Найти тему
Таня Рязанова

Школа ни при чём

Специально для тех родителей, кто боится или сомневается также, как боялась и сомневалась я. Недавно я попробовала посмотреть на эту проблему совершенно с другого конца: ради чего в итоге всё это делается? Школа, университет, работа... Что мы, родители, хотим от своих детей?
Мы хотим, чтобы они были счастливы. Это самое главное. Кто-то будет счастлив в большом городе, а кто-то в маленькой деревне. Кто-то в кругу дружной семьи и нескольких детей, кто-то в гармоничной независимости и свободе. Кто-то, работая в коллективе и решая только часть общей задачи, а кто-то - самостоятельно реализуя индивидуальный профессиональный проект. То есть, для того, чтобы человек мог быть счастливым ему нужен 1) выбор; 2) возможность этот выбор осуществить. Для второго пункта, как правило, нужны деньги, здоровье, определённые качества характера, понимание своих внешний целей и внутренних желаний, знания, опыт, умение анализировать и прогнозировать. Вообще чем больше качественных данных есть у каждого человека для реализации второго пункта, тем более качественным будет и пункт первый.
Так, где тут школа? Мы, родители, часто ошибочно полагаем, что именно школа даст нашему наивному малышу необходимые знания и навыки, разовьёт в нём ценные личностные качества, научит ориентироваться во взрослом мире. Мы считаем, что именно диплом о профессиональном образовании положит успешное начало профессиональной карьере, а к диплому, естественно, приведёт поступление в хороший ВУЗ, чему, в свою очередь, будет предшествовать хорошая оценка ЕГЭ, получившаяся из 11 лет старательного учения в школе...
Сейчас вся эта цепочка для меня кажется настолько нелепой, что я не могу понять, почему когда-то раньше она вообще казалась мне логичной. Во-первых, я не знаю самого главного - что именно через 10-15 лет станет источником счастья моего ребёнка. Может быть, он будет учёным-химиком, может быть врачом-хирургом, а может быть, инструктором по парапланеризму, которому химия и биология в жизни нужна, скажем, не очень. Во-вторых, я вообще не могу знать, каким будет мир через 10-15 лет, будут ли в нём ВУЗЫ в том виде, в котором они существуют сегодня. И здравый смысл мне подсказывает, что ЕГЭ-то уж в этом мире не будет точно...
Совсем другое дело - знания. И общие, и узкие профессиональные. Они несомненно нужны, а в динамичном, постоянно движущемся современном мире, знания нужны ежедневно и всё в нарастающем объёме. Но школа тут совершенно не при чём. Это очень важно понимать родителям, которые интуитивно хотят дать ребёнку семейное образование (как я пару лет назад), но не знают, как это организовать технически. Школа - государственный институт, её задача - служить государству и помогать в реализации его, государства, законов. В первую очередь, закона об образовании. Поэтому никакая школа не имеет права отказать родителю в зачислении ребёнка в школу для реализации его, ребёнка, права на образование.
В свою очередь родитель имеет право выбирать, в какой форме ребёнок будет это образование получать. И если по каким-либо причинам родитель не хочет, чтобы его ребёнок посещал школу, у администрации школы нет никаких возможностей его заставить. Пишите заявление о получении ребёнком семейного образования, обговариваете план промежуточной аттестации, и сами самостоятельно строите для своего ребёнка индивидуальное образовательное пространство. Промежуточную аттестацию сдаёте в конце учебного года или растягиваете по предметам на весь учебный год - это уже на усмотрение вас, вашего ребёнка и администрации школы. И только в таком порядке!
Администрация школы не имеет права отчислить ребёнка, находящегося на семейном образовании и сдающего промежуточные аттестации. Администрация школы не берёт никакие деньги за ребёнка, находящегося на семейном образовании. Администрация школы предоставляет учебники и любую другую библиотечную литературу, потому что ребёнок официально зачислен в школу. Что ещё?

2017, Гоа, Индия, фото из семейного архива
2017, Гоа, Индия, фото из семейного архива


Скоро будет месяц, как мой старший сын не ходит в школу. Мы уже закончили вторую часть (последнюю) учебника математики и учебника окружающего мира за первый класс. Пишет он как курица лапой, зато уже практически не делает ошибок в словарных словах, потому что очень много читает. Он не прочитал ни одной строчки из коротких стишков в учебнике и загадочных текстов про "мама-мыла-раму". Зато ежедневно с энтузиазмом проглатывает статьи про опасных морских животных, тонущие корабли, португальские форты в Гоа и индийские сказки про бесчисленных богов, храмы которых мы посещаем. И Киплинга, конечно.
Ещё он отлично считает в уме, умеет пользоваться банковскими картами и хорошо понимает, как экономить на конвертации валют и банковских комиссиях. Мы тут планируем одну крупную покупку билетов, и мой сын говорит мне: "Так ты купи сама билеты на всех и заплати картой, а они пусть тебе потом деньгами отдадут, тогда банкомат ничего ни с кого не возьмёт". Но у него, естественно, есть трудности с составлением схемы задачи и выражениями задачи, и что там ещё требуется красиво оформлять в тетрадке...
Он дружит с индийскими ребятами, общается с продавцами в магазинах, может ответить на элементарные вопросы типа "How are you?" и "Where are you from?", может сам спросить "How much it cost?" (и понять ответ) или попросить еду в кафе "take away", сок "without ice" или нааны "with garlic". Он понимает, о чём я разговариваю с хозяева моего дома или с моими индийскими друзьями. Он часто спрашивает у меня значение того или иного слова, или просить помочь ему сформулировать вопрос для Удэ на английском. Ну и, конечно, он совершенно не знает английского алфавита, не споёт ни одной английской песенки и вряд ли назовёт правильно, например, десять овощей на английском...
Но он учится сейчас самому главному. Он учится понимать, какая информация, какие знания нужны ему в настоящий момент. Учится самостоятельно находить их источники. Учится видеть и понимать главное. А остальное придёт потом : будут расти потребности в знаниях - будут и знания.
Школа тут ни при чём.