Найти в Дзене
Norsklærer Alisa

Как легко запоминать иностранные слова

Еще в начальной школе мы начинаем изучать родной язык: части речи, члены предложения, разные морфемы (части слова). Кому-то это кажется пустой тратой времени, но если ты планируешь или уже изучаешь иностранный язык, то срочно ищи школьные тетрадки и вспоминай, что это такое. Потому что ничто так не помогает запоминать новые слова, как понимание того, из каких частей они состоят. Почему так? Нам сложно запоминать не связанные ни с чем для нас образы и факты. Гораздо легче запомнить логику, направление мысли, чем много конкретных кусков информации. Одно дело - просто запомнить дату рождения Екатерины II, другое - запомнить, что она родилась за пару дней (и сотен лет) до твоей мамы, папы, сестры, мужа т.д. Точно так же со словами. Можно просто вбить себе в мозг, что "writer" значит "писатель", но это не застрахует тебя от того, что оно просто вылетит из головы в какой-то момент. А можно мысленно связать это с тем, что ты уже давно и прочно знаешь: например, что "to write" - это "писать"
Оглавление

Еще в начальной школе мы начинаем изучать родной язык: части речи, члены предложения, разные морфемы (части слова). Кому-то это кажется пустой тратой времени, но если ты планируешь или уже изучаешь иностранный язык, то срочно ищи школьные тетрадки и вспоминай, что это такое. Потому что ничто так не помогает запоминать новые слова, как понимание того, из каких частей они состоят.

Почему так?

Нам сложно запоминать не связанные ни с чем для нас образы и факты. Гораздо легче запомнить логику, направление мысли, чем много конкретных кусков информации. Одно дело - просто запомнить дату рождения Екатерины II, другое - запомнить, что она родилась за пару дней (и сотен лет) до твоей мамы, папы, сестры, мужа т.д.

Точно так же со словами. Можно просто вбить себе в мозг, что "writer" значит "писатель", но это не застрахует тебя от того, что оно просто вылетит из головы в какой-то момент. А можно мысленно связать это с тем, что ты уже давно и прочно знаешь: например, что "to write" - это "писать", а "-er" обозначает исполнителя действия. Тогда сложив "писать" и "человек, который это делает", ты, не глядя в словарь, переводишь "writer" как "писатель". И ты сможешь это сделать всегда.

Взято с сайта medium.com
Взято с сайта medium.com

Морфология для "чайников"

Не обижайся, ты не "чайник" :) Но давай признаем, что понятия "морфология", "основа слова", "суффикс" и т.п. уже несколько стерлись из твоей памяти. Сейчас мы их освежим.

Морфология - раздел грамматики, который изучает, как выглядит и из чего состоит слово, а также как оно изменяется в разных языковых ситуациях. Само это слово происходит от греческого "морфи" - "форма" (что логично, потому морфология изучает формы слов).

Что такое форма слова? Проще объяснить примерами: run - runs (англ.), tablette - tablettes (фр.), рост - роста, стол - столу - столы и т.п. Я привела по две-три формы каждого слова. Заметили, что происходит?

  1. К слову что-то добавляется,
  2. это что-то меняется, а с ним немного меняется и значение слова.

Слова не появляются из случайного набора звуков. Они обретают форму вокруг одной основной идеи (понятия). Представьте шампур с нанизанным на него шашлыком. Вот шампур пустой - это "голое" понятие. Оно же может быть корнем слова. Для примера, пусть этим понятием будет "рост". Но с пустым шампуром много не сделать, поэтому мы начинаем надевать на него кусочки сочного мяса. С каждым таким кусочком этот шампур будет обрастать все новыми смысловыми нюансами.

Надеваем кусочек №1 - окончание. Как следует из названия, оно идет в конце. Получается "роста - росту - ростом..." Казалось бы, где тут значение? А оно есть. Это значение грамматическое: по окончанию мы можем узнать падеж, род, число слова.

Надеваем кусочек №2 - суффикс. Суффикс обычно стоит между корнем и окончанием и тоже имеет целый набор значений. Например: росток (уменьшительно-ласкательное значение), скрипач (род занятий), здоровенный (усиление), builder (род деятельности), leadership (занятие/явление).

Надеваем кусочек №3 - приставку. Как (опять-таки) следует из названия, она приставляется сбоку, а точнее, в начале слова. Какая приставка, такое и значение: подросток (почти, недо-), вырост (направление движения наружу), прирост (направление движения к объекту, добавление), переросток (слишком) и т.п.

Общая схема состава слова на примере слова "стройка"
Взята с сайта smilik.tv
Общая схема состава слова на примере слова "стройка" Взята с сайта smilik.tv

Как видно из моих примеров, не все слова состоят из полного набора: приставка, корень, суффикс, окончание. Как вообще отличить, что где? Об этом в следующем блоке.

Как понять, из чего состоит слово?

Не так уж сложно, на самом деле. Нужно с ним немного "поиграть". Если ты хорош в математике и построении моделей, то знаешь, что такое "поиграть с цифрами". Это значит поменять один параметр, посмотреть, на что он повлиял, поменять другой, посмотреть как изменилась модель теперь, и так далее. Похожие манипуляции мы мысленно делаем со словом, и даже Excel не нужен :)

Для этого запомните главное: корень слова обычно не меняется (вообще, в русском языке он может, но это редкость). Поэтому определяем его, подбирая похожие (однокоренные) слова. Например, нам надо определить корень слова "подарок". Мы подбираем похожие слова, причем похожие ближе к середине или началу слова и смотрим, какая часть не меняется. Она и будет корнем слова.

Подарок - дарить - одаривать - дарующий - дар

Заметил(-а), что тут слова разных частей речи (существительные, глаголы, причастие)? Это разные слова, а не формы одного слова (вот формы одного слова: дар - дара - дары - даром - даров и т.д.).

Если у тебя получилось сократить слово так, что если "обрезать" его дальше, то оно уже не будет иметь смысла, то поздравляю! Ты наверняка нашел корень. Однако сократить слово настолько не всегда возможно, помни об этом и не усердствуй впустую.

Итак, нашли корень. Дальше - ещё легче! Смотрим на то, что идет перед корнем. Это будет приставка (по-дарок). Потом смотрим, что идет после корня (подар-ок), и это уже суффикс и окончание.

Слово может состоять как из одного корня с нулевым окончанием (например, "дом"), так и из большего количества элементов (например, дом-ик-и, на-дом-н-ый, на-рост). 
Картинка взята с сайта 5klass.net
Слово может состоять как из одного корня с нулевым окончанием (например, "дом"), так и из большего количества элементов (например, дом-ик-и, на-дом-н-ый, на-рост). Картинка взята с сайта 5klass.net

Суффикса в слове может не быть вообще (даже если есть приставка), а может быть даже два (в русском).

Поэтому, чтобы отделить суффикс от окончания, тебе надо поставить слово в разные формы (если это существительное или прилагательное, то в разные падежи и числа, если глагол, то в разные лица и числа). Возьмем уже знакомый нам пример - подарок.

Поскольку мы ищем окончание, то меняем это слово так, чтобы менялся только его конец:

Подарок - подарка - подарки - подарком - подарками...

Как видишь, после буквы к стали появляться и меняться разные буквы: , , -ом, -ами. Это - окончания других форм этого же слова. Они показывают нам, где заканчивается основа (это все части слова, кроме окончания) и начинается окончание. Так ты узнаешь, что в слове "подарок" - нулевое окончание (у существительных оно всегда есть, просто это свято место может пустовать).

Итак, дорогой читатель! Если ты дошел до этого момента, то терпения и желания разобраться тебе не занимать. Так держать! :)

Подведем итог нашего разбора:

  1. мы нашли корень, посмотрев на другие слова с таким же [как мы думаем] корнем.
  2. Выделили приставку (то, что идет перед корнем).
  3. Затем мы нашли окончание, ставя наше слово в разные формы (т.е. падежи и числа).
  4. Остается выделить суффикс. Тут совсем просто: это то, что остается между корнем и окончанием.

Получается, что в слове "подарок _" у нас есть приставка по-, корень -дар-, суффикс -ок- и нулевое окончание (_).

Еще раз, зачем мне это, если я учу английский/французский...?

В начале это звучит сложно, согласна. Но стоит понять принцип разбора слова на части, и это открывает огромные возможности запоминания иностранных слов. Потому что для многих языков разбор происходит очень похоже. Но главное, ты можешь УГАДЫВАТЬ значение незнакомых слов, просто посмотрев на их состав (как показано на примере слова writer). А иногда можешь и "собрать" слово сам(-а), если забыл(-а), как именно оно звучит.

Чем больше ты будешь обращать внимания на эти детали, тем больше смысла будут обретать незнакомые слова, фразы и тексты. Чем больше новых слов получается угадать, тем больше хочется узнать еще.

Поздравляю! Вот, собственно, ты и прошел курс молодого бойца по морфемике (часть морфологии, изучающая состав слова). Я заканчиваю этот лонгрид и желаю тебе трушного языкового азарта и новых открытий!