Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Почему гитаристы так любят табы и так не любят ноты?

На это есть как объективные, так и субъективные причины. Послушаем пару мнений.

Martin Turner, «гитарист с 1979 года».

Много гитарной музыки создано путём импровизации, поэтому она вообще не записана. По этой причине блюзовые, рок и фолк-гитаристы могут добиваться больших результатов без необходимости учиться читать ноты.

Если вы не можете прочитать ноты, вы не сможете и записать их. На гитаре вы даже не сможете записать их более или менее прилично, используя миди-преобразование, потому что оно всегда гораздо более приблизительное и неопределённое, чем с помощью миди-клавиатуры.

Однако, когда вы захотите начать общаться с другими музыкантами, внезапно станет очень полезным иметь возможность сделать нотную запись для напарников. Вы можете дать клавишнику набор аккордов, но если у вас есть более конкретные пожелания, вам придётся дать ему ноты.

Точно так же вы можете дать другому гитаристу набор табов, но всегда более конкретно и лучше дать напарнику ноты, если он может их прочитать. И наконец, когда вы захотите начать аранжировать для струнных и духовых, штатная нотация станет обязательной.

Daniel Yarritu, «классический, акустический и электрогитарист с 1995 года».

Многие гитаристы используют стандартную нотную запись. Подавляющая часть репертуара классической гитары записана только в этом стандартном формате.

Быстрое чтение с листа, однако, сложно для гитаристов, даже для тех, кто имеет систематическое образование. Гитара — это «нелинейный» инструмент (в отличие от фортепиано). У гитары шесть струн, и между каждой парой соседних струн есть интервал, который зависит от настройки. В итоге получается некая «матрица».

Большинство струнных инструментов используют симметричные настройки, где интервалы между струнами совпадают, но стандартная настройка гитары асимметрична — все струны настраиваются по квартам, кроме струн соль и си, интервал между которыми составляет большую терцию. Это необходимо для обеспечения удобного баланса между игрой аккордов и мелодий (при этом играть мелодии немного сложнее).

Симметричная настройка позволила бы гитаристу использовать одни и те же комбинации пальцев, но при асимметричной настройке мы должны выучить много разных аппликатур.

Кроме того, мы имеем несколько мест для воспроизведения одной и той же ноты, в отличие от фортепиано, у которого есть только одно такое место. Таким образом, в нижнем регистре лады I - IV на шестой струне дают единственное место для воспроизведения этих нот. Как только я добрался до Ля на пятом ладу, у меня уже есть два места, чтобы сыграть эту ноту, потому что следующая пятая струна настроена в Ля.

У меня есть три места, чтобы сыграть следующую Ре, четыре места, чтобы сыграть следующую Соль, пять — для Си, а с некоторыми трюками я могу сыграть свою первую струну Ми в семи разных местах! Когда вы доберётесь до более высокого регистра, вариантов будет меньше. В середине их больше всего.

Если ваша музыка имеет тенденцию быть одноголосной, всё может быть не так уж и плохо, но нас часто просят сыграть аккорды или несколько партий одновременно, а это означает, что вам необходимо рассчитать положение каждой ноты относительно друг друга и убедиться, что вы выбрали правильную аппликатуру, иначе вы можете оказаться в тупике — выбор неправильной аппликатуры может сделать следующий пассаж невозможным или слишком трудным.

Для записи правильной стандартной нотации требуется опыт, а в стандартной нотации есть много чего, что является не очевидным. И напротив — выяснить, как работает табулатура, можно почти без объяснений.

Табулатура, однако, является средством, которое действительно работает только для инструмента с грифом, тогда как то, что записано в стандартной нотации, сможет понять любой обученный музыкант (не гитарист).

Таким образом, учитывая популярность гитары и подготовку, необходимую для чтения нот, вышесказанное означает, что большинство гитаристов не читают ноты или не читают их хорошо. Гитарная педагогика в целом также не настолько совершенна, как, например, для скрипки или фортепиано. Например, можно ожидать, что любой образованный пианист будет читать ноты очень хорошо.

Итак, почему же большинство гитаристов не читают стандартную нотную запись? Факторы такие:

  • Гитара не является оркестровым инструментом, а в роке, блюзе поп-музыке и фольклоре запоминание является нормой — чтение с листа не требуется.
  • Гитара — дешёвый инструмент, который поэтому используют множество любителей, не имеющих образования, а музыкальные программы не являются обязательными в обычных школах.
  • На гитаре читать ноты с листа объективно труднее, чем на некоторых других инструментах.