В середине 80-х годов в британском флоте произошел один из судьбоносных переворотов.Сначала вмешалась политика. В отставку 9 июня 1885 года после неудачных выборов ушел премьер-министр от либеральной партии Уильям Гладстон,потом посыпалась вся система. На несколько месяцев правительство возглавил лорд Солсбери. Первым лордом Адмиралтейства 24 июня 1885 года стал Джордж Гамильтон.Как положено,он полностью отреформировал систему работы ведомства,у него были грандиозные планы по преобразованию британского флота . Совет Адмиралтейства из политического представительного органа стал советом экспертов. Новыми морскими лордами стали адмиралы Артур Худ, Энтони Хопкинс и капитан Кодрингтон . В отставку по состоянию здоровья ушел прежний Главный строитель флота Натаниэль Барнаби. С 1 октября,по протекции адмирала Худа, его на этом посту сменил Уильям Уайт,за плечами которого был успешный трехлетний опыт работы главным конструктором в "Армстронг Митчелл".В Эльзвике его заменил Филип Уоттс. Армстронг ,из патриотических соображений,уступил империи своего талантливого главного конструктора.По крайней мере так это видел сам Гамильтон.
Не все в отделе главного строителя с удовлетворением восприняли возвращение "блудного сына"(до 1882 года Уайт трудился помощником главного строителя),два старших конструктора подали в отставку,что оказалось весьма кстати в рамках политики обновления.На новом месте Уайт получил больше полномочий,чем его предшественник,за счет ликвидации должности гражданского лорда в Совете и совмещения полномочий помощника инспектора .
Очевидно Гамильтон переманил Уайта на перспективы грандиозного переустройства британского флота.
В наследство новым управленцам достались заложенные ранее в бюджете средства на постройку двух новых больших броненосцев,но проект еще не был утвержден. Гамильтон решил , пользуясь случаем,воплотить свои идеи по постройке броненосцев нового образца, без ограничения водоизмещения.Строительство предполагалось поручить казенным верфям.
Барнаби уже начал работу над новым проектом,у него это был двухбашенный броненосец ,напоминавший увеличенный "Санспарейль".Но пока Барнаби находился в отпуске по болезни ,за руководство разработкой проекта активно взялся новый первый морской лорд адмирал Худ. Барнаби сильно напрягся,ибо пока он занимал должность ,ответственность нес он,а отвечать за воплощение мечты адмирала Худа ему очень не хотелось.
Он был вынужден обратиться к своему сменщику-Уайту-"лорд Джордж Гамильтон ставит меня в известность, что он ожидает передачи мною Вам дел к концу моего двухмесячного отпуска по болезни. Это будет означать, что я несу ответственность за всё, что произойдёт в течение этих двух месяцев. Однако Морган по указанию Худа готовит новый корабль в 11800 т с единой цитаделью, хотя 28 июля Совет одобрил двойную цитадель. Как только я ушёл, они немедленно отменили первый вариант. Если они Вам полностью доверяют, я не имею ничего против. Я уже сказал первому лорду, что, если потребуется, я вернусь к своим обязанностям вплоть до Вашего прибытия, и хотел бы просить Вас обсудить кое-что со мной. Я не был в присутствии с 6-го [августа] и уже послал за всеми моими бумагами, но я появлюсь в понедельник и буду до тех пор, пока не увижу Вас".
В итоге Первому лорду Адмиралтейства оба главных строителя отправили меморандум,предостерегающий от продолжения разработки проекта,к которому ни уходящий ни новый кораблестроители не имеют никакого отношения.Гамильтон в ответе,однако,сделал акцент на том,что разногласия-вещь хорошая,но строить броненосцы надо регулярно и задержки тут неуместны!
Худ продолжил руководить проектированием-на основе проектов "Виктории","Дредноута" и "Адмирала" разрабатывался принятый 12 августа Советом проект низкобортного двухбашенного броненосца с единой цитаделью и "неограниченным" водоизмещением.Предыдущий вариант двухцитадельного броненосца даже не сохранился.Дополнительные 1590 тонн водоизмещения ушли на усиление бронирования.
Недостатки "Адмиралов",которые имели короткий броневой пояс и небольшую защищенную цитадель,были очевидны. Поэтому новые броненосцы,проектированием которых,волею случая,руководил Худ, сторонник ридовской концепции максимальной защиты,были забронированы по максимуму. Другие недостатки низкобортных броненосцев-низкая мореходность,ограничивающая использование кораблей и заливаемость носовой части вместе с башней главного калибра Худу были не критичны.
Утвержденный проект имел водоизмещение 11 940 тонн,4 новых 343 мм пушки Армстронга в двух башнях,вспомогательную батарею из 10 127 мм казнозарядных орудий в центральном каземате. Фактическими авторами проекта стали инженеры Барнес и Морган.
Новым броненосцам присвоили имена в честь побед британского флота над флотом наполеоновской Франции-"Трафальгар"(в честь битвы 1805 года) и "Нил"(в честь сражения при Абукире 1798 года). Стоимость "Трафальгар" в полном вооружении достигла 885718 фн. ст. Из этой суммы на долю корпуса и брони приходится 686000 фн. ст., машины - 94000 фн. ст., механизмы и установки артиллерии 46278 фн. ст., орудия 56340 фн. ст. и минное вооружение 3100 фн. ст.
Помимо политическо-конструкторской неразберихи,создание новых броненосцев пришлось на эпоху "торпедного психоза". Под влиянием быстрого прогресса нового "чудо-оружия" большинство военно-морских теоретиков заявило о прекращении "эры броненосцев". Наиболее ярко это отразилось в популярной концепции французской "Новой школы".Французы несколько лет не закладывали броненосцы,усиленно строя сотни миноносок,которые ,по их представлениям,стали основной силой на море. Обаянию "Новой школы"не смогли противостоять и другие страны.
Даже в Англии подобные настроения проникли в верхушку военно-морской аристократии. Финансовый секретарь Адмиралтейства Хибберт в парламенте во время отчета о новом бюджете 1886 года заявил: «Я с уверенностью утверждаю, что эти два огромных броненосца станут, вероятно, последними броненосцами подобного типа, которые когда-либо будут построены в этой или любой другой стране». Это он кстати о "Трафальгаре" и "Ниле".
Однако у линкоров впереди было еще 60 лет развития ,а точку в их истории поставили не торпеды,а авиация и ракеты.
Ситуация менялась очень быстро и уже вскоре первый лорд объяснялся:«Два года назад я надеялся, что «Трафальгар» и «Нил» станут последними линейными кораблями, заложенными в нашей стране. Тогда казалось, что строительство броненосных судов следует прекратить из-за появления миноносцев. Однако морские офицеры сильно преувеличили силу миноносцев. Франция приостановила строительство линкоров, и другие державы последовали её примеру; однако с тех пор, отчасти благодаря изобретению скорострельных орудий, все снова вернулись к строительству линкоров».
Корабли были заложены на казенных верфях- 18 января 1886 года головной,в Портсмуте,а 8 апреля-второй,в Пембруке. В процессе постройки проект дорабатывался ,росло водоизмещение и осадка.Благодаря реформам нового Первого лорда Адмиралтейства королевские верфи стали работать лучше и быстрее. Уже 20 сентября 1887 года "Трафальгар" сошел на воду.27 марта 1888 года за ним последовал "Нил".Ходовые испытания подтвердили неплохие скоростные показатели для намного более тяжелых по сравнению с "Викторией" кораблей-около 17 узлов. Но на полном ходу броненосцы создавали огромную носовую волну даже при полном штиле,а при небольшом ветре даже не могли нормально взойти на волну,полностью зарываясь носом в воду.При этом носовая башня чуть не полностью накрывалась водой.Для броненосцев рекомендована была служба только в тихих водах Средиземноморья.
Рекордно быстрая постройка не гарантировала быстрое вступление в строй.По орудиям главного калибра были сорваны все сроки поставок.
Но то ,что в итоге улучшения проекта корабли получили современную артиллерию,стало причиной "узаконивания" внесения изменений в проект в процессе строительства. Для внедрения новинок Совет Адмиралтейства закрепил обязанность проектировщиков предусматривать резерв водоизмещения в пределах 4%.Его называли "запас Совета".
Хотя практика внесения постоянных изменений в проекты строящихся кораблей не достигла "высот" французского и российского кораблестроения,ставящих рекорды по долгострою.
«Трафальгар» HMS Trafalgar Portsmouth Dockyard, Портсмут. Заложен 18 января 1886,спущен на воду 20 сентября 1887,вступил в строй март 1890 . продан на слом в 1911 .Стоимость без вооружения 739 541 (общая 859 070)фунтов стерлингов.
«Нил» HMS Nile Pembroke Dockyard Пембрук . Заложен 8 апреля 1886 , спущен на воду 27 марта 1888 ,вступил в строй 10 июля 1891 . продан на слом в 1912. Стоимость без вооружения 765 615 (общая 885 718) фунтов стерлингов.
Водоизмещение 11 940 / 12 590 т. стандартное/ полное. Длина 105,15 м. Ширина 22,25 м. Осадка 8,69 /8,84 м.
Бронирование (компаунд) -главный пояс: 356—508 (203/152 у нижней кромки) мм ,верхний пояс: 406—457 мм, траверсы: 356—406 мм, палуба: 76 мм ,казематы: 102—127 мм, башни: 457 мм, командирская рубка: 356 мм,обшивка 45-64. подкладка под броню 100-250. (вес брони 4228 т - 33,5 % водоизмещения)
Двигатели - 6 котлов цилиндрического типа; две 3-цилиндровые паровые машины тройного расширения («Трафальгар»- производства «Хамфрейз энд Теннант», «Нил»- «Моделей» ) ,7500 л. с. нормальная, 12 000 л. с. форсированная. Движитель 2 винта. Скорость хода 15 узлов , максимальная 16,75 узлов при форсированной тяге.Запас топлива 900/1200 т . Дальность плавания 6500 миль 10-узловым ходом,1050 миль 16.25-узловым ходом. Экипаж 577 человек.
Вооружение-2 × 2 — 343-мм/30 BL Mk I , 6 × 1 — 120-мм/40 QF Mk I , 8 × 1 — 57-мм/40 6 фунтовых Гочкис Mk I , 9 × 1 — 47-мм/40 системы 3 фунтовых Гочкис Mk I . Минно-торпедное вооружение-4 × 450-мм (356-мм) неподвижных ТА , 6 торпедных аппаратов (1890)
В 1890 году оба корабля получили носовые подводные торпедные аппараты вместо ненадежных надводных, установленных при постройке .
В 1891 году HMS Trafalgar получил дымовые трубы увеличенной на 5.2 метра высоты.
В октябре 1896 года на HMS Trafalgar вместо восьми 120-мм/40 QF Mk I были установлены шесть орудий 152-мм/40 QF Mk I, которые при той же скорострельности обладали большей дальностью стрельбы. Аналогичная модернизация HMS Nile была проведена в 1887 году.
В 1901 году оба корабля были оборудованы станциями беспроводного телеграфа Marconi Service Gear Mark II с дальностью связи до 800 миль , работающими только с сообщениями азбукой Морзе.
Корпус броненосца в основном сохранил обводы предшественников,заостренные оконечности позволили сэкономить на бронировании(небольшие отсеки не были критичны для живучести корабля). Корпус имел двойное дно,переходящее в бортовые коридоры и 120 водонепроницаемых отсеков(из них 40 в двойном дне). Малая высота борта делала силуэт корабля менее заметным и также позволила уменьшить ширину броневого пояса,но в сочетании с коротким полубаком корабли показали скромную мореходность и всхождение на волну.
Броненосец получил внушительный таран и руль с пером большой площади.Корабли,как и предшественники ,имели центральную батарею скорострельной артиллерии среднего калибра,гладкую палубу и две мачты-одну,в центре, для двух боевых марсов и одну -над рубкой,для поднятия сигналов.Две дымовые трубы были расположены нестандартно-рядом,поперек корпуса.
Двухвальная силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения стандартного образца,уже испытанных на броненосцах типа "Виктория",и 6 двойных цилиндрических котлов проектной мощностью 7500 л.с.. Машины для "Трафальгара" изготовила Humphrys, Tennant and Co ,а для "Нила"- Maudslay, Sons and Field .
Головной "Трафальгар" вступил в строй с низкими дымовыми трубами и на испытаниях проявилась недостаточность тяги.Поэтому на строящемся "Ниле" трубы сразу установили высокие,а "Трафальгару" в апреле 1891 года удлинили на 5,2 метра.Различия между систершипами состояли в том ,что у "Нила" кожухи заканчивались намного ниже верхнего среза труб.
На испытаниях "Нил" показал мощность машин 10 112 л.с. при естественной тяге и 12 102 л.с.-с наддувом. В форсированном режиме "Нил" показал скорость 16,8-17 узлов. "Трафальгар" разогнался до 15,1 узлов при естественной тяге и до 17,2 узла при форсированном дутье. Форсировка машин значительно повышала риск поломок,поэтому на практике скорость броненосцев не превышала 13-14 узлов.Угля броненосцы могли принять 900 тонн,а при необходимости 1200 тонн. На максимальной скорости 16,25 узлов корабли могли пройти 1050 миль,а в экономичном режиме-до 6500.
Из-за ограниченной мореходности даже при небольшом волнении поддерживать высокую скорость длительное время было невозможно,корабль с трудом всходил на волну ,а волны свободно перекатывались по палубе.
"Трафальгары" стали самыми защищенными английскими броненосцами своего времени( несколько большую долю брони насчитали только у броненосца береговой обороны "Глаттон"-35%). Он нес 4228 тонн брони(33,5% водоизмещения).Корабли были забронированы по максимуму. Броневой пояс длиной 70 метров высотой 2,2 метра(1 метр выше ватерлинии).Он закрывал 2/3 длины корабля и был на 20 метров длиннее чем у "Санспарейля".Заостренные оконечности корабля посчитали излишним закрывать броней-там отсеки были незначительных размеров и не влияли на живучесть.При этом сталежелезные(компаунд) плиты были толщиной 508 мм на миделе,406 и 356 мм в оконечностях.Нижняя кромка утончалась до 203 и 152 мм.Замыкали пояс броневые траверзы 406 мм носовой и 356 мм в корме.
Центральная цитадель,между башнями, длиной 58,8 метра с 406 мм стенами и 457 мм траверзами и скосами закрывалась 76 мм бронепалубой. Батарею вспомогательного калибра защищал расположенный выше каземат со 102 мм стенами и 127 мм наклонными траверзами,при этом орудия размещались на выдвинутых спонсонах,защищенных специальными щитами.
Башенные установки имели броню 457 мм.
Над ватерлинией располагалась карапасная броневая палуба 76 мм толщиной.Боевую рубку защищали 356 мм сталежелезные плиты.
Вертикальное бронирование имело тиковую подкладку 102-252 мм,а обшивка стальными листами 45-64 мм достаточно надежно защищала от осколков.
Для мирного времени на броненосце был предусмотрен экипаж 520 человек,в военное он возрастал до 577. Обитаемость-стандартная для британского флота- офицерские каюты-в корме,места для матросов-на батарейной палубе,средний класс- в носовых кубриках.
Известность кораблям принесла новая артиллерия-"Трафальгары" получили сразу и новые казнозарядные орудия главного калибра-343 мм Армстронги и первые скорострельные 120 мм пушки того же Армстронга.
Четыре 343 мм /30 BL Mk IV орудия установили в двух башнях в оконечностях. Боекомплект включал фугасные, бронебойные, снаряды Паллисера(бронебойный без взрывателя) и шрапнель. Снаряды 570-600 кг при заряде 285 кг пороха(позднее 84,8 кг кордита)с начальной скоростью 614-640 м/с могли поражать цели на расстоянии до 10 930 - 11 540 метров. При этом бронепробиваемость достигала 711 мм кованого железа на 910 метрах.Скорострельность техническая-0,3-0,5 выстрелов в минуту,на практике говорят об одном выстреле за 3-4 минуты,несмотря на применение гидравлических механизмов,угол возвышения до 13,5 градусов,а сектор обстрела для классических цилиндрических башен составлял 270 градусов.
Эти орудия для своего времени считались самыми мощными и совершенными в мире.Даже мощная британская промышленность не справлялась с производством их в необходимом количестве и для Королевского флота и на экспорт. Вулвичский арсенал не успевал отгружать 67 тонные махины.3 года "Трафальгары"на плаву ждали поставки своих орудий. Как мы помним, еще несколько лет далеко на юге ожидали заказанные "вундервафли" итальянские броненосцы типа "Ре Умберто".
После установки орудий обнаружилось,что ось стволов пушек находится всего в метре от палубы и в 4,3 метрах от ватерлинии. Возникли опасения , что при стрельбе суперпушки в первую очередь разнесут свой корабль.
Проведенные по требования Уайта испытания полным зарядом при выстреле по курсу корабля привели к получению повреждений-палуба в районе волнолома прогнулась на 5 см,а пиллерс на жилой палубе сломался.Повреждения были признаны незначительными.Испытали и скорострельность-за 9 минут было израсходовано 4 снаряда. Соответственно опытному расчету считалось возможным стрелять одним выстрелом в две минуты.
Предусмотренные проектом восемь 127 мм 25 калиберных орудий из-за задержки с поставкой 343 мм пушек успели устареть,неутомимый Армстронг представил новое 120 мм/40 QF Mk I скорострельное орудие , которое ввиду выдающихся показателей по дальнобойности,скорострельности и точности немедленно было принято на вооружение. Снаряды 20,4 кг при начальной скорости 544 м/с поражали цели на 9 050 метров.
В январе 1890 года было принято решение о вооружении строящихся броненосцев 6 такими орудиями.В каземате,по три на борт,в небольших спонсонах,закрытых противоосколочными щитами.На испытаниях новые пушки показали темп в 7,5 выстрелов в минуту.
В октябре 1896 года "Трафальгар",а в 1897 году и "Нил" заменили 120 мм скорострелки на еще более мощные 152 мм.
Противоминное вооружение обеспечивали восемь 6 фунтовых 57-мм/40 и шести-девяти 3 фунтовых 47-мм/40 скорострельных пушек Гочкиса на крыше надстройки и боевых марсах. 57 мм обеспечивали дальность стрельбы до 3700 метров при скорострельности 25 выстрелов в минуту,а 47 мм-3000 метров дальности при той же скорострельности.Боекомплект состоял из бронебойных и фугасных унитарных снарядов.
Кроме того броненосцы имели редко упоминаемые четыре пятиствольным митральезы Норденфельта калибром 0,45 дюйма.
Торпедное вооружение броненосцев состояло из четырех 356 мм торпедных аппаратов при постройке.По одному носовому и кормовому надводному и по одному подводному на каждый борт. Торпеды Whitehead 14" Fiume Mark IV при скорости 23,5 узла и дальности 550 метров несли 26 килограмм взрывчатки.При подобных возможностях торпед того времени их применение предполагалось при неудачном таране и для предотвращения тарана со стороны противника.
Кроме того, броненосец имел две миноноски.
Головной "Трафальгар" поднял вымпел 2 апреля 1890 года."Нил" 30 июня 1891 года вступил в строй и сразу отправлен на морские маневры.
Несмотря на заложенные в проект прогрессивные идеи,сами корабли оказались ограниченно годными для выполнения поручений империи. Большую часть службы,около семи лет, они провели в составе Средиземноморского флота,"Трафальгар" даже был там вторым флагманом.
Служба броненосцев была мирной,но довелось и поприсутствовать при исторических событиях."Нил" был рядом в момент гибели флагмана британского флота-новейшего броненосца "Виктория" от тарана своего же броненосца "Кампердаун".
Уже в 1897-1898 годах корабли вернули в метрополию ,вывели из боевого состава флота и причислили к береговой обороне.В 1902-1903 годах они были включены в состав Резервного флота. "Трафальгар" с 1907 по 1909 год обучал курсантов обращению с башнями и подводными торпедными аппаратами.
После очередной реорганизации Флота метрополии в 1909 году броненосцы снова вошли в боевой состав("империи нужен каждый киль!") -в 4-й дивизию. Но уже в 1911 году оба корабля окончательно исключили из состава флота и в течение года порезали на металл. «Трафальгар» был продан 9 марта 1911 г. за 29 500 фунтов стерлингов. «Нил» продан 9 июля 1912 г. за 34900 фунтов стерлингов.
Броненосцы типа "Трафальгар" стали самыми крупными британскими броненосцами в период строительства.На их создание повлиял принцип маятника, обоснованная критика небольших бронированных цитаделей на "Адмиралах" и "Викториях",оставляющих основную часть корпуса на растерзание фугасам противника, привела к другой крайности- огромной бронецитадели на "Трафальгарах". В сочетании с применением артиллерийских новинок-343 мм суперпушки и 120 мм скорострелки Армстронга это могло обеспечить новым кораблям выдающиеся боевые качества,если бы не одно но- устоявшаяся к тому времени в британском флоте концепция низкобортных броненосцев.
Крайне посредственная мореходность,не позволяющая ни развить полную скорость в свежую погоду ,ни применять артиллерию при среднем волнении ,сделали "Трафальгары" крайне неудачной артиллерийской платформой .К счастью для них,им не пришлось участвовать в боевых действиях,а для защиты имперских интересов по всему глобусу,у них была слишком низкая мореходность. Поэтому ,отплавав ,для приличия,несколько лет в спокойном Средиземном море,они были отправлены сторожить порты метрополии,а затем и вовсе ушли на переплавку в более удачные корабли.Для Северной Атлантики с ее регулярными штормами,броненосцы не подходили.В итоге служба огромных и мощных кораблей оказалась весьма короткой и непримечательной.
Именно доведенные до абсурда недостатки "Трафальгаров" заставили Британское Адмиралтейство перейти к строительству более мореходных и сбалансированных броненосцев,более приспособленных для океанских операций. Опыт "Трафальгаров",и положительный и отрицательный, был использован при проектировании новой серии броненосцев типа «Роял Соверен» ,ставших первыми классическими броненосцами эпохи Уайта.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.