Постоянно повторяюсь в статьях и под статьями в комментариях, пытаясь объяснить оппонентам, в чем заключается антигуманность капитализма и почему коммунизм более гуманен. Очевидно же! Но даже выработав умение излагать все простым языком, не получается донести и идеологические противники не понимают и упорствуют. Да и черт бы с теми, кто намеренно спорит, прекрасно понимая истину и упорствуя лишь потому, что сами находятся на позициях буржуйского класса, но ведь часто приходится иметь дело с теми, кто являясь эксплуатируемым умудряется топить за свободный рынок, на полном серьезе веря и доказывая тот бред, который был навязан господствующим классом и реалиями капиталистического общества.
И вот недавно посмотрел гениальнейший фильм, который наглядно показывает принцип такой общественно-экономической модели общества. Картина 2019 года. Режиссером является Гальдер Гастелу-Уррутия. Фильм одновременно мерзок в плане многих сцен, но и очень глубокомысленный. Удивляет, что при такой простоте задумки, получилось создать столь информативный посыл зрителю. Нигде не приходилось видеть мне более правильно подобранную аналогию на социальные проблемы капиталистического общества. Его интересно смотреть, он не скучен, несмотря на то, что действия происходят в четырех стенах. Актеры играют достойно, сцены и диалоги прописаны грамотно и позволяют нам увидеть параллель происходящего в фильме с тем или иным процессом, характерным для социума. Преподнесено, повторюсь, в мерзких тонах. Поэтому кого-то фильм может оттолкнуть.
Концепция фильма следующая. Главный герой попадает на один из уровней здания (называется ямой в фильме). Через все уровни проходит сквозное квадратное отверстие, через которое каждый уровень проходит платформа, набитая едой. На каждом уровне находится по два человека, попавшие сюда кто добровольно ради некоего сертификата (не объясняется, что за сертификат, но тут не в этом суть), а кто и в качестве наказания.
Платформа эта останавливается на каждом уровне и заключенные с нее едят. Логика такова, что везет тем, кто выше находится, поскольку стартует платформа с верхнего уровня (с первого уровня) и опускается вниз. Естественно, что чем ниже опускается платформа, тем меньше еды и больше объедков приходится есть, ну а на самых нижних уровнях еды не остается и вовсе, что приводит к убийствам и каннибализму между заключенными. Но каждый заключенный находится на определенном уровне месяц. После этого заключенного перемещают на другой уровень случайным образом. То есть он может попасть на любой этаж.
Аналогии
- Первую аналогию с капитализмом мы видим в том, что каждого заключенного перемещают по уровням случайным образом. Он может оказаться как на верхних (козырных) уровнях, так и на нижних, где нужно выживать самыми радикальными методами. То есть точно такой же процесс, по которому становятся богатыми в обществе. Кто бы что ни говорил, а таланта и ума недостаточно для того, чтобы попасть в господствующий класс богатых. Для этого нужна совокупность факторов, начиная с детства. То есть как тебя направляли родители, как ты учился, далее как работал, какие шаги по жизни делал на пути к своим целям. Все это подчиняется законам Теории вероятности (раздел математики, изучающий случайные события). Это в фильме в упрощенном варианте и показано. Героя усыпляют по истечению месяца и дальше новый уровень. Тут же упомянем классовую теорию, а именно вспомним о том, что подразумевали коммунисты, когда говорили об уничтожении явления как класса. Подразумевалось всегда именно ликвидация такой системы, а не уничтожения людей. Поскольку в фильме четко показано, что люди, перемещаясь с нижнего уровня на верхние, начинают себя вести также по-свински, харкая в еду, ходя по ней ногами и прочие гадости. Поэтому и идея социальной справедливости кроется в доступности к ресурсам каждого, а не в руках отдельно взятого члена общества.
- Второй аналогией является, конечно же, платформа с едой. Она символизирует ресурсы (блага, деньги, рабочие места и т.д. и т.п. ), которые распределяются в обществе. Администрация здесь, дело понятное, олицетворяет государство, которое пустило дело на самотёк, предоставив это распределение ресурсов невидимой руке рынка. И мы здесь видим, что у кого есть возможность, то жрет больше. То есть прямой намек на то, что в капиталистическом мире присваивать больше ресурсов будет тот, у кого возможности выше. И возможности эти становятся еще больше именно у тех, кто богатеет, что потом ведет к образованию огромной пропасти между богатыми и бедными. Ну и тут же затрагивается процесс пауперизации.
- Третья аналогия показывает оскотинивание людей в условиях капитализма. В результате рамок, в которые такая система загоняет человека, он вынужден бороться с себе подобными. В фильме каннибализм и показывает нам конкуренцию между представителями низших слоев общества за то, чтобы урвать себе жалкий кусок от имеющихся в обществе благ. Конкуренция свободного рынка разделяет людей, делает их волками друг другу. И все это происходит не по причине их ущербности, а по причине того, что загнаны в жесточайшие рамки, когда другой становится тебе просто конкурентом, не борясь с которым себя же и погубишь. Ну а в реальном обществе не только себя, ведь за спиной у каждого из нас семьи.
Отметим и аналогии в типажах персонажей:
- Главный герой Горенг олицетворяет людей с коммунистическим в данных реалиях типом мышления. Его сокамерник ему прям так и говорит, мол, если ты коммунист, то смотри, коммунистов тут не любят.
Горенг в отличие от других заключенных взял с собой в качестве одного разрешенного администрацией предмета книгу. Книги у нас олицетворяют знание, что говорит о методах коммунизма. Именно на просвещении делается упор, ведь коммунизм и невозможен потому, что нужно совершенно новое мышление человека. Чтобы построить коммунизм, нужно совершить культурную революцию в сознании людей. Добиться того, чтобы люди перестали мыслить потребительски, страдать жадностью и желанием исключительно потреблять. Вот и пытается герой на протяжении фильма добиться от людей мыслить адекватно и просто делить еду на порции, чтобы хватало всем. Но система устроена таким образом, что такие больные отношения между людьми продолжаются и не видать им ни конца ни края.
- Вторым персонажем, называющим протагониста коммунистом, является первый сокамерник, Тримагаси. Пожилой опытный заключенный.
Он показывает нам капиталистов, которые воспринимают систему такой, какой она, по их мнению, должна быть. Как и абсолютное большинство в этой яме, он мерзко поступает в отношении к тем, кто уровнями ниже и вполне себе радуется, что вот оказались они с героем на "хорошем" 48-м уровне. Ну а оказавшись на низшем, он на опыте связывает Горенга, пока тот спит, и уже готов использовать его в качестве пищи, чтобы протянуть месяц. Циничен, жесток и является приспособленцем.
- Второй сокамерник героя (сокамерница) Имогири. Олицетворение тех капиталистов, которые верят в правильный капитализм. Это те, кто не понимают природу общественных отношений, не умеют анализировать историю. Кто верят в разумность людей, не понимая того, что в стаде всегда найдутся паршивые овца, которые и испортят все стадо, делая идеальный капитализм утопичным.
Она наивно обращается к заключенным ниже уровнем, пытаясь убедить их съесть только те порции, что она для них выделила и поступить аналогичным образом для более нижних этажей. Но те ее шлют подальше и говорят о своем праве есть столько, сколько захотят. Лишь спустя время умудренный герой угрозами загадить им еду, добивается от тех нужного поведения, что в свою очередь показывает иерархию власти, когда используя, например, те же экономические методы, можно воздействовать на капиталистов победнее. Кстати, это уже элемент насилия и принуждения, без которого никто из правителей не добьется желаемого результата.
- Последний сокамерник главного героя Бахарат. В сцене с веревкой он символизирует малый бизнес, который пытается залезть на самый верх, но более крупные капиталисты опорожняются на него. То есть показано, что при капитализме более крупные едят менее сильных представителей класса. Нет тут единения даже между теми, кто мышлением одного порядка. Ну и делают это в своей манере, издевательствами и высокомерием, считая себя умнее. Нет, я не хочу сказать, что Бахарат показан таким же капиталистом в фильме, но оказываются они с главным героем на 6 уровне, что делает их положение очень хорошим. А уровень ямы в фильме символичен и показывает разделение людей на классы.
Ну и в конце стоит отметить сцену, когда Горенг и Бахарат решают встать на платформу и раздавать еду на каждый уровень в умеренных количествах. Вот тут уже прибегли к вынужденному насилию. Ведь альтернатива продолжать так жить дальше гораздо хуже. Многие люди в стремлении выжить так цепляются за имеющуюся систему (даже античеловечную), что начинают сопротивляться и упорствовать движению, которое пытается такое положение дел в обществе изменить. И готовы продолжать жить по правилам, навязанным им капиталистами свыше. При капитализме по таким принципам и живем.
Недаром показаны в фильме и образы погибших заключенных, которые с Горенгом разговаривают. Сам центральный персонаж подобен каждому из нас. Потребительское нутро пытается сломать его моральные принципы, заставляют принять систему. Всячески пытаются убедить его в том, что он уже замарал себя и такой же, как и все остальные.
От системы никуда не деться, разве только подальше от общества свинтить. Но в обществе, где основой основ является свободный рынок, все мы вынуждены приспосабливаться. Нам остается лишь для себя решить, кто мы по мышлению. Выживать-то нам на роду написано еще с древних времен, но оставаться лучше гуманистами вопреки бытию, которое определяет сознание.