начало тут
Наступило утро. Несмотря на солнце, и всего лишь начало октября, было очень холодно. В ту осень нам не повезло с погодой - бархатный сезон закончился, едва начавшись.
Вместо того, чтобы после завтрака сразу отправиться "штурмовать" пещеру, более опытные спелеологи решили дать мне потренироваться, повесив верёвку на толстую ветку бука, с тем, чтоб я попробовал подниматься по ней на самохватах и спускаться на каталке. После трёх подъёмов и спусков "судьи" решили, что можно идти под землю.
В тот момент мы ещё не знали, что у "Виолы" появился второй вход из-за небольшого провала, и этот второй вход гораздо проще, и пошли в известный колодец. Он имел высоту около 20-30 метров, и внутри был достаточно широк, за исключением, собственно, входа, в котором я тут же и застрял, подобно Винни-Пуху.
Но Винни-Пуху было легче - он застрял в горизонтальном лазе кроличьей норы, а я висел, как пробка, в практически вертикальном отверстии, прихваченный каменным кольцом где-то в районе бёдер. И пятой точки! И, вот, ни вверх, ни вниз! Ну, то есть, мои друзья попытались меня выдернуть, но я был тяжеловат, да и застрял прочно.
Виной всему была довольно толстая одежда - меня предупредили, чтобы я вниз надевал всё, что у меня с собой, потому что холодная погода сверху - это ничто, по сравнению с влажной внутренностью пещеры.
Так что я извивался, пытаясь сдвинуться, хоть вверх, хоть вниз, ну лишь бы пролезть! Правда, потом же придётся и обратно пробираться, но можно частично раздеться перед подъёмом, так что это меня не смущало. Ничего не выходило. Застрял очень крепко. Шансов похудеть, по примеру Винни-Пуха, у меня не было, поэтому оставалось только продолжать попытки.
Не помню, сколько это заняло времени, но, всё-таки, я прополз внутрь! Спуститься вниз было уже совсем несложно, тренировки на дереве принесли нужные плоды :) Высота колодца была не очень большой, но внизу был ещё крутой спуск метра три - такая скользкая горка, вся покрытая натёками. После того, как я слез на пол основного зала пещеры, стали спускаться и мои друзья.
А тот, кто спустился самым первым, решил быстренько подняться на поверхность, потому что у него уже возникли подозрения про обвал козырька и открывшийся второй вход! И он оказался прав - обойдя каменный выступ, он легко его нашёл, и повесил там верёвку, чтобы по ней спуститься и присоединиться к остальным, но, главное, чтобы потом по ней же и выйти - это было гораздо легче, и вход широкий, и высота невелика, метров шесть всего!
Посмотрев на пещерные красоты, мы стали их фотографировать - расставлять штативы с лампами-вспышками и фотоаппаратами. Тогда, в конце 80-х, о цифровом фото ещё никто не слышал, даже минилабы для автоматической проявки и печати ещё не появились в СССР, хотя уже широко были на Западе распространены. Снимали мы на плёнку ORWO производства ГДР, и слайдовую, и негативную, проявляли её сами, так что, шансов узнать, получились ли хорошие фотографии, до возвращения домой, у нас не было.
Здорово продрогнув и проголодавшись, мы решили выходить на поверхность. Уже темнело. Через новые "ворота" я легко поднялся наружу, но всё никак не мог согреться - даже таская дрова и разводя костёр. Мы приготовили ужин и перекусили, но я всё стучал зубами от холода.
В общем, теперь я аргументированно мог сказать, что попробовал и окончательно понял, что спелеология - это совсем не моё. Друзья тоже согласились, что как-то эта поездка не складывается, в том смысле, что проблем больше обычного, и ничего не удаётся сделать так, как запланировано. А запланирован был поход в ещё одну пещеру - "Солдатскую". Но мы единогласно решили туда не ходить, тем более, что появились сведения, что там гораздо больше воды, чем в другие годы, и с нашим снаряжением не пройти. Так что возвращаемся на берег моря.
Утром мы практически бегом спустились по склону - несмотря на рюкзаки за спиной, никто не подвернул ногу и не упал, хотя иногда было страшновато, особенно сложно было останавливаться. Товарищи отлучились ненадолго, чтобы нарвать винограда - сезон же! А раньше как-то не было на это времени. Так что последний день перед обратным отъездом мы провели на берегу, залезая в воду по колено, ловя креветок (они были мелкие и прозрачные, в воде почти невидимые!), мидий, и заедая всё это ворованным виноградом. В какой-то момент к нам подошли пограничники, и спросили, есть ли у нас плавсредства. "Только надувные матрасы!" - ответил наш предводитель :)
В общем, Крымом я был не то, что разочарован, но до ожиданий поездка явно не дотягивала. Ни жары, ни купания, ни фруктов! Только виноград, и то меньше, чем мне рассказывали :). Ладно, рюкзаки собраны, и мы отправляемся обратно в Алушту на автобусе и дальше - в Симферополь на троллейбусе. Ехать в темноте по серпантину откровенно страшно, пустой троллейбус болтает, но, всё же, второй раз не так страшно, как первый.
Но на конечном этапе нам пришлось испытать ещё одну крупную неприятность. Раскрою секрет - у всех четверых были студенческие билеты для покупки со скидкой билетов в поезд, но, лишь у меня билет был настоящий, двое были уже выпускниками, и ещё один - заочником, но они подделали печати на ранее полученных билетах.
А кассирша на симферопольском ж/д вокзале придралась именно к печатям в моём, единственном настоящем! Приятель изъявил готовность оплатить за меня полную стоимость, но кассирша не унималась, и вызвала милицию! В результате, нас препроводили в вокзальное отделение, и устроили фирменный допрос с пристрастием! А время уходило, и мы оказались перед перспективой опоздать на поезд, а следующий - только через сутки!
В итоге, на нас составили протокол, а мой студбилет отобрали, пообещав его прислать в институт! Так я его и лишился. Ежу понятно, что никуда его не посылали - если я был действительно студентом, то милиция придралась ко мне зря, а, если не был, деканат мне бы сделать ничего не смог.
Некоторое время, я, впрочем, ждал, что его пришлют, и ходил в институт по зачётке - полуофициально это допускалось. Но потом пришлось, всё же, написать заявление об утере. Только тогда закончилась эта несуразная история.
С нашими институтскими спелеологами, впрочем, я общаюсь до сих пор, но в походы меня, конечно, никто затащить не смог бы, да и не пытался больше...