Найти тему
Джесси Джеймс

“Ровно в полдень” (1952)

“Ровно в полдень” это – аллегория своего времени, которую некоторые окрестили «антиамериканской», а «Правда» похвалила за то, что она изобразила «величие человека». Почти сразу, как только вышел фильм, зрители задались вопросом, смотрят ли они как маршал Уилл Кейн сталкивается со своими врагами на главной улице Хэдвилля, или на сценариста Карла Формана на допросе перед Комитетом по антиамериканской деятельности в связи с его коммунистическими симпатиями.

Карл Форман
Карл Форман

В городе Хэдвилле, штат Нью-Мексико, ушедший в отставку маршал Уилл Кейн убирает прочь звезду и оружие утром того дня, когда женится на квакерше Эми Фаулер. Приходят новости, что трое вооруженных людей ждут Фрэнка Миллера на станции в Хэдевилле; Кейн пять лет назад посадил Миллера в тюрьму за убийство, но Миллер помилован и должен прибыть на поезде в полдень. Нового маршала не будет до следующего дня, Кейн борется со своей совестью и решает остаться. Эми чувствует себя преданной, новый муж игнорирует ее пацифистские убеждения и отказывается сесть на поезд в Сент-Луис. Это ставит Кейна перед моральной дилеммой, осложненной тем фактом, что никто в городе, в том числе его заместитель Харви Пелл, не собираются помогать противостоять преступникам. Когда поезд прибывает, Кейн устраивает засаду квартету негодяев, а Эми, отбросив свои принципы, встает рядом с мужем, чтобы победить их.

История Карла Формана напоминает «Оловянную звезду», двухстраничную повесть в Saturday Evening Post , написанную Джоном М. Каннингемом. Хотя Форман написал свой сценарий независимо от него, Каннингем указан в титрах как вдохновитель. Трудно понять, почему продюсер Стэнли Крамер посчитал нужным упомянуть Каннингема. По сюжету сходства немногочисленны и расплывчаты. В сюжете Каннингема Кейна называют Доан, Миллеры - Джорданы, и действие происходит между 15:00 и 16:10. Это не чей-то день свадьбы, нет никаких признаков Эми Фаулер, есть два помощника (по именам Слейтер и Тоби), и Доан побеждает злодеев ценой собственной жизни. Главное совпадение в том, что злодеи прибывают на поезде.

Стэнли Крамер, независимый голливудский продюсер, прославился фильмом “Мужчины” (The Men, 1950) с Марлоном Брандо в главной роли. Его первым выбором на роль Кейна был Грегори Пек. Но Пек недавно снялся в “Стрелке” (Gunfighter, 1950) и беспокоился, что еще один серьезный фильм о старом западе также окажется непопулярным. Другие предполагаемые кандидаты включали Кирка Дугласа, Генри Фонду и даже Брандо. В конце концов роль маршала была предложена Гари Куперу за 60 000 долларов плюс процент от прибыли. Тот согласился, хотя страдал от язвы желудка, больного бедра и грыжи - болезней, которые оказались полезными для создания образа. Купер начал свою кинокарьеру в качестве ковбоя статиста в 1925 году: ‘Они приклеили мне бороду, сунули в руки старый винчестер и дали лошадь – и я оказался в кино!» На роль Эми Фаулер Крамер нанял Грейс Келли, в то время выступавшую в летних постановках в Денвере. Крамер вспоминал: «В пару Гари Куперу я хотел кого-то неизвестного. Я не мог себе позволить кто-нибудь еще, поэтому взял ее.” Циннеманну она показалась хрупкой, нервной и отчужденной, слишком непримечательной для их малобюджетного фильма, но идеально подходящей в качестве квакерши в западном городке. Циннеманн видел Эми Фаулер как «скучный и хладнокровный образец бесцветной девственности».

Cтэнли Крамер
Cтэнли Крамер

Главного злодея, Фрэнка Миллера, сыграл Ян Макдональд, постоянно появлявшийся в вестернах и военных боевиках категории Б. Мексиканка Кэти Хурадо (настоящее имя Мария Кристина Хурадо
Гарсия) исполнила роль мексиканской «горячей штучки» Хелен Рамирес, которая вовлечена в любовный треугольник вместе с Миллером и Кейном. Неспособность Хурадо произносить ‘Доан’ привела к изменению имени маршала на Кейна. Крамер первоначально планировал Ли Ван Клифа (это был его дебют в кино) на роль заместителя Кейна. Крамер приметил Ван Клифа на сцене в спектакле “Мистер Робертс” и пожелал, чтобы тому сделали пластическую операцию, изменив его ястребиный нос, но актер отказался. Поэтому вместо большой роли получил небольшую, стрелка Джека Колби. Двух других убийц на станции сыграли Роберт Уилк и Шеб Вули. Вули потом стал разведчиком Питом Ноланом в телесериале «Сыромятная кожа»; его сингл «Purple People Eater» (1958) разошелся тиражом 100 миллионов экземпляров, и он записал вестерн альбом «Wild and Wooley”. Ллойд Бриджес сыграл помощника маршала. В кино персонаж Бриджеса отказывается помочь маршалу Кейну, но в реальной жизни актер оказался полезным свидетелем на слушаниях Комитета по антиамериканской деятельности.

Крамер собрал на производство фильма 750 000 долларов, взяв их, в том числе и у независимых финансистов, таких как фермер производитель салата из Салинаса. У Циннемана было 28 дней, чтобы снять фильм, с сентября по октябрь 1951 года. Всё было очень хорошо спланировано, Циннеманн и Крамер даже сделали наброски финальной перестрелки в виде раскадровки. Сцены на железнодорожной станции должны были сниматься возле Гэллапа в Нью-Мексико, но
бюджет не позволил. Первыми снимали сцены около церкви Хэдвилля, затем сделали городские сцены (интерьер и экстерьер) и, наконец, эпизоды на железнодорожной станции. В качестве церкви использовали католическую церковь Святого Иосифа в городе Туолумне, штат Калифорния. Остальная часть городских сцен Хэдвилля снималась у Columbia Pictures, в западных городских декорациях студии Бёрбанк. Ради натурных съемок съемочная группа полетела на DC-3 к железнодорожной станции в Соноре, Калифорния, где Циннеманн и оператор Флойд Кросби чуть не погибли: камера была установлена ​​на рельсах, но тормоза локомотива вышли из строя. Отснятый материал сохранился и попал в фильм. Начальная сцена, в которой три преступника
встречаются в сельской местности, была снята на киноранчо Айверсон, недалеко от Чатсворта, Калифорния. Когда бурные съемки завершились, истощенный Купер сказал: «Всё, я выдохся.»

Кейн - центральный персонаж, Купер на экране большую часть фильма. Он испуганный человек, который пытается скрыть свои страхи и защитить сообщество, которое, как он думает, стоит того, но не заслуживает. Циннеманн подчеркивает, как усугубляется одиночество Кейна, показывая крупный план напряженного лица маршала или кадры, как он целенаправленно шагает по улице от одного потенциального союзника к другому. Когда возможности обрести помощь заканчиваются, его шаг становится менее целеустремленным, пока, наконец, за несколько минут до полудня, он не оказывается в своем кабинете. Его последняя надежда - помощник по имени Херб - уходит от ответственности. Ранее Херб был готов дать бой (утверждая, что придёт «охотиться на медведя»), но теперь отступает: «Я в этом не участвую». “Иди домой к детям, Херб,” - холодно отвечает Кейн. Оставшись в одиночестве, Кейн опускает голову на стол и рыдает - необычный и чрезвычайно человеческий поступок для героя Запада.

"Ровно в полдень" (1952)
"Ровно в полдень" (1952)

“Ровно в полдень” может похвастаться одной из самых запоминающихся начальных сцен в вестернах: с щурящемся Ли Ван Клифом, небритым Шебом Вули и ухмыляющимся Робертом Вилке. Трое едут целенаправленно, мимо церкви на окраине города, под звон колокола, разрывающего сонное воскресное утро. Они едут по главной улице, и темнокожая мексиканка с здоровенным распятием на шее крестится, когда они проезжают мимо. Эти образы стали клише злодейства. На протяжении всего фильма Циннеманн возвращается к стрелкам у железнодорожного депо. Они угрожающе лениво пьют, курят, проверяют свое оружие, ворчат и смотрят в нетерпеливом ожидании на железнодорожные пути, которые исчезают вдали, за зловещим горизонтом, кажется целую вечность, пока не появляется дым от паровоза, идущего по железной дороге. Учитывая, как развивает сюжет Циннеман, прибытие Фрэнка Миллера является чем-то вроде антиклимакса истории, как отмечали критики того времени.
Настоящие злодеи “Ровно в полдень” - жители города Хэдвилля. Кейн просит у них помощи, но те кого он считал друзьям, притворяются, что их нет дома. Судья Меттрик (в исполнении Отто Крюгера) отмечает, что справедливость не всегда помогает праведникам, затем собирает свои юридические книги и бросается в бегство. Для него Хэдвилль - это грязный маленький городок посреди ничего - здесь не происходит ничего действительно важного. Кейн навещает Мартина Хоу (Лона Чейни), бывшего адвоката со сломанными костяшками пальцев. 'Когда-то в детстве я хотел быть таким, как вы, - говорит Кейн, но Мартин еще больше разочарован в законе, чем судья: «Это все напрасно, лишь ради жестяной звезды». Кейн проходит ммо нескольких детей, играющих с деревянными пистолетами. Один кричит: ‘Ба-бах! Вы мертвы, Кейн! » Циннеманн расшатывает мирную жизнь мстительными призраками старого «Дикого Запада», выплескивая на экран тревожную смесь оптимизма, пессимизма и страха.

"Ровно в полдень" (1952)
"Ровно в полдень" (1952)

Поддерживающая Миллера клиентура салуна Рамиреса открыто враждебна к Кейну. Когда Кейн пытается набрать помощников, в баре не находится желающих, кроме Джимми, городского пьяницы, одноглазого и трясущегося, который утверждает: «Раньше я был хорошим”. Вниз по улице у гробовщика есть только два гроба, но выходит так, что требуется ещё пара. Становится ясно, какие бизнесы были на подъеме, когда здесь заправлял Миллер. Впадая во всё большее отчаяние, Кейн посещает воскресную проповедь в церкви, но маршал не является регулярным слушателем и не находит там никакой поддержки.

Действие “Ровно в полдень” разворачивается в реальном времени. Фильм начинается примерно в 10.35 и заканчивается вскоре после полудня; когда три преступника едут вниз по главной улице, часы парикмахера показывают 10.37 утра. Настенные часы с качающимися маятниками, каретные часы, дедушкины часы и карманные часы приближают полуденный поезд к Хэдвиллу. В какой-то момент Кейн оставляет на двери своего кабинета записку с надписью «Вернусь через 5 минут», но возвращается чрез семь экранных. Единственное, о чем сожалел Циннеман - то, что у них не хватило времени, чтобы снять пустой циферблат без стрелок, дабы «усилить чувство паники».

Циннеманн непрерывно создает напряжение. Весь фильм практически нет схваток – только кулачный бой в конюшне Тодда между Кейном и Пелл, который выглядит как случайность. Действие создаётся опасением и эмоциональным конфликтом. В финале, в уличной перестрелке, Кейн стреляет в Бена и Колби, а Эми убивает Пирса. Фрэнк использует ее как живой щит, но она борется, позволяя Кейну сделать точный выстрел в злодея. В безмолвной тишине Кейн обнимает Эми, и их окружают горожане. Ранее Кейн сказал о звезде маршала: «Я тот же человек, что с ней, что без”. В финале он презрительно бросает свой значок в пыль. Этот конкретный момент в некоторых патриотических кругах сочли антиамериканским жестом, но решительное лицо Купера говорит само за себя: «Я сделал это... и я сделал это без вас».

На съемках "Ровно в полдень" (1952)
На съемках "Ровно в полдень" (1952)

Заглавная песня фильма ​​в титрах значится как «Полдень», хотя записанные версии называются «Не оставляй меня, моя дорогая» и «Баллада о Полдне'. Слова написаны Недом Вашингтоном, музыкальное сопровождение русским композитором Дмитрием Тёмкиным, и вот о чём там пелось:

Не оставляй меня, моя дорогая, в этот свадебный день.
Полуденный поезд везет Фрэнка Миллера, и я должен быть смел.
C опасным убийцей я встретиться должен.
Смотри что случится, когда будет полдень.
Жить лишь ему или мне - поклялся он, сидя в тюрьме.
Смерть для меня не страшна, но что мне делать, если ты оставишь меня?

Это была идея Стэнли Крамера сделать балладу, рассказывающую историю, хотя зрители на предварительном просмотре смеялись над повторяющимся рефреном. Баллада была спета певцом ковбоем Тексом Риттером, чей грубый голос очень напоминал голос Купера. После выхода “Ровно в полдень” песня появилась в исполнении Фрэнки Лэйна, который назвал свою версию ‘Ровно в Полдень (Не оставляй меня)» и удалил все ссылки на Фрэнка Миллера из текста.

"Ровно в полдень" (1952)
"Ровно в полдень" (1952)

а этапе постпродакшена осенью 1951 года Крамер устроил показ 105-минутной черновой версии фильма, но реакция аудитории была прохладной. Келли была так разочарована своим исполнением роли, что сразу же записалась в актерский класс Сэнфорда Мейснера в театре Нейборхуд, Нью-Йорк. Чтобы увеличить напряжение, Крамер снял дополнительные кадры взволнованного лица Купера и вставил их в последовательности с тикающими часами и качающимися маятниками. Циннеманн вырезал сюжет с подробным описанием действий второго помощника, Тоби, сопровождавшего заключенного и собиравшегося присутствовать на свадьбе маршала, но застрявшего на мексиканской станции. Некоторые обратили внимание, что в этих сценах изображен помощник, пытающийся заручиться поддержкой окружающих ранчеро, что противоречит действиям, изложенным выше. Крамер сократил фильм еще на 20 минут, в результате чего прокатное время составляет 85 минут (видео версия длится 81 минуту и ​​18 секунд благодаря большему кол-ву кадров в секунду). Удалили сцены разговоров между Бриджесом и Хурадо, Келли и Хурадо и комедийную сцену с пьяницей Чарли (Джек Элам), допивающим остатки из стаканов из-под виски в опустевшем салуне.

"Ровно в полдень" (1952)
"Ровно в полдень" (1952)

Дорогая рекламная кампания обеспечила популярность фильма, когда он был выпущен в США в июле 1952 года. Постпродакшен Крамера, из-за которого отложили релиз, действительно помог, а заглавная песня стала хитом ещё до выхода фильма. Плакаты с изображением взволнованного лица Купера, смотрящего через разбитое стекло витрины магазина, сопровождалось плакатами: «Нет ничего под солнцем подобного приключению ровно в полдень», «Когда руки взмывают вверх… Начинается восторг! » и « История человека, который был слишком горд, чтобы бежать ». Рекламные материалы изображали Купера, с револьвером в руке, защищающим Келли, и настенные часы на заднем плане, указывающие полдень. В Великобритания без всяких исправлений картина получила сертификат «U» в марте 1952 года. Рекламные материалы определяли начало действия как 10:35, Хэдвилл, воскресное утро июня 1865 г., хотя на одном из зданий в Хэдвилле стоит дата постройки - 1888. New York Times назвала «Ровно в полдень» «не вестерном», а скорее «отражением действительности », в то время как« Правда »отмечала, что это был вестерн, в котором воплощены идеи ничтожности народа и масс и величия индивидуалиста». “Ровно в полдень” собрал $ 3,4 млн в США на первом релизе и подтолкнул Купера к вершине чарта кассовых сборов. Он также стал популярным во всей Европе. В Италии он вышел в 1952 году как Mezzogiorno Di Fuoco (Огненный полдень); когда в Италии вышла комедия вестерн “Сверкающие сёдла” (Blazing Saddles , 1974) её озаглавили Mezzogiorno e Mezzo di FuocoОгненный полдень с половиной»). Фильм Циннемана был выпущен в Германии в 1953 году как Zwölf Uhr Mittags (Двенадцать часов дня); во Франции получил название Le Train Sifflera Trois Fois (Поезд гудит три раза), а в Испании - Solo Ante el Peligro (Один перед опасностью).

"Ровно в полдень" (1952)
"Ровно в полдень" (1952)

За этим последовал успех на церемонии вручения Оскара: в 1953 году на «Оскаре» Купер был назван лучшим актером, приз за лучшую партитуру достался Тёмкину, лучшую песню поделили Тёмкин и Вашингтон, а Элмо Уильямс и Гарри Герстад получили награду за монтаж фильма, но фильму не удался выиграть звание лучшего фильм года, призы за режиссуру и сценарий (лучшим стал “Величайшее шоу на земле” (The Greatest Show on Earth), режиссером года Джон Форд за “Тихого Человека”( The Quiet Man) , сценаристом - Чарльз Шни за “Плохого и Прекрасного”( The Bad and the Beautiful)). Циннеманн получил лучшего режиссера в следующем году за “Отсюда и в вечность” (From Here toEternity), который также снимался в Columbia Studios, на улице из “Ровно в полдень” переделанной под "Гавайи". “Ровно в полдень” продолжает оставаться популярным. В 1988 году он был признан лучшим вестерном всех времен и народов членами Британского института кино.

Влияние “Ровно в полдень” на кино, вестерны и прочее, было огромным. Пустынный железнодорожный вокзал с рельсами, сужающимися за горизонтом, появлялся в начале фильмов Сержио Леоне (“Однажды на Диком Западе”) и Берта Кеннеди (“Грабители поездов”), хотя в обоих случаях с поезда сходит герой (Чарльз Бронсон и Джон Уэйн соответственно). Названия, как “Одиночка” (A Man Alone , 1955) и “ Звезда в пыли ” (Star in the Dust, 1956) ссылались на образы фильма, в то время как вариации темы звучали в двух вестернах Альфреда Веркера «Три часа чтобы убить» (1954) и «Под прицелом» (1955), а также «Серебряной Звезде” (Silver Star, 1956 - автор сценария и продюсер - Ян Макдональд, Фрэнк Миллер из “Ровно в полдень”)и “Ярости на Оружейном перевале” (Fury at Gunsight Pass, 1956). На протяжении пятидесятых годов истерия, окружающая Комитет по антиамериканской деятельности стала популярной мишенью для замаскированной критики голливудскими режиссерами, возмущенными паранойей «Красные под кроватью». Интересным вестерном, маккартистской аллегорией, является “Серебряная Жила” (Silver Lode, RКО, 1954) с двуличным маршалом Недом Маккарти (Дэн Дурайя), который гонится за респектабельным Дэном Баллардом (Джон Пейн). Умело закрученный, фильм показывает этику толпы и содержит ряд явно колючих диалогов, нацеленных на Маккарти и Комитет по антиамериканской деятельности. “Собираетесь ли вы верить Маккарти на слово в его обвинениях против него [Балларда]?” спрашивает местный житель.

Еще один фильм, имеющий тематическую связь с “Полуднем” – “3:10 на Юму” (3:10 to Yuma, 1957) Делмера Дейвса, в котором разорённый засухой аризонский фермер Дэн Эванс (Ван Хефлин) сопровождает разыскиваемого преступника Бена Уэйда (Гленн Форд) из Бисби на станцию ​​в Контеншн Сити, пытаясь успеть на поезд 3.10 до Юмы и до тюрьмы. Эванса сопровождает городской пьяница Алекс Поттер (Генри Джонс); фермер нуждается в вознаграждении, чтобы приобрести права на воду и сохранить свою собственность, в то время как пьяница надеется восстановить свою самооценку. Сделанная по мотивам повести Элмора Леонарда, “3:10 на Юму” столь же напряженный, как “Ровно в полдень”, особенно в сценах, где эскорт преступника играет в кошки-мышки с бандой Уэйда (снято в Седоне) и позже в Контеншене (снято в Old Tucson Studios и вестерн городке студии Columbia), когда Эванс, Поттер и Уэйд прячутся в отеле. Маслянистое очарование Уэйда рвёт нервы Эванса, а бандиты жестоко линчуют Поттера в холле гостиницы, прежде чем Эванс отправляется в роковую прогулку по пустым улицам, чтобы успеть на поезд. Права на историю Леонарда изначально принадлежали United Artists, которая планировала съёмки под руководством Роберта Олдрича, но вместо этого продала их студии Columbia за 30 000 долларов. Имевшая успех и все еще популярная сегодня, “Юма” содержит классическую вестерн песню, спетую Фрэнки Лейном: ‘Есть легенда, и есть слух, что когда вы едете в 3:10 на Юму, то видите, как призраки преступников проезжают мимо».

В 2000 году для US Cable по мотивам телесценария Карла Формана и Т.С. Кука был снят ремейк “Ровно в полдень” с Томом Скерриттом в роли Уилла Кейна. Больше вреда для памяти оригинала Циннемана нанёс «Ровно в полдень, часть II: Возвращение Уилла Кейна» (High Noon Part II: The Return of Will Kane, 1980) c Ли Мэйджорсом (телевизионный «Человек за шесть миллионов долларов») в роли Уилла Кейна, который, возвращаясь в Хэдвилл десять лет спустя, разбирается с коррумпированным маршалом. Научно-фантастический фильм Шона Коннери 1981 года “Дальноземье” (Outland) представляет собой “Ровно в полдень”, перенесенный в космос, в комплекте с электронными часами.

В отличие от Уилла Кейна из Хэдвилла, Карл Форман проиграл битву с Комитетом по антиамериканской деятельности, которым был вызван в суд в самый разгар съемок “Ровно в полдень”. Хотя Гари Купер был известным антикоммунистом, он поддерживал Формана. Форману это не помогло - он попал в черный список и отправился в ссылку в Англию. Джон Уэйн был президентом Альянса кинматографистов за сохранение американских идеалов, аффилированного Комитетом по антиамериканской деятельности. На личной встрече он предложил Форману назвать имена коммунистов, но Форман отказался. Спустя годы Уэйн вспоминал об этом на телешоу UK Parkinson: «Ровно в Полдень» - самая антиамериканская вещь, которую я когда-либо видел за всю свою жизнь - я никогда не пожалею о том, что изгнал Карла Формана из нашей страны.” Иронично, но когда Уэйн вручал Куперу «Оскара» за лучшего актера 1952 года, он пошутил: «Почему я не могу найти сценариста, который напишет мне роль, подобную той, которая дала тебе это?»

Позже Форман совместно с композитором Дмитрием Темкиным участвовал в создании “Золота Маккенны” (Mackenna’s Gold, 1968). Ссылка на “Ровно в полдень” вновь появилась в “Золоте”; группа "джентльменов", ищущих "Canyon Del’Oro" апачей, едет из города Хэдлибург. Гари Купер, уже завершавший кинокарьеру, неожиданно получил новую жизнь в вестернах “Винтовка Спрингфилда” (Springfield Rifle, 1952), “Сад Зла”( Garden of Evil, 1954) , “Вера Крус” (Vera Cruz , 1954), “Человек Запада” (Man of the West, 1958 г.) и “Дерево повешенных” (The Hanging Tree, 1959). В 1961 году он получил специальный Оскар за «многочисленные запоминающихся экранные образы». Обливаясь слезами, Джеймс Стюарт принял награду вместо больного Купера, который через месяц умер от рака. Наилучшим из всех образов, созданных Купером, является роль стоика маршала в “Ровно в полдень”, человека в одиночку вставшего перед лицом несчастья – образ торжества воли.

Из книги ГОВАРД ХЬЮЗ "ДИЛИЖАНС В ТУМБСТОУН" Справочник кинолюба по лучшим вестернам Пер. с англ. Свен Железнов

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Предыдущие главы:

Она носила желтую ленту

Красная река

Моя дорогая Клементина

Дилижанс

Дилижанс в Тумбстоун (3)

Дилижанс в Тумбстоун (2)

Дилижанс в Тумбстоун (1)