Что на самом деле произошло в оскароносном фильме Греты Гервиг
«Маленькие женщины» — одна из лучших экранизаций прошлого года. Классическая история взросления четырех девушек из честной, но небогатой семьи, — любимое чтение уже нескольких поколений и в России тоже.
Недавно я пересмотрела фильм, и у меня появилась теория, которая меняет все, что мы думали о фильме. В чем она заключается?
Бунтарка остепенилась?
Джо Марш (Сирша Ронан) — своенравная девушка. Она хочет быть писательницей и не готова выйти замуж, как того требуют от всех девушек того времени. Она отталкивает Лори (Тимоти Шаламе), хотя с ним ее связывает давняя дружба. Кстати, часто ли вы видели, чтобы кто-то отказывал парням с внешностью Шаламе?
В ее жизни позже появляется Фридрих (Луи Гаррель). Он лучше понимает ее, видит талант девушки. Между ними есть искра. В конце фильма Джо в юмористической сцене знакомит его со своими родными, а те, совсем уж потешно суетясь, выталкивают ее буквально из дверей навстречу семейному будущему.
«Стоп!» — говорит Джо издателю, обсуждая сцену счастливого воссоединения героев. Ведь этого не может быть! И действительно: вам не кажется эта сцена выпадающей из общего тона той части, которая рассказывает о жизни взрослых девушек? Отмотаем немного назад.
В фильме нет сцен из детства «маленьких женщин»
Джо пишет книгу о родных. В этот момент она раздавлена эмоционально: после тяжелой болезни умерла ее любимая сестра Бет, у нее не клеятся дела в Нью-Йорке, издатель требует дурацких рассказов, и Джо вынуждена их писать, чтобы принести деньги в семью. Ее сестра Мег в счастливом, но нищем браке, а Эми вышла замуж за парня, который мог спасти Джо от одиночества в большом городе, но которого она отвергла.
Джо переживает душевный порыв: она видит пустую кровать Бет и понимает, что должна сделать что-то стоящее ради нее. И она сжигает наработки, которые не нравились ни ей, ни Бет, и начинает писать книгу «Маленькие женщины», все дни проводя на чердаке.
Параллельно мы видим картины из детства Джо. В них как правило светит солнце, девушки одеты ярко, пусть и небогато, все время находится место чудесам. Джо быстро раскаивается, если ошибется, мать явно выделяет ее среди других дочерей, а все говорят правильно, умно — и по-книжному. Потому что они и есть персонажи книги — книги Джо. Я думаю, что мы не видели ничего из того, что происходило в ее жизни в прошлом — только то, как она показала это в своей книге.
Джо — классический пример ненадежной рассказчицы: персонажа, который рассказывает свою версию событий и вольно или бессознательно редактирует их так, чтобы казаться лучше или просто справиться с той травмой, о которой и говорит.
Сцены, как герои в камеру зачитывают письма, — это адаптация литературного приема, когда мы читаем чьи-то записи напрямую, так, как если бы их персонаж разговаривал бы с нами. Есть откровенно приторные моменты. Юная героиня, взглянув на снег за окошком, восклицает: «Счастливого Рождества, мир!» — и бежит вместе с сестрами отдавать свой завтрак еще более бедной семье. Конечно, судьба их за это вознаграждает — все в традициях светлой рождественской литературы.
Кстати, в досчатом доме нищего семейства щели в палец толщиной: никто бы не выжил и недели в таком. Это художественное преувеличение, которое допустила Джо для читателей.
Эми из реальной жизни хоть и порывистая, но очень рассудительная женщина, а всего семь лет назад, в доме родных, она преувеличенно несносная. Просто Джо немного иначе смотрит на события детства и, конечно, ревнует и завидует сестре.
И Бет не болела скарлатиной в детстве. Она болела всего один раз, когда Джо была в Нью-Йорке. Помните, как дословно похожи сцены двух болезней? В сцене счастливого выздоровления Джо просит Бет не сдаваться, уговаривает ее «не уходить тихо», засыпает у кровати больно, на следующее утро Джо видит пустую кровать, испуганная сбегает по лестнице и видит румяную Бет вместе с мамой. Но этого не было на самом деле. В реальности Бет болела всего один раз — и бесшумно скончалась, пока Джо спала.
Джо не могла себя простить за то, что не спасла нежную и добрую Бет, которую в книге Эми называет «лучшей среди нас». Джо выдумывает другую болезнь, с которой справилась лучше. Даже без мамы.
Она очень хотела спасти Бет — и спасла ее в книге, рассказав о трепетном и нежном ангеле-пианистке — такой ее запомнила горюющая сестра.
Два хеппи-энда: ложный и настоящий
После похорон такого близкого человека, впрочем, Джо быстро оправляется и падает в объятия Фридриха. И делает это в сценах, в которых возвращается уже подзабытый яркий цветокор, который рассказывает о событиях из книги, а не из жизни Джо. Сцены преувеличенно смешные: горичная при всех говорит «какой симпатичный парень», Фридрих несколько раз прозрачно, как в любовных романах, намекает на свое желание остаться.
А перед тем, как выпинать Джо из дома навстречу браку, и вовсе происходит сцена, знакомая каждой девочке, что читала хоть один простенький любовный роман: другие персонажи объясняют главной героине, что она влюблена. Этот прием позволяет автору не тратить время и страницы на то, чтобы девушка естественно и сама все поняла о своем чувстве.
Грета Гервиг специально вставляет шпильку — это не натурально! Но редактор книги плюет на это. Ему нужны продажи — подавай хеппи-энд с тремя свадьбами.
На самом деле хеппи-энд фильма в том, что Джо смогла издать роман и выторговать 1,6 % от прибыли с продаж книги в свою пользу и оставить за собой авторские права. И нет сцены, в которой Джо счастлива так же оглушающе и естественно, как в типографии, когда она видит свою настоящую книгу. Я правда очень счастлива за Джо и ее успехи.
Никакой свадьбы у Джо не было
Еще одно доказательство того, что Джо не выходила замуж за Фридриха, есть в финальной сцене. Все домочадцы собираются за праздничным столом в новой школе Джо. По обе стороны от стола стоят две пары: Эми и Лори и Джо и Фридрих. Прошла пара лет, и на руках у Лори его ребенок. Но у Джо и Фридриха никакого ребенка нет, его не показывают. Мы видим, что Фридрих и Джо в хороших отношениях: она треплет его по плечу. Но не так ли она себя вела со своим просто другом Лори?
Нам намеренно противопоставили две пары: одна хоть и неожиданная, но на самом деле очень естественная, и другая — которую мы ждем, но которой на самом деле нет. Возможно, эта пара еще сложится после финала фильма, но пока — нет. Эти двое подходят друг другу и хочется верить, что если Джо захочет брака, у них все будет хорошо.
Но книга — не жизнь. В реальной жизни умирают хорошие люди, добрые самаритяне не всегда получают подарки судьбы, а девушка иногда не хочет замуж. И если с первыми двумя я смириться не готова, то выбор Джо я понимаю и уважаю.
А какой финал вы бы предпочли для «маленьких женщин » Греты Гервиг?
Подписывайтесь на мой Дзен Канал: в следующих материалах я расскажу о самых леденящих душу сцен «Игры престолов» и о том, какие секреты скрываются под сдержанным стилем книги «Нормальные люди» писательницы Салли Руни, которую уже называют голосом поколения.