Эта хрестоматийная картина, повествующая о ключевом эпизоде из детства великого русского подвижника, полна загадок. Не верите? Убедитесь сами!
Начнем с того, что прототипом юного Варфоломея, будущего Сергия Радонежского, стала.. тоненькая чахоточная деревенская девочка. Первоначально образ юного пастушка был более приземленным и грубоватым. Но позднее Михаил Васильевич Нестеров нашел идеальную модель - и обессмертил безымянную девчушку в своем произведении.
"Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно, - вспоминал художник. - Я совершенно отождествлял это личико с моим будущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его".
Впоследствии Нестеров написал и другие картины, повествующие о жизни чудотворца из Радонежа - "Юность преподобного Сергия", "Труды преподобного Сергия" и просто "Преподобный Сергий". Сам художник считал лучшей из своих картин именно "Отрока Варфоломея". Иного мнения придерживались многие из его современников, видевшие в выборе сюжетов ни что иное, как "вредный и нелепый мистицизм". Такого мнения придерживались самые влиятельные "оракулы" эпохи, в том числе знаменитый критик Владимир Стасов. Желание Павла Третьякова купить "Варфоломея" выглядело в таком свете настоящей ересью.
И позднейшие знатоки искусства, такие, как знаменитый критик Александр Бенуа, живший уже в совсем другую эпоху и сам не чуждавшийся мистики, считали, что живописные повествования о юности и зрелости любимого героя - не самые сильные произведения Нестерова. Они отмечали преувеличенную экзальтированность и восторженность самого Сергия, искусственность композиции и многие другие слабые места. Например, укрощенного мишку - верного товарища преподобного Сергия - сравнивали с медвежьим чучелом из мехового магазина.
Самое интересное, что современные историки, изучающие "Житие" Сергия и другие материалы, подчеркивают, что будущий святой был не хилым книжником, а очень крепким и сильным человеком. Такого мнения придерживался, в частности, знаменитый историк допетровской Руси Руслан Скрынников, указывающий на то, что хилый человек не вынес бы тягость жизни в лесной глуши. Более того, он считал, что юный Сергий не очень-то тяготел к книжному учению и больше любил кататься верхом.
Что верно, то верно: знаменитое полотно изображает эпизод из жизни мальчика Варфоломея, который отправился искать пропавших жеребят. В пути он встретил неизвестного старца и рассказал ему все немудреные мальчишеские горести, в том числе и о своей неспособности к книжному учению. Добрый старец дал мальчику просфору (пресный литургический хлебец), помолился за него и обещал, что его юный собеседник "превзойдет всех братьев и сверстников". Так оно и вышло - ведь таинственный путник оказался посланцем Бога, возможно, даже ангелом.
"Эдакая трудность- научиться читать!" - скажете вы и будете неправы. В Древней Руси чтению учились совсем не так, как в наше время. Сначала дети заучивали все буквы алфавита и их старинные названия ("а" - "аз", "б" - "буки", "в" - "веди" и так далее). Потом они затверживали все слоги и только потом учились читать по складам, а затем - переходили к собственно чтению. Неудивительно, что такой способ обучения грамоте становился настоящей пыткой и требовал трех-четырех лет обучения. Не зря средневековые педагоги считали, что научиться грамоте можно лишь с помощью розги. "Аз, буки, веди страшат, что медведи" говорили они и цитировали тексты из Ветхого Завета, доказывающие необходимость строгого воспитания и пользу хорошей порки.
Формально буквослагательный способ обучения грамоте был отменен еще при Иване Грозном и его знаменитом тезке - первопечатнике Иване Федорове. Но на практике он продолжал использоваться и при Петре, и при Екатерине, и даже во второй половине девятнадцатого века, а в роли "учителей" выступали сельские священники, дьячки и отставные солдаты. Педагоги 1870-х годов признавали, что выучиться письму таким путем почти невозможно - из десяти мальчиков, научившихся читать по слогам, искусство письма постигал только один.
"Значит, деревенские мальчики в четырнадцатом веке тоже учились читать?" - спросите вы. Опять ошибка! Уровень грамотности в Древней Руси, особенно в торговых городах Пскове и Новгороде, был достаточно велик. Читать и писать там умели не только бояре и купцы, но и ремесленники и женщины. Намного хуже обстояли дела в других городах и княжествах, а средневековый крестьянин практически не нуждался в грамоте. У него хватало и других забот.
Но юный Варфоломей был не просто деревенским мальчиком. Он был сыном знатного человека - ростовского боярина Кирилла, который предпочитал скромную сельскую жизнь суете тогдашнего "большого света". Его многочисленные дети тоже росли в труде и стали, несмотря на знатное происхождение, мастерами на все руки.
Уже знакомый нам Руслан Скрынников разъясняет причины такого пристрастия боярина Кирилла к простой сельской жизни. Это были набеги татар, постоянные наезды ордынских сборщиков дани и московских воевод, которые творили насилия не только над прстыми людьми, но и над сильными мира сего. Именно поэтому боярин Кирилл, его жена Мария и их дети оставили Ростов и переселились в подмосковный город Радонеж. Сколько лет было тогда юному Варфоломею, не знает толком никто. По одним источникам, ему было 13 лет, по другим - все 19 лет. Историки считают, что к этому возрасту будущий святой мог окончить курс учения и даже овладеть греческим языком. Ведь Ростов Великий был в то время не только центром одного из самых влиятельных княжеств, но и центром учености, в котором работали школы и даже библиотеки.
Знатные люди Древней Руси были далеко не невежественны, не то что европейские магнаты, которые порой не отличали "а" от "б". Возможно, это связано с тем, что языком учености в Западной Европе была чужеземная латынь, в то время как православные богослужения велись и ведутся на более понятном церковнославянском языке. Древняя Русь была знакома не только с Священным писанием, но и с античными государями, полководцами, даже с поэтами и философами. Немалой популярностью пользовались и переделки средневековых рыцарских романов, и сборники мудрых изречений. Правда, это образование было в основном гуманитарным, в то время как уже при московских князьях - современниках Возрождения Русь стала чувствовать нужду в техническом, медицинском и военном знании. Но это уже, как говорится. другая история.
Понравился рассказ? Читайте другие истории из блога "Жизнь прекрасна и удивительна" и поощряйте его автора!