Найти в Дзене
Туту

Рускеала: место, где жгли мрамор

Оглавление

Парк Рускеала — внезапно очень интересный объект туризма. На фоне многих развлечений, созданных из чувства вынужденной необходимости, он смотрится здраво, хоть и довольно дорого для жителя региона (с учётом всех развлечений внутри).

Сейчас можно поехать в Карелию именно в этот парк на ретропоезде 921Ч — и не загреметь в обязательную изоляцию на территории республики.

Почему можно ехать сейчас

Обратите внимание на конец пункта 7.3 Распоряжения главы Республики Карелия:

«Обязательство по изоляции (самоизоляции) не распространяется на физических лиц, прибывших на территорию Республики Карелия из других субъектов Российской Федерации, осуществляющих поездки по маршруту г. Сортавала – станция Горный парк Рускеала в ретропоезде (921Ч). (абз введен 27.05.2020 №327-р)»


То есть во всей остальной Карелии сейчас лучше не появляться приезжим, а вот в горном парке — можно. Стоит или нет — решать вам. Многие активности на воздухе, но по дороге вас ждёт «Ласточка» и ретропоезд или машина и ретропоезд.

Когда ехать в Рускеалу?

В пещеры лучше ехать два раза: зимой и летом, и зимой даже круче. Попадать лучше в будние дни, потому что людей меньше. Мы были 2 ноября, тогда в парк пустили дополнительную «Ласточку» (это ещё чуть около 500 человек к уже имеющемуся ретропоезду и автобусам), и те же кафе работали с огромными очередями. Назад лучше уезжать затемно.

Расписание: Ласточки до Сортавалы.
Расписание:
ретропоезд с паровозом.

Зачем ехать?

Первое и главное — тут есть мраморный карьер, который когда-то был огромной шахтой типа как в Мории, а потом вдруг стал селфи-озером. Второе — тут можно целый день что-нибудь делать. Например, кататься на аэротрассе из Биошока над этим самым карьером или смотреть, как мужики выпиливают ангелов из бревна бензопилами. А вечером вся карельская красота ещё подсвечивается сначала файр-шоу (не каждый день), а потом огнями, заныканными в скалах.

Давайте рассмотрим парк как образец того, как можно и нужно превращать место в туристическое направление. Сразу скажу: получилось это не без перегибов на местах, но вполне впечатляюще.

Минутка истории

В 1766 году Екатерина II внезапно поняла, что мрамор что-то дороговат. Страна у нас большая, камня должно быть дофига, но для строительства города нужно было его задорого возить. Поскольку Екатерина любила строить Петербург почти так же, как в Москве сейчас любят плитку, нужно было срочно искать варианты импортозамещения.

Собственно, начали геологоразведку на территориях, отобранных у шведов. И запустили первую точку по добыче мрамора в Рускеале (это 32 километра от Сортавалы, а это 197 километров от Петербурга). Почти граница с Финляндией, север Ладожского озера. Через два года начали полноценную разработку и повезли мрамор в Петербург. По большей части его можно увидеть на Исаакиевском соборе в облицовке. Ну а дальше нужна была известь (и много) и для строительства, и для производства бумаги. Поэтому решили жечь мрамор в специальных печах, чтобы получать как раз известь в промышленных масштабах.

Тут надо остановиться и рассказать, что мрамор и известняк — это вообще-то одна и та же порода, только хранившаяся в разных условиях. Это называется «мономинеральные породы», то есть из одного и того же кальцита. Кальцит — это скелеты доисторических тварюг, обычно не очень крупных. Представьте себе дно водоёма (например, моря того же кембрийского периода), на которое постоянно кто-то умирает и падает. Через некоторое время получается огромное равномерное многослойное кладбище, оно же известняк. Сначала рыхлый, а потом всё более и более твёрдый. Опять же, сильно упрощая, если его начать сжимать или греть, что случается при вулканических процессах и подвижках пластов, он начинает постепенно становиться твёрже и мраморнее. Через ещё некоторое время (десятки миллионов лет) известняк окончательно «мрамореет». Переходная порода называется «мраморизированный известняк». Цвет и рисунок определяются примесями, чистый кальцит почти не встречается.

Карьер был то нашим, то финским. Примерно полвека, до 1930-х, разработки делали как раз финны. Они выкопали вот эту самую Морию:

Место использовалось как импровизированное бомбоубежище. Причём укрывались во время зимней войны от нашей авиации. Вот детали на Вики, ищите там «хлебные корзины».
Место использовалось как импровизированное бомбоубежище. Причём укрывались во время зимней войны от нашей авиации. Вот детали на Вики, ищите там «хлебные корзины».

Следы деятельности финнов можно пронаблюдать на здании Сбербанка Хельсинки (это не тот Сбербанк, что наш Сбербанк) и на полу городской больницы Сортавалы. Финны копали штреки взрывным способом. То есть бурили маленькую дырочку, закладывали туда большой «бабах», потом убегали, ждали, приходили разбирать камни, снова бурили технологическое отверстие и повторяли так до тех пор, пока не создали огромный лабиринт из туннелей-штреков. Возможно, они бы начали путешествие к центру земли прямо по Конан Дойлю, но не получилось.

Зато получилось вот так:

Это уже расширенный штрек (пещера искусственного происхождения) с дорожкой и довольно сложным водоотводом. При реальной добыче внизу просто была засыпка из обломков.
Это уже расширенный штрек (пещера искусственного происхождения) с дорожкой и довольно сложным водоотводом. При реальной добыче внизу просто была засыпка из обломков.
Старая маркшейдерная метка. Маркшейдер отвечал за привязку этих меток к карте, чтобы в итоге получить некое подобие 3D-модели подземелий. Эти вот места были опорными точками.
Старая маркшейдерная метка. Маркшейдер отвечал за привязку этих меток к карте, чтобы в итоге получить некое подобие 3D-модели подземелий. Эти вот места были опорными точками.
А вот так выглядел завод с рельсами для вагонеток
А вот так выглядел завод с рельсами для вагонеток

О том, как выглядит завод и горный парк Рускеала в наши дни, читайте в полной версии материала Сергея Абдульманова