Найти тему
Берлога интроверта

Взлет и падение серии Might & Magic

Оглавление
Шестая часть по праву считается лучшей игрой серии. Картинка из открытых источников.
Шестая часть по праву считается лучшей игрой серии. Картинка из открытых источников.
Might & Magic - это не только и не столько опостылевшие "Герои". Серия берет начало в далеком 1986 г., когда вышла Might & Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum, давшая старт шедеврам, чьих жалких потомков мы видим до сих пор.

Окунемся во тьму веков?

1. Люди, эльфы и инопланетяне: Might & Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum.

Не судите строго, это 1986 г. Картинка из открытых источников.
Не судите строго, это 1986 г. Картинка из открытых источников.
Игра с названием на две строчки была одной из первых RPG вообще. Нам выдали партию героев и отправили на борьбу с киборгом-инопланетянином в мире с магией и топорами.

То, что сейчас кажется штампом, в тот момент было почти прорывом: резко отличающиеся классы персонажей со своими сильными сторонами, условно открытый мир, вид от первого лица... Сюжет вертелся вокруг борьбы с киборгом, захватившим власть в далеком королевстве. Тогда же появился и пошаговый режим, ставший характерной чертой всей серии.

Важную роль во вселенной Might & Magic играют загадочные Древние, колонизировавшие и создававшие целые миры. Хотя сами Древние были технологически развитой расой, их космические корабли и бластеры вполне мирно уживались с магией и драконами.

2. На новой планете: Might & Magic II: Gates to Another World.

Вторая попытка. Картинка из открытых источников.
Вторая попытка. Картинка из открытых источников.
Продолжение не заставило себя ждать: в 1988 году вышла вторая часть. Это было логичное (по мнению авторов игры) развитие родоначальника: нас перекинули на новую планету и опять отправили на борьбу с киборгом. Да, все с тем же.

На самом деле, отличий было не так уж и много. Помимо старого сюжета в новой обертке, добавились не боевые навыки, которые останутся с нами и в последующих частях.

Главный антагонист - киборг Шелтем - это одно из многих созданий Древних, но немного спятивший. В силу проблем с центральной думательной мышцей киборг решил, что лучше знает, как рулить мирами, поэтому путешествует по ним и строит там не слишком светлое будущее.

3. Новая эра: Might & Magic III: Isles of Terra.

Интерфейс обновился кардинально. Картинка из открытых источников.
Интерфейс обновился кардинально. Картинка из открытых источников.
Отец Might & Magic, Джон ван Канегем, вспомнив принцип "не сломалось - не чини", разнообразием сюжетов решил нас не баловать. Поэтому в третьей части, вышедшей в 1991 году, нас ждали все те же: сбрендевший киборг Шелтем и его полная противоположность - киборг Корак, в разборках которых участвует наша партия.

Как видно по скриншотам, игра претерпела серьезные внешние изменения. Появилось что-то, похожее на графику, к тому же теперь мы наблюдаем свой отряд, так сказать, в лицо. Это мрачное междумордие станет визитной карточкой серии вплоть до ее кончины.

В финале герои улетели в лучший мир на космическом корабле, а киборги снова уцелели. Такой живучести не снилось ни одному терминатору.

4. Вы будете смеяться, но тут снова киборг: Might and Magic IV: Clouds of Xeen.

Видите разницу с третьей частью? И я не вижу. Картинка из открытых источников.
Видите разницу с третьей частью? И я не вижу. Картинка из открытых источников.
Предыдущая часть снискала огромную популярность, поэтому разработчики постарались выпустить продолжение как можно быстрее. Четвертая игра серии появилась в продаже уже в 1992 году.

Нововведений в этот раз не было совсем: добавились новые монстры, само собой, поменяли мир (это стало уже традицией), написали новый сюжет и выложили на прилавок.

В этот раз мы путешествуем по созданному Древними плоскому миру Ксин, где боремся с его жестоким правителем. В конце игры выясняется, что за Лордом Ксина стоит старый знакомый - киборг Шелтем. Вы не поверите, но сразить противного робота нам снова не удается.

5. На бис: Might and Magic V: Darkside of Xeen.

Памагите!!! Картинка из открытых источников.
Памагите!!! Картинка из открытых источников.
Решив выдоить из удачного движка все соки, в 1993 году выходит пятая часть, завершающая сюжет предшественника. С лордом Ксина мы разобрались, теперь предстояло снова заняться Шелтемом.

Пятую часть нельзя назвать новой игрой: и сюжетно, и геймплейно она является втором эпизодом Clouds of Xeen. Улучшающаяся от игры к игре графика и новые монстры, рожденные неуемной фантазией авторов, вкупе с сжатыми сроками выхода, обеспечили успех всей серии.

В конце наконец-то гибнет Шелтем вместе Кораком. Интересной находкой является возможность объединения двух игр в одну: при наличии четвертой и пятой частей, они сливались, в результате чего получался гигантский игровой мир. Называлось это World of Xeen.

6. Возвращение легенды: Might & Magic VI: The Mandate of Heaven.

С момента выхода предыдущей части прошло 5 лет, но вселенная не стояла на месте. За это время появились две пошаговые стратегии, Heroes of Might & Magic 1 и 2, развивавшие вселенную сюжетно и познакомившие нас с новой планетой под названием Энрот. И вот, наконец, в 1998 г. мы дождались продолжения ролевой серии.

Шестая часть многими считается лучшей среди всех выпущенных и для этого есть веские основания. Неплохая спрайтовая графика, не вызывающая отвращения до сих пор, детально проработанный и масштабный мир, высокая сложность, разнообразие классов и магии, огромный выбор оружия. Отдельного восторга достойно музыкальное сопровождение: оркестровые партии на некоторых локациях - это что-то. Геймплей не изменился, единственным нововведением стала возможность вести бои в реальном времени.

В этой части нас знакомят с грозными врагами Древних - Криганами, которые в серии "Героев" превратились в демонов, что не вполне верно. Уничтожение их корабля и является основной целью MM6. Параллельно нас ждут уже знакомые по двум частям Heroes персонажи, в том числе король Роланд и его брат Арчибальд. Игра развивала удачные наработки предшествующих частей: снова у нас был магический мир, в котором периодически появлялись таинственные артефакты вроде древних компьютеров.

7. Расцвет серии. Might & Magic VII: For Blood & Honor.

Бегемот в подземных туннелях. Картинка из открытых источников.
Бегемот в подземных туннелях. Картинка из открытых источников.
В 1999 г. серия находилась в зените. Появившиеся почти одновременно Heroes of Might & Magic 3, в которую играют до сих пор, и Might & Magic 7 были тесно связаны и образовывали прекрасный цельный мир. Узнаваемы были как персонажи так и монстры, встречающиеся и в стратегии, и в ролевке.

По сравнению с шестой частью добавились новые играбельные расы: эльфы, дварфы и гоблины, появилась возможность превратить мага в нежить - Лича, игровые классы получили больше ограничений и приобрели индивидуальность. Наконец-то добавили поддержку 3D-ускорителей, хотя это было спорным нововведением. Появилась встроенная карточная игра Arcomage, которая позднее издавалась и отдельно.

Сюжет снова вертелся вокруг противостояния с Криганами, очередной космический корабль которых стал источником всех бед. На самом деле, если по геймплею нового хватало, то сюжет пошел проторенной дорожкой: очередное переписывание предыдущей части.

8. Начало конца. Might & Magic VIII: Day of the Destroyer.

В нашей теплой компании появились драконы. С понятным результатом. Картинка из открытых источников.
В нашей теплой компании появились драконы. С понятным результатом. Картинка из открытых источников.
Восьмая часть вышла в 2000 году и это, возможно, была первая серьезная ошибка Канегема, который выпустил игру без достаточной проработки. В общем, как и многие другие серии, Might & Magic сгубила жадность.

Существенным нововведением были новые классы: вампиры, минотавры и... драконы. Да, теперь можно было взять себе в партию огнедыщащих ящеров. Результат немного предсказуем: компания из трех драконов и двух клириков (для лечения) легко и непринужденно выносила все, что было в пределах видимости. Само собой, это не слишком хорошо сказалось на впечатлениях от игры.

Сюжет был откровенно глуп: на один из континентов Энрота прибывает посланник Древних с задачей избавиться от Криганов. Этот суровый дядька устраивает небольшой апокалипсис, нам же предстоит его остановить. Из других особенностей восьмой части можно отметить разве что жуткие рожи игровых персонажей: серьезно, они выглядят как алкоголики-зомби.

9. Агония. Might & Magic IX: Writ of fate.

Дарагой, купы арбуз. Картинка из открытых источников.
Дарагой, купы арбуз. Картинка из открытых источников.
В Heroes of Might & Magic 3, точнее в одном из многочисленных дополнений, создатели серии сделали странное. В результате столкновения двух могущественных артефактов мир Энрот был уничтожен, а уцелевшие обитатели переместились на новую планету - Аксеот. Таким образом, был обнулен весь тот пласт наработок, который держал на плаву серию в предыдущие годы. Сама идея с "перезагрузкой" была может быть и не плоха, но реализована криво. Старые герои оказались в непроработанном мире без какой-либо внятной причины и истории. Первой игрой в Аксеоте стала спорная Heroes of Might & Magic 4.

В создании девятой части Канегем участия не принимал. Возможно, не хотел позориться. Игра переехала на хорошо известный движок LithTech, но то, что с его помощью уродили разработчики описать невозможно. Все, что можно было сделать плохо, было сделано плохо. Даже ужасно. Отвратительная графика, тормоза и баги, напрочь сломанная ролевая система, шизофренический интерфейс... Одним словом, это был провал.

Сюжет подстать техничеческому исполнению: бессмысленное божество Ньям, война кланов, непонятные персонажи и окружение. Все это не имело связи с глубоко проработанной вселенной, которую мы полюбили в предыдущих частях. Продажи игры оказались соответствующими, после чего серию RPG под легендарным именем Might & Magic положили под сукно.

10. Осколки прошлого. Might & Magic 10 и другие игры серии.

Выглядит хорошо, но это уже никому не нужно. Картинка из открытых источников.
Выглядит хорошо, но это уже никому не нужно. Картинка из открытых источников.
После 2002 года, когда вышла девятая часть, серия разделилась. "Герои" отправились в свободное плавание и приплыли к логичному финалу. Они никогда не были самостоятельным проектом и не предназначались для того, чтобы им быть. Поэтому серия заглохла, превратившись в непонятную пошаговую стратегию без сюжета и интриги. Появилась неплохая экшн-рпг Dark Messiah of Might & Magic, но от M&M в ней было только название.

Серию попытались возродить в 2014 году, когда вышла в свет Might & Magic 10: Legacy. Десятая часть сделала вид, что Might & Magic IX: Writ of fate не существовало, но некоторые пересечения с ударившимисяс в маразм "Героями" имели место. Увы, но игре не хватало глубины предшественников, да и полностью пошаговый геймплей был на любителя. А главное, проект получился банально коротким: вместо продолжения серии эпичных RPG мы получили инди-игру во вселенной, о которой мало кто помнит.

Скорее всего, на этом история вселенной закончится: давно нет New World Computing, мертв издатель 3DO, а сам идейный вдохновитель серии, Джон Ван Канегем, сейчас занимается мобильными играми и вряд ли готов снова вернуться к Might & Magic.

На этом все: спасибо за прочтение, ставьте лайк, комментируйте и все такое:)