Предпоследний фильм прославленного советского режиссера Яна Фрида вышел на экраны летом 1989 года. В главных ролях снялись Михаил Боярский, Юрий Богатырев, Наталья Лапина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Анна Самохина. В основе сюжета - пьеса Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери. Однако главного героя придумали вовсе не они.
Дон Сезар де Базан, граф де Горофа впервые упоминается в произведении Виктора Гюго "Рюи Блаз", опубликованной в 1838 году. Дюмануар и д’Эннери написали свою пьесу в 1844 году и спокойненько позаимствовали персонажа Гюго для своей пьесы. В реальности такого человека не существовало.
Не существовало в реальной истории и пронырливого интригана дона Хосе де Сантарена (Игорь Дмитриев). По традиции первыми министрами тогда были архиепископы и кардиналы. Например, Мануэль Ариас и Поррес, архиепископ Севильи.
А вот виконт и виконтесса Монтехо лица вполне себе исторические. Прада, жили они не в Испании, а в Перу. История сохранила их имена - Гаспар Фернандес де Монтехо (Михаил Светин) и Томаса Кироз и Севальос (Виктория Горшенина), но не сохранила их портретов, поэтому придется довольствоваться кинематографическими образами:
И совершенно точно, что король Карл Второй и королева Мария - реальные исторические личности, о которых известно достаточно много, причем интересного.
Начнем, пожалуй, с короля Карла. Сия венценосная особа была младшим из пятерых детей короля Филиппа Четвертого и королевы Марианны Австрийской. Вы, наверное, обращали внимание на то, что у исполнителя этой роли Юрия Богатырева путем специальных накладок была увеличена и утяжелена нижняя челюсть.
Так вот сделано это было для того, чтобы придать персонажу хоть какое-то сходство с оригиналом. Фишечка в том, что король Карл II был рожден в кровосмесительном браке - бабушка по матери и его отец были родными братом и сестрой, соответственно, его мать была родной племянницей его же отца. К слову, у венценосного папеньки в общей сложности было 42 ребенка - 13 от двух законных жен и 29 от фавориток, коих он пользовал направо и налево. Все законные дети любвеобильного короля по причине обилия близкородственных браков рождались крайне слабыми и редко когда дотягивали до двух лет. До 16 прожил его сын от первой супруги Бальтазар Карлос, от нее же дочь Мария Терезия стала королевой Франции и скончалась в возрасте 44 года от опухоли под мышкой, дочь от второй жены Маргарита Тереза прожила целых 22 года и Карл прожил 38 лет.
Карл был тоже крайне болезненным ребенком, от чего его страшно боялись нагружать и до 10 лет наследник испанского престола не умел ни читать, ни писать. Родители и воспитатели занимались не его образованием, а укреплением его здоровья и с этой целью над ребенком постоянно проводились обряды экзорцизма и снятия "порчи". Никаких результатов это, естественно, не принесло, зато к королю навсегда прикрепилось прозвище "одержимый" или "зачарованный". Внешне монарх тоже был не красавчик. Во-первых, у него был ненормально длинный язык, который мешал ему говорить и жевать. Во-вторых, у него была патологически удлиненная и выступающая вперед челюсть.
Здоровье Его Величества тоже было никудышным - выражение "то понос, то золотуха" очень точно отражает его физическое состояние, ибо король постоянно мучался то приступами рвоты, то припадками эпилепсии, у него нередко случались поносы и его лицо часто покрывала короста по причине тяжелой формы золотухи (диатеза). Добавьте к этому умственную неразвитость - согласно свидетельствам иностранных гостей, король чаще всего все свое время проводил, играя в детские игры с дворцовыми карликами.
Тем не менее стране был нужен наследник, ибо после смерти Карла II его род прервался бы. 14 лет от роду Карла женили первый раз. Спустя 9 лет молодая королева скончалась, так и не подарив престолу наследника, и Карла женили второй раз на Марии, которую мы и видим в фильме в исполнении прекрасной Натальи Лапиной. При взгляде на портрет королевы Марии вспоминается Леонид Филатов с его "Федотом стрельцом": "Девка тоже в смысле рожи далеко не крем-брюле".
Впрочем, оба раза женитьба в плане наследников была делом совершенно безнадежным: ко всему прочему у Карла была еще мужская несостоятельность. С первой женой он еще чего-то пробовал сотворить, но достоверно известно, что что со второй супругой не было даже попыток заняться сексом. И поэтому никаких интрижек с уличными танцовщицами у Карла не могло быть просто потому, что не могло быть - все это выдумка авторов пьесы. Но, надо сказать, чудесная выдумка, которая подарила нам замечательный фильм.