мере, на них поставил уже тогда и если о чем жалею, так о том, что не «скупил акции» группы на корню… Высокий, чувственный, полный какой-то потерянности голос Бутусова, инструментальная постхардовская каша с элементами харда, сюрреалистические тексты, которые можно назвать и роскошными, и маразматичными, в общем, все это показалось более чем просто интересным. Вот только услышали это немногие, хотя один хит из альбома потащил за собой всех приличных рокеров, я не помню его названия, помню лишь строчки из него: «Где ты, птица, птица-пингвиница, на каком пустынном берегу?» Это и блестящая пародия на советские любовные шлягеры, и изумительный вариант абсурдистских текстовых игр в роке.

Треклист альбома

  1. Анабасис
  2. Квадратные глаза
  3. Пингвинья ревность
  4. Пессимистия
  5. Автор
  6. Чудо
  7. I'm O'kay

Участники записи

  • Вячеслав Бутусов - вокал, гитара, автор текстов и музыки
  • Дмитрий Умецкий - бас-гитара, бэк-вокал
  • Андрей Саднов - гитара, бэк-вокал
  • Игорь Гончаров - барабаны
  • Андрей Макаров - звукорежиссёр

При написании статьи автор отсылался на следующие авторитетные источники:

  • Карасюк Д.: История Свердловского рока. От "Эльмашевских битлов" до "Смысловых галлюцинаций" (Кабинетный учёный, 2016)
  • Карасюк Д.: Ритм, который мы... Свердловская рок-энциклопедия (Кабинетный учёный, 2016)
  • Карасюк Д.: Наутилус Помпилиус. Мы вошли в эту воду однажды (ООО "Издательство АСТ", 2018)
  • Порохня Л., Кушнир. А.: Nautilus Pompilius (Амфора, 2007)