Петербург полон сюрпризов – просто идешь погулять и сделать несколько фотографий по ходу прогулки, и натыкаешься на что-то необычное. Чаще всего, о том, чем интересно это место, я узнаю заметно позже, из интернета – так сохраняется интрига до последнего момента.
Не была исключением и одна из прогулок в майские праздники. Пошли посмотреть на китайский "Сад Дружбы" на Литейном проспекте и прогуляться по Воскресенской набережной и наткнулись на неизвестные нам современные памятники (тем кто больше гуляет и интересуется достопримечательностями города это место давно известно).
В этом месте переплелись прошлое и современность. И хотя все, что входит в этот комплекс разделено Невой, все это объединяет наша недавняя трагическая история.
Итак, в хронологическом порядке.
Этот мрачного цвета комплекс был построен к 1889 году, как образцовая европейская тюрьма. Её комплекс включал два пятиэтажных, крестообразных в плане, корпуса (их форма определила название тюрьмы), в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек. В основном здесь содержались уголовники. После 1905 года преобладающим населением стали политические.
В 1930-х «Кресты» были переполнены жертвами сталинских репрессий. В этот период на семи квадратных метрах размещался не один человек, как задумывал архитектор, а 15-17. В конце XX века общее количество заключенных доходило до 12 000. Полагаю, что комментарии здесь не нужны…
Лучше всего Кресты можно рассмотреть с Воскресенской набережной.
На Воскресенской набережной находится памятник Жертвам Политических Репрессий, открытый в 1995 году в период демократической оттепели в России. Памятник прост, как тюремная камера, но полон символизма.
Он расположен напротив Крестов, через которые прошли десятки тысяч репрессированных. Зарешеченное окошко в памятнике смотрит прямо на Кресты. По бокам от простых гранитных блоков, составляющих монумент, находятся два символа Петербурга – сфинксы работы Шемякина. Но это непростые сфинксы. Красивый женский торс на туловище льва с выступающими ребрами. Половинки женских лиц, обращенные к Крестам, мертвые как лик смерти.
Когда появилось время все это осмыслить, я понял, что от всего этого веет безнадежностью, страданиями и смертью.
Не думаю, что такой памятник мог бы быть поставлен сейчас. Наследники НКВД не любят вспоминать про свое кровавое наследие. Тем более что геноцид своего народа помог вывести породу покорных советских людей. Это не оскорбление и не упрек, а сожаление.
Сфинксы увешаны табличками с цитатами известных российских и советских деятелей, парочку которых я сфотографировал.
Идеально дополняет монумент Жертвам Политических Репрессий, памятник Ахматовой. Она тоже жертва сталинских репрессий, как миллионы советских людей у которых отобрали и убили родных и близких людей.
Он был установлен в 2006 году именно так, как она завещала в поэме «Реквием»
“А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.”
Она стоит напротив тюрьмы и, обернувшись, смотрит на нее. В ее позе и прочих деталях памятника есть отсылки к ее творчеству, о которых мне не хотелось бы здесь рассказывать. Главное здесь это трагедия российского народа и ее личная трагедия.
Бывший муж Ахматовой известный поэт Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году. В 1935 году в Крестах оказались ее сын, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв, и муж – Николай Пунин. Она и сама чудом туда не угодила. Этому посвящены строки на памятнике из поэмы «Реквием»
«И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.»
Я постарался написать коротко, насколько это возможно – лишние слова тут неуместны.
Это не самое популярное и известное место Петербурга, но оно стоит того, чтобы прийти сюда и задуматься о том, как российская история совершает очередной виток и какова должна быть наша роль в этой истории.
Если вам понравилось со мной гулять по Петербургу, то вы можете подписаться, чтобы не пропустить продолжения этой прогулки или пройтись со мной по центру Петроградскому острова или ближе к окраинам, где новые дома соседствуют с исторической застройкой.
Или посмотреть на случайно обнаруженные храмы в новой части города.