Найти в Дзене
Old school dude

Из истории музыки. Что играют корифеи рока, часть 3.

Оглавление
Рок-концерт, фото из открытых источников
Рок-концерт, фото из открытых источников

Продолжаем историю музыкальных жанров. Часть 1 и часть 2 ждет вас, если вы еще их не прочли. Мы рассматриваем во что вылилась психоделик-революция и какие музыкальные стили она породила. На очереди обозрения прогрессив-рок.

Отличительные жанровые формулы прогрессив-рока музыковеды (что бы мы без них делали?) сформулировали таким образом:

  • Длинные, эпические композиции со сложными мелодиями и гармониями, многократной сменой выразительных средств. Они могут состоять из нескольких "самостоятельных" частей. Фактически, длина композиции в прогрессив-роке ограничена только физическим носителем.
  • Тяготение макроформы музыкальных пьес к циклическим формам академической музыки, предполагающим наличие отдельных частей. Названия композиций при этом могут быть соответствующие.
  • Преобладают не синглы, а концептуальные альбомы, в которых тема или повествование разворачивается на протяжении всего альбома в манере, аналогичной литературному повествованию, фильму или опере. В альбомы могут вкладываться подробные буклеты и плакаты, продолжающие концепцию. Классическими примерами служат альбомы "The Lamb Lies Down on Broadway" Genesis и "Eldorado" Electric Light Orchestra.
  • Использование нетрадиционных для рока мелодических и гармонических решений. Полярные смены темпа и динамического рельефа по ходу композиции. Использование сложного (иногда изменяющегося) музыкального размера.
  • Необычная настройка инструментов, эксперименты с обработкой звука в студии и с помощью специальных устройств.
  • Координация внутри ритм-секции группы (обычно состоящей из басиста и ударника). Ритм-секция может использовать контр темп и другие техники в сцепке с остальной группой. Заметные примеры: пары Тернер – Аптон в Wishbone Ash и Уэттон – Бруфорд в King Crimson.
  • Использование немузыкальных звуковых эффектов, рост и расширение технологии создания новых звуков.

Видео с ютуб-канала John Janigan-Mills

  • Необычные вокальные стили и использование нетрадиционных вокальных гармоний из многих частей.
  • Использование ведущих инструментов, не характерных для рок-музыки, включая электронные инструменты.
  • Использование традиционных классических инструментов, оркестров и хоров.
  • Ассимиляции роком классической музыки. Использование тем из классики в виде обработок и интерпретаций. Как пример, "Pictures At An Exhibition" Мусоргского Emerson, Lake & Palmer, Брамс у Yes и Прокофьев "Поручик Киже" у Стинга.
  • Помимо этого в лирике большинство групп прогрессивного рока избегали также прямых политических комментариев, предпочитая выражать свои взгляды иносказаниями и аллегориями. Впрочем, большинство музыковедов отказываются это считать отличительным признаком.

Еще ряд музыковедов отмечают иногда спейс-рок, арт-рок и симфо-рок, краут-рок как стилистические поджанры прогрессивного рока. Но каких-то особо ярко выраженных отличительных черт, обособляющих их характерные особенности не отмечают.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Спейс-рок

Для спейс-рока характерны активное использование синтезаторов, эксперименты с гитарным звучанием, продолжительные, атмосферные композиции и тексты, навеянные научной фантастикой. Бог ты мой, все это попадает и в признаки прогрессивного рока. Тем не менее, отмечу группы, относящиеся к этому направлению: Pink Floyd, Hawkwind, Eloy, Muse.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Арт-рок

Теперь об арт-роке. Издание Ларри Старра и Кристофера Уотермана "Американская популярная музыка" определяет арт-рок как "форму рок-музыки, в которой смешаны элементы рока и европейской классической музыки. Общие характеристики включают ориентированную на концептуальный альбом музыку, разделенную на композиции, а не на песни, с обычно сложными и длинными инструментальными секциями, симфонической оркестровкой. Причем, арт-рок подчеркивает авангардные или экспериментальные влияния и "новую звуковую структуру. По сравнению с прогрессивным роком арт-рок более сложный, шумный и нетрадиционный и менее подвержен классическому влиянию, с большим акцентом на авангардную музыку". Вы видите отличия от определения прогрессивный рок? По-моему – чистый субъективизм и этот, как его..., во – волюнтаризм. Ведь "длинные, эпические композиции со сложными мелодиями и гармониями, многократной сменой выразительных средств" – это и прогрессивный рок и арт-рок. Еще один Автор Мэтью Баннистер отмечает "более застенчивую эстетику арт-рока", еще пара авторов отмечает, что "в арт-роке музыка приблизилась к фазе чистого искусства и что под арт-рок не возможно танцевать". Слова, слова, слова...Как будто прогрессив-роковые композиции сплошь и рядом ставят на дискотеках, да и танцы танцам рознь. Мне вспоминаются слова Фрэнка Заппы: "Писать о музыке – это то же самое, что танцевать об архитектуре". Тем не менее споры о конкретном содержании термина продолжаются до сих пор и конца-края им не видно. Отмечают таких представителей арт-рока: Talking Heads, Roxy Music, Yes, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Queen.

Симфо-рок

Отдельно выделяют симфо-рок, как поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных арт-роковых и психоделических коллективов. В тоже время отмечается, что не существует четкой границы между такими направлениями, как симфо-рок, арт-рок и спейс-рок. Многие группы сочетали различные стилевые особенности даже в пределах одного альбома. К симфо-роковым коллективам относили Camel, Electric Light Orchestra, Barclay James Harvest, Emerson, Lake & Palmer и тех же опять Yes с King Crimson.

Краут-рок

Остался краут-рок. Так назвали экспериментальное направление (поджанр) в психоделическом роке, возникшее в конце 60-х – начале 70-х годов в Западной Германии. Само название было образовано от сленгового слова "Краут" (нем. Kraut), означающего "Немец". Визитной карточкой стиля стало смешение рок-музыки, исполняемой на стандартных инструментах рок-группы (электрогитара, бас-гитара, ударные, синтезатор), со структурами электронной музыки, а также электронной обработкой звука. Среди прочего, в музыке нередко присутствует пульсирующий ритм. Среди исполнителей отметим такие коллективы, как Faust, Neu!, Kraftwerk и любимая группа Артема Троицкого Can.

Итог

Подведем небольшой итог. Если кто-то мне заявит, что основное направление рок-музыки с середины 60-х годов и поныне это – психоделический рок, я не стану спорить, ведь скорее всего он прав. Я даже мысленно пожму ему руку. В свою очередь из психоделического рока выделились айсид-рок, хард-рок и хеви-метал, а также прогрессив-рок. Причем различия между ними "тонкие и незначительные". Что в сухом остатке не удается подвести под какой-нибудь из этих стилей, по прежнему называют просто психоделией. Там еще был и глэм-рок, и софт-рок и поп-рок и кое-что еще, но мы всего этого просто не будем пока касаться. В свою очередь прогрессив-рок тоже разделили на поджанры: спейс-рок (с длинными искаженными запилами гитары или синтезаторов), арт-рок (то что поавангарднее и посложнее), симфо-рок (то что попроще и с ориентацией на классическую музыку) и краут-рок (заумная авангардная электронщина, если по-простому). Границы между поджанрами зыбки, условны и вполне спорны. Если желаете спорить, то комментарии в вашем распорядении.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного

На третий день творения Electric Light Orchestra

Хрупкость Yes. Абсолютный шедевр

Трилогия Эмерсона, Лейка и Палмера

Исход Питера Гэбриэла из Genesis

Мормонский прогрессив-рок The Osmonds - The Plan

Самый странный рок-альбом, из когда-либо появлявшихся в этой вселенной. King Crimson "Islands"