Найти тему
Shadmer | Истории

Вольный конспект | Типы героев: кто тронет читателя?

Оглавление

В прошлый раз я рассказывал о герое, его главной задаче и признаках. Но все эти правила, признаки… вдруг автор творец и видит иначе?

Тогда повторю, что архетипы — вариативный инструмент. Образы срастаются сиамскими близнецами, усложняются, упрощаются, а маски сменяют друг друга, будто их тасует безумец.

Какую маску выберет ваш персонаж?
Какую маску выберет ваш персонаж?

Сегодня речь пойдёт о нескольких вариациях, которые не укладываются в геройскую классику или её дополняют.

Героизм в других архетипах

Обычно протагонист носит маску героя. Но автор не обязан вскрывать карты разом: протагонист может выйти на сцену в качестве любого архетипа, а затем уже встать на геройский путь.

Или, наоборот, герой может пасть даже до главного злодея, обернувшись тенью.

Одна из самых классических историй падения — история Люцифера.
Одна из самых классических историй падения — история Люцифера.

Иногда качества героя проступают во второстепенных персонажах. Например, когда такой персонаж решает принести себя в жертву ради высшей цели.

Такие разные герои

Повторюсь, идея в том, что изменяя основные признаки, находишь интересные вариации. При этом сама суть архетипа останется неизменной.

Решительные и сомневающиеся

Согласно признаку действия, герой тянет за собой сюжет. Однако не все жаждут приключений, кому-то и дома под одеялком хорошо.

Решительность и сомнение — градация, а не строгое разделение. Один герой — храбрец, без оговорок бросающийся в бой, другой же возводит нерешительность в абсолют. А где-то между — более или менее решительные герои.

Стадия путешествия, называемая отвержением зова, прекрасно отделяет одного от другого.

И всё же, почти всегда, нерешительный герой эволюционирует в решительного и таки берёт на себя ответственность за историю.

У героя не получится лежать вечно
У героя не получится лежать вечно

Антигерои

В прошлой статье я говорил, что не получится заставить читателя сопереживать последнему негодяю.

Однако есть много историй, где протагонист — тот ещё гад. Но всегда есть особенность, за которую можно зацепиться.

Декстер из одноимённого сериала — психопат и маньяк-убийца. Но у него есть кодекс чести.

Алекс из Заводного апельсина — социопат, избивающий ради удовольствия. Но автор мастерски заставляет читателя сочувствовать ему.

А вот кто может проникнуться симпатией к Перси Уэтмору из Зелёной мили, который раздавил мышонка, не могу даже представить! Вот он вряд ли смог бы стать протагонистом.

Есть кто-нибудь, кому был бы симпатичен этот персонаж?
Есть кто-нибудь, кому был бы симпатичен этот персонаж?

Коллективисты и одиночки

Можно разделить героев по их отношению к обществу.

Коллективисты — условные рыцари, покинувшие родной дом в поисках славы и приключений. Их неизведанный мир — те самые далёкие земли, а награда — возвращение домой.

Одиночки же — эдакие дикари, попавшие в общество из джунглей. Они выживают в непривычном социуме и борются с человеческими интригами.

Он сильный, но тоже хочет социализироваться! Ещё бы знал, что это такое...
Он сильный, но тоже хочет социализироваться! Ещё бы знал, что это такое...

Катализаторы

Такой герой вольно использует признак развития. Он — смесь из архетипов героя и наставника. Катализатор не меняется сам, его задача — изменить общество вокруг себя.

Герой-катализатор будто планета, вокруг которой вращаются сами звёзды.

#вольный конспект
Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип наставника
Предыдущая статья в рубрике:
Двигатель художественного произведения или архетип героя