История создания фильма: Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда (часть 1)
После того, как Джордж Лукас урегулировал все формальности со студией и приступил к производственному процессу, стало сразу ясно, что настоящие трудности только начались. Снимать фантастические фильмы, в котором фигурировала полностью новая вселенная с множествами экшен-сцен и спецэффектами, дело непростое, для этого нужна определенная техника, чтобы создать нужные визуальные эффекты. Но в то время такой техники не существовало. Как и не существовали компании, разрабатывающие эти сложные спецэффекты. Были лишь отделы в студиях кинокомпаний, которые в 70-ых начали быстро закрываться, так как спецэффекты, по сути, никому не были нужны. Джордж Лукас подумал: почему бы не создать собственную. Так летом 1975 года появилась компания «Industrial Light & Magic», специализировавшаяся только на визуальных эффектах.
Первым штабом «ILM» стал огромный ангар возле аэропорта Ван-Найс в Лос-Анджелесе, в котором не было никакой техники или оборудования. В первый состав «ILM» тогда вошли нынешние легенды Кен Ролстон, Ричард Эдлунд, Джо Джонстон, Деннис Мьюрен, Фил Типпетт и Джон Дикстра. Дикстра среди своих коллег был самым опытным, так как уже работал с мастером по спецэффектам Дагласом Трамбуллом. Именно Трамбулл создавал спецэффекты для картины «Космическая одиссея 2001 года». Сам же Дикстра в будущем станет первооткрывателем технологии «motion control». Но, а пока на дворе шёл 1975 год, то о никаких персональных компьютеров и речи не шло – их тогда не было, существовали лишь примитивные ЭВМ-ы. Из-за чего Лукасу и его группе пришлось создавать нужную технику с нуля, изобретая из различных микросхем и транзисторов уникальные камеры. А так как компьютерной графики не было и в помине, Лукасу пришлось создавать и использовать различные макеты и миниатюры, а также модели кораблей, пейзажей и ландшафтов. Всё это делалось из подручных материалов, такие как бумага, пластмасса, картон и многое другое.
В то время пока в «ILM» вовсю кипела работа, Лукас начал искать актёров на главные роли. Лукас по своей природе был очень замкнутым человеком, из-за чего кастинг давался ему тяжело. Благо, на помощь пришёл старый друг Брайан Де Пальма, который в это же время проводил кастинг для фильма «Кэрри» по роману Стивена Кинга. Они решили использовать кастинг «Кэрри» и для «Звёздных войн», так например актёр Уильям Кэтт, не прошедший роль для «Звёздных войн», попал в картину «Кэрри», а так же Сисси Спейсек, которая пробовалась на роль принцессы Леи, в итоге получила главную роль у Де Пальмы. Так же на роль Леи претендовала актриса Джоди Фостер, но из-за своего юного возраста уступила место актрисе Кэрри Фишер. Главная роль Люка Скайуокера ушла тогда молодому актёру Марку Хэмиллу, который очень впечатлил Лукаса своей искренностью. Хотя самому Хэмиллу сценарий тогда показался очень странным, а диалоги непонятными, но он отдался этой роли без остатка, и Лукасу это понравилось. А вот кастинг на роль Хана Соло длился очень долго, среди претендентов числился Курт Рассел, Билли Ди Уильямс и даже Кристофер Уокен. В конечном счёте образ Соло Лукас увидел в актёре Харрисоне Форде, который уже играл небольшую роль в его предыдущем фильме «Американские граффити». Конечно, новые лица – это хорошо, но студии Fox нужен был кто-то именитый, тот кто привлечёт дополнительную аудиторию, так роль Оби-Вана Кеноби досталось лауреату «Оскара» сэру Алеку Гиннессу. Хотя сам Гиннесс не очень любил фантастику, но возможность сыграть роль наставника его интересовало.
Так как съёмки фильма «Звёздные войны» проходили в Англии недалеко от Лондона, Гиннесс стал неединственным английским актёром в касте. Роль зловещего Дарта Вейдера получил ещё один британец бодибилдер Дэвид Праус, который имел опыт в кино, снимавшийся в картине Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Роль Генерала Империи Уилхаффа Таркина сыграл англичанин Питер Кушинг. На роль Чубакки верного напарника Хана Соло утвердили тоже англичанина Питер Мейхью, которому потребовалось лишь встать в полный рост, чтобы получить одобрение Лукаса. Роль астродроида R2-D2 получил самый низкий актёр коллектива Кенни Бейкер, во время съёмок сидевшего внутри костюма, передвигая и качая его таким образом, чтобы показать эмоции робота. Роль андроида C-3PO получил театральный актёр Энтони Дэниелс, который владел пантомимой и безупречно передавал эмоции своего персонажа при помощи движения и языка тело.
После того, как вся съёмочная команда была укомплектована, и все актёры утверждены, съёмки картины перенеслись в Тунис, ставшая прототипом планеты Татуин. Из-за погодных условий, пищевых отравлений и переутомлений, съёмки превратились в сущий кошмар. В особенности трудно пришлось художнику-постановщику Норману Рейнольдсу, которому приходилось по причине погодных условий каждый день строить новые декорации. Не говоря уж о случае, когда актёра Кенни Бейкера просто забыли и оставили в костюме на жаре. У многих было желание просто всё бросить и вернуться домой, но никто не осмеливался, так как уважаемый актёр Алек Гиннесс был в таком же положение, при этом никогда не жаловался и всецело отдавался своей работе. И другие, видя это, брали с него пример. Когда же съёмки в Тунисе закончились, и съёмочная команда вернулась в Англию, всё стало намного легче.
На студии в «Элстри», где была полностью создана декорация «Звезды смерти», актёры после трудных дней в Тунисе уже работали более расслабленно. Но Лукаса там ждали уже новые проблемы, а именно столкновение культур. Метод съёмки в Америке очень отличались от Англии. Вместо того, чтобы работать постоянно и напряженно, английский персонал работал по графику, отвлекался на частые обеды и заканчивал работу в определенно установленное время. Что сильно расстраивало Лукаса, так как темп производства падал, а его робость не позволяла конфликтовать с персоналом. Ещё одна проблема заключалась в операторе Гилберте Тейлоре, который был воспитан по традициям старой школы, считавшего, что режиссёр должен заниматься своей работой, а оператор своей; что Лукаса категорично не устраивало, предпочитая самому решать, где и куда лучше поставить камеру.
Сами актёра во время съёмок чувствовали себя неуютно, так как не понимали в чём суть истории и что за странные диалоги они произносят. В особенности их напрягало отсутствие каких-либо ориентиров, так как спецэффекты накладывались позже, и актёрам приходилось изображать эмоции, высматривая пустоту. Поддержки от Лукаса актёры получали очень мало, так как тот работал по всем возможным фронтам, занимаясь спецэффектами и декорациями, из-за чего времени на актёров просто не хватало. Даже съёмочный персонал, состоящий в основном из англичан, считал картину Лукаса полной ерундой, которая может понравиться только маленьким детям. Всё это непонимание, в конечном счёте, повлияло на график производство, из-за чего боссы из «Fox» начали беспокоиться и планировали прекратить съёмки. Но Лукасу удалось переубедить руководство, и помог ему в этом руководитель креативного подразделения студии 20th Century Fox Алан Лэдд-младший. Так как сроки поджимали, за производство фильма взялись три съёмочные группы: одной группой руководил сам Джордж Лукас, второй продюсер Гари Кертц, а третьей художественный руководитель Роберт Уоттс. Благодаря этому работа ускорилась, но к рождественскому выходу 1976 года картина так и не была готова, и руководители «Fox» решили подвинуть премьеру на полгода вперёд.
Эти дополнительные полгода дали Лукасу возможность тщательней поработать со спецэффектами, но вернувшись на студию «ILM», он понял, что бюджета уже нет, а средств хватило лишь на четыре минуты со спецэффектами. И все эти четыре минуты были ужасны. С монтажом были такие же проблемы, в итоге первого монтажера просто уволили, после чего Лукас обратился за помощью к своей супруге, где к ней присоединились ещё два монтажера Ричард Чью и Пол Хирш. В это же время Бен Бэрд занимался звуковой дорожкой, страстно желавшего создать такой звук, который бы подчеркнул, что события действительно происходят в другом фантастическом мире. Именно так появились звуки бластеров, рёв Чубакки, звуки светового меча, а также знаменитое дыхание Дарта Вейдера. Плюс у Дарата Вейдера появился новый голос, так как голос Дэвида Прауса, увы, не подходил, за озвучку которого отвечал американский актёр Джеймс Эрл Джонс.
Пока шла усердная работа над спецэффектами, Лукас решил смонтировать картину и на место боевых сцен вставил сцены битв из Второй Мировой Войны. И смонтированную версию он решил показать своим коллегам и друзьям, в частности Фрэнсису Форду Копполе, Джону Милиусу, Стивену Спилбергу и Брайану Де Пальме, чтобы те оценили его работу. Картина почти всем не понравилась, в особенности Брайану Де Пальме, который сильно раскритиковал фильм, после чего в будущем отношение Лукаса и Де Пальмы испортились. Единственный кто оценил работу Лукаса – это Стивен Спилберг. Под слоем крайне сырого материала, Спилберг увидел цельную и интересную историю, порекомендовавшего Лукасу взять композитора Джона Уильямса.
Спустя некоторое время руководство «Fox» решило вновь передвинуть дату релиза с лета на май 1977 года, боясь конкуренции с другими фильмами. В итоге премьера состоялась 25 мая 1977 года, совершившая массовый фурор среди зрителей. При бюджете 11 миллионов долларов, фильм собрал 775 миллионов и получил 11 номинаций на «Оскар», забрав из них семь наград. Именно так «Звёздные войны» оставили след в истории кинематографа, увековечив своё влияние на века.
Если вам понравилась это статья пожалуйста делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте:
100 Величайших фильмов ужасов всех времён по версии IndieWire – часть VIII
Обзор мини-сериала «Разрабы» (Devs) от автора фильмов «Из машины» и «Аннигиляция»
10 персонажей «Игры Престолов», которые потеряли свой первоначальный шарм
Гениальный сериал от создателя «Остаться в живых»: рецензия на сериал «Остатки» (The Leftovers) – 3 сезон
10 страшных серий сериала «Секретные материалы» (The X-Files)
Сериал «Остаться в живых»: 10 ужасных поступков Бена
«Матрица»: 10 лучших видов оружий, которые использовали в фильме