Образовательный процесс одним из первых ощутил на себе воздействие пандемии #COVID-19. Каждая семья, в которой есть дети, в особенности – школьники и студенты, была вынуждена приспосабливаться к дистанционным формам обучения. Если до 2020 года электронное образование воспринималось, скорее, как дополнение к очному, то в условиях самоизоляции и карантина, введенных многими государствами на национальном уровне, онлайн-обучение стало единственно возможной формой продолжения учебного процесса. Пандемия обострила существующие проблемы и недоработки в сфере образования, а также усилила некоторые тенденции в его развитии. Поговорим об этом подробнее.
Первое – это технические и технологические проблемы, связанные с доступностью средств связи (компьютеров, планшетов, Интернета), а также возможностями используемых цифровых образовательных платформ (поддержка одновременной работы большого количества пользователей, проблемы цифровой безопасности, защиты персональных данных и отражения хакерских атак и проч.). Более того, тотальный переход на электронное обучение показал неготовность отечественных государственных и частных образовательных платформ. Это заставило многих учителей и вузовских преподавателей использовать зарубежные аналоги, например, американское приложение ZOOM.
Второй блок проблем – методический. Далеко не все преподаватели вузов и учителя школ оказались готовы быстро перестроиться, освоить функционал образовательных платформ и модифицировать свои курсы согласно требованиям электронного формата обучения. Само собой, возникли проблемы с теми предметами, которые сложно перевести в онлайн, например, физкультурой или музыкой (на первом этапе школьникам предлагали изучать теоретический материал и выполнять проверочные тесты).
Но эти проблемы были ожидаемы. Неожиданностью оказалось то, что в главном преимуществе онлайн-обучения – возможности учиться где и когда удобно – обнаружилась негативная сторона. Гибкость электронного обучения вошла в противоречие с общепринятой организацией рабочего дня и учебной дисциплиной. Для школьников и студентов режим обучения (работы) и отдыха особенно важен. Очное образование позволяет организовать время обучающихся: первую половину дня школьники и студенты занимаются в стенах образовательной организации, вторую – дома, выполняя домашние задания. В случае же с электронным обучением, несмотря на попытки сохранить этот режим (например, школьники должны отправлять задания не позже 15:00, или лекции студентов доступны для просмотра только в те часы, в которые они стоят в сетке расписания), на практике распорядок дня все равно нарушается. Более того, отсутствие прямой необходимости привести себя в порядок, добраться до места учебы и следовать общим правилам поведения в социуме (в классе или аудитории) приводят к снижению работоспособности учеников и росту психологической напряженности.
Переход на всеобщее электронное обучение остро поставил проблемы организационно-бытового характера: квартиры большинства семей не приспособлены к одновременному обучению на дому нескольких школьников и студентов. Выделить и организовать каждому рабочее место, компьютер с доступом в Интернет, тишину, а также обеспечить внешний контроль со стороны взрослых, функцию которого в школе выполняют учителя, оказалось трудноразрешимой задачей для большинства семей. А если учесть, что и многие родители были переведены на удаленную работу, для которой также необходим ноутбук и тишина, становится понятным, почему электронное обучение оказалось для большинства серьезным испытанием.
Что же касается тенденций, то #электронное обучение с большой вероятностью останется с нами надолго, если не навсегда (например, планируется, что все лекции в Кембридже будут в режиме онлайн до лета 2021 года, а практические занятия будут проводиться в малых группах)[1]. Поэтому развитие национальной платформы цифрового образования для обеспечения собственных потребностей в реализации образовательных программ всех уровней является первостепенной задачей. Это никоим образом не отменяет сотрудничества с признанными лидерами в сфере открытого образования, не отменяет задачу расширения присутствия российских университетов на зарубежных платформах.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что любая иностранная платформа создается и функционирует в соответствии с традициями образовательной системы конкретного государства и отвечает его национальным приоритетам. Даже если исключить крайние варианты незаконного использования располагаемой информации и влияния[2], любой сервис может оказаться неготовым к обеспечению цифровой безопасности своих пользователей (например, ситуация с утечкой персональных данных с сервиса видеоконференций Zoom, которая вынудила ряд компаний отказаться от работы с ним[3]). А в силу того, что владельцы образовательных платформ получают доступ к персональных данным пользователей по всему миру, имея, таким образом, возможности оценки их образовательного потенциала, вопросы цифровой безопасности приобретают особое значение.
Таким образом, одним из главных приоритетов в сфере российского образования в настоящее время является развитие собственной цифровой образовательной платформы. Она должна отвечать современным требованиям как с технологической, так и с содержательной точек зрения. Ее внедрение позволило бы снизить зависимость отечественной системы образования от зарубежных цифровых образовательных сервисов и, тем самым, обеспечить устойчивость электронного обучения в стране.
Автор: Александра А. Сидорова, к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова
[1] All University of Cambridge lectures to be online-only in 2020-21 - https://www.varsity.co.uk/news/19258 (дата обращения: 27.05.2020)
[2] Вспоминается получивший широкую огласку в феврале 2020 года скандал, связанный с двойным использованием шифровального оборудования: «разведслужбы Германии и США в течение многих десятков лет собирали секретную информацию других государств, поскольку имели прямой доступ к швейцарской компании-производителю шифровального оборудования CryptoAG». (Источник: https://www.bbc.com/russian/features-51481190) (дата обращения: 27.05.2020)
[3] Сервис Zoom раскрывает адреса пользователей «Яндекса» - https://www.vesti.ru/doc.html?id=3254793 (дата обращения: 27.05.2020)