Любителям круглых дат и цифр приходится приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но память сердца не зависит от календаря. Мелодия может волновать того, кому ничего не известно об авторе и времени еёнаписания. Именно такие вещи сочинял австрийский композитор Вернер Гейманн.
Вернер Гейманн не родился, а умер в этот день, в 1961 году, и это повод вкратце напомнить, что было им создано в самые трагические и бурные десятилетия минувшего века.
Я увлекся Петром Лещенко в самое неподходящее время - каждую песню приходилось откапывать чуть ли не экскаватором, а сам процесс напоминал эксгумацию трупа. Повторный спрос на ретро еще не наступил, а поколение, которому "Лещ" был близок, своё отгуляло. Обывателю хваталр Лещенко Льва с его не менее импозантным соперником Ринатом Ибрагимовым.
Мне чертовски нравились угловатые тексты лещенковских полечек, фокстротов и танго - странные слова из этих песен заменяли в моем кругу убогий сленг тогдашней молодежи.
Одной из самых необычных была "Ха-ча-ча" с фразой, звучавшей примерно как " и все зашевелились, будто кто-то вас завел".
Танцевальная пьеса Вернера Гейманна стала международным шлягером.
"Я хочу веселиться, я хочу "ха-ча-ча" - говорит подруга гангстера комику Граучо Марксу в фильме "Обезьяньи проделки". Актриса Зелма Тодд погибнет молодой при загадочных обстоятельствах.
Жизнь тогдашних знаменитостей протекала в режиме "нынче праздник, завтра будет тризна". Хотя американский исполнитель "Ха-ча-ча" - тенор Руди Вэлли прожил достаточно долго и счастливо.
Подобно многим своим коллегам, уроженец Кёнигсберга Вернер Рихард Гейманн, помимо серьзных произведений, активно работал и в легком жанре, сочиняя для кабаре и кинематографа.
Его музыка звучит в "антисоветской' комедии "Ниночка" с Гретой Гарбо. Сюжет этого фильма Эрнста Любича будет модернизирован после войны в цветном мюзикле "Шелковые чулки" с Фрэдом Астером, Петером Лорре и Сид Шэррис.
Обе постановки станут доступны нашему зрителю только в перестройку. Хотя антифашистский памфлет "Быть или не быть" все-таки попадет в советский прокат на излете "оттепели".
Композитор окажется в Голливуде вместе со множеством талантов неврийского происхождения, чьими услугами побрезгует воспользоваться якобы тысячелетний рейх расово чистых экземпляров.
Надо сказать, что эстрада в Рейхе была такою же, как и везде, помимо свинцовых мерзостей расизма и шовинизма, без которых не обходится вставание с колен ни одной нации. Но стоит ли заострять внимание на таких мелочах, когда всё вокруг марширует и хорошеет?
Плохой эстрады и плохого кино попросту не делали, независмо от идеологии и режима. Славянка Пола Негри спокойно снималась в Германии, где, под мелодию Tango Notturno, вызревало окончательное решение еврейского вопроса, который был вопросом жизни и смерти для сотен гениев и миллионов обычных людей, приговоренных у уничтожению "сверхчеловеками".
От нацизма бежали по-разному. Кто-то с помпой - как Марлен Дитрих. Кто-то без особых проблем, как великий режиссер Фриц Ланг - фюрер благоволил фронтовику и создателю "Нибелунгов". Гениальный вокальный секстет Komedian Harmonisten не вернулся с гастролей в Японии, где честно шпионил доктор Зорге.
На родине ни один из этих людей не мог выбрать даже собственную смерть. В газовой камере (испытанной в демократической Калифорнии на десять лет раньше, чем в Освенциме), под скальпелем врача-садиста, под бомбами союзников, объединенны страхом перед Адольфом, который оказался "настоящим буйным".
Пока из Германии разбегались таланты, лидер информатики - компания IBM снабжала оргтехникой картотеки Гестапо. Нефть и пшеницу поставляли не менее щедрые друзья с Востока.
Чисто немецкий шоу-бизнес, узурпированный при Гитлере кукушатами, выпихнувшими конкурентов, нельзя назвать ущербным или халтурным. Но его высокие каноны вырабатывались не болндинами под свастикой, а именно в период "дегенерации" и "упадка".
Подбно целому ряду мастеров немецкой культуры, не принявших новый порядок, Вернер Рихард Гейманн посещал родину-мачеху в послевоенные годы. Он написал музыку к новым постановкам шедевров Веймарского периода - "Альрауне" и "Голубому ангелу".
Три "расово неполноценных гения" обогатили поп-культуру нетленным материалом - Фридрих Холландер, Курт Вайль и Вернер Гейманн.
"Я люблю свободу, ненавижу диктаторов, не люблю расписывать нотные партии и камешки в ботинках" - признавался композитор незадолго до смерти.
Одна из его известнейших песен заканчивается словами "где-нибудь, как-нибудь, когда-нибудь".
Сегодняшний деь полностью соответствует обстоятельствам, перечисленным выше.
Фамилию маэстро мы решили писать по-старому, как "гинденбург" и "гейне".
Werner Richard Heymann (14 February 1896 – 30 May 1961)
👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы
Telegram I Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК