Найти тему
Флориан Блэк

Блюз-рок по выходным. John Mayall & The Blues Breakers with Eric Clapton (1966)

В 1966 году английский музыкант, энтузиаст блюза Джон Мэйолл готовился отмечать тридцатитрехлетие. К возрасту Христа он подходил с солидным бэкграундом: за плечами была армейская служба и звание сержанта (три года в Корее - не шутка!), после чего Джон женился и заимел четверых детей. Кроме семьи, на руках у него была группа молодых и голодных музыкантов. Всю эту ораву нужно было кормить, и Мэйолл работал, не покладая рук. Человек он был серьезный и основательный, безоговорочный босс, отвечающий за ангажементы, концертное оборудование и доставку к месту концерта на собственном минивэне, водил который он тоже сам. Зная ответственность Мэйолла, владельцы клубов и концертных залов охотно предоставляли ему площадки для выступлений. Денег хватало и на жизнь, и на зарплату личному составу, который регулярно обновлялся, так как не все музыканты (особенно из числа молодых) были в ладах с режимом и дисциплиной, а отставной сержант Мэйолл правил железной рукой и провинностей не прощал: мог оштрафовать на недельный заработок, а то и вовсе выгнать. В группе у него состоял бас-гитарист Джон Макви (John McVie), игру которого Мэйолл высоко ценил, но самого Джона нещадно шпынял и строил за пристрастие к зеленому змию. Барабанщик с пиратской фамилией Хьюи Флинт (Hughie Flint) также был на борту, а на позицию гитариста удалось зафрахтовать Эрика Клэптона, покинувшего Yardbirds.

Клэптон - новобранец
Клэптон - новобранец

Клэптон начал работать с Мэйоллом в 1965 году, и Bluesbreakers успели записать два трека: I'm Your Witchdoctor и Telephone Blues, изданные впоследствии в виде сингла.

Но у девятнадцатилетнего вундеркинда была крайне неустойчивая психика, и поддавшись мимолетному капризу, Клэптон с компанией таких же одаренных разгильдяев отправился в кругосветку, чтобы, как бродячий оркестрик, играть то тут, то там. Ошеломленный и огорченный, Мэйолл только и сказал: "Возвращайся, Эрик, место в составе для тебя всегда найдется". По счастью, Клэптон и компания, взявшие себе название "Glands" - "Гланды" ("Гланды", Карл!) добрались только до Греции, после чего, сытые экзотикой по горло (и без гроша в кармане), срочно вернулись на родную землю Альбиона. Едва корабль вошел в порт и высадил пассажиров, Клэптон побежал звонить Мэйоллу. Тот сдержал слово и принял блудного сына назад, отправив восвояси Питера Грина (Peter Green), которого брал на замену Эрику. Впрочем, Мэйолл уже понял, что с Клэптоном нельзя быть ни в чем уверенным, а потому предупредил Грина, что он может понадобиться в любой момент - как в воду глядел.

К тому времени в активе Мэйолла был только один лонгплей - John Mayall Plays John Mayall, записанный на концерте в клубе и выпущенный компанией Decca в марте 1965 г. (на гитаре там играл Роджер Дин). Эта пластинка прошла совершенно незамеченной, и Decca расторгла контракт c группой. Но когда Мэйолл заручился поддержкой продюсера Майка Вернона (Mike Vernon), да к тому же заполучил Клэптона, лейбл дал ему второй шанс. Музыканты не упустили его, записав весной 1966 года альбом, ставший нетленной классикой блюз-рока, одним из образцов жанра, подняв авторитет Мэйолла до небес.

С первой же вещи, All Your Love Отиса Раша, становится ясно, что молодой и горячий Эрик Клэптон - это совсем не то же самое, что Клэптон возрастной и умудренный. Главным его принципом тогда было выкрутить все ручки на усилке до отказа, чтобы гитара с перегруженным звуком повизгивала и стонала, как женщина, которую ласкают умелые руки. Впрочем, Мэйолл с продюсером и звукорежиссером его частенько били по этим самым рукам, заставляя убавить громкость, отчего пылкий юноша сердился и кричал: "Да что я вообще тут делаю!" И всё же каждый раз удавалось достичь компромисса: Эрику совали в рот шоколадку, а Макви с Флинтом невозмутимо опрокидывали по стаканчику (тайком от босса, разумеется) и продолжали играть с удвоенным энтузиазмом. Мэйолл даже уговорил стеснительного Эрика спеть в композиции Роберта Джонсона Ramblin' On My Mind, и это стало дебютом Клэптона-вокалиста. Весь остальной вокал Мэйолл взял на себя, а кроме того, он играл на фортепьяно, органе и гармонике. Взаимодействие этих двоих виртуозов доставляет огромное удовольствие на протяжении всего альбома, будь то инструменталка Hideaway Фредди Кинга, знаменитая What'd I Say Рэя Чарльза или мэйолловская Key To Love. Мэйолл сочинил для альбома пять композиций, среди них Double Crossing Time, о предательстве и неверности. Клэптон числится в соавторах, хотя Мэйолл написал песню как раз тогда, когда гитарист бросил его и уехал в Грецию. Это, однако, не помешало Эрику исполнить превосходное гитарное соло, как и в одной из величайших вещей Мэйолла - Have You Heard, которую маэстро с тех пор постоянно исполняет на концертах. По торжественным датам и Клэптон иногда выходит с ним на сцену.

На стадии микширования в некоторые треки была добавлена духовая секция: Алан Скидмор (Alan Skidmore) - тенор-саксофон, Джонни Алмонд (Johnny Almond) - баритон-саксофон и Дерек Хили (Derek Healey) - труба. Обложка альбома представляет из себя фото группы, сидящей на каких-то задворках, при этом Эрик Клэптон не смотрит в объектив, а разглядывает выпуск популярных комиксов Beano, как бы дистанцируясь от остальных. Да, будучи себе на уме, Клэптон уже задумывался о создании собственной группы с Джинджером Бейкером, что он вскоре и осуществил в виде Cream. Тем не менее, свою задачу Клэптон выполнил, ведь альбом стал успешным и даже знаковым во многом благодаря его имени, а для Мэйолла и его группы это был настоящий прорыв: шестое место в национальных чартах , теплый прием в прессе и восторг публики. Благодаря этой пластинке Bluesbreakers из заштатной команды превратились в новых звезд, а их лидер обеспечил себе незыблемый статус одного из "отцов" британского блюза. Нестареющая музыка!

-3