Найти в Дзене
W A Y H O M E

Режиссёр Уэс Андерсон: анализ творчества

Оглавление

Американский режиссёр и сценарист, знаменитый сказочник Уэс Андерсон уже более 20-ти лет радует нас своими яркими и невероятно красивыми картинами. Истории Андерсона знамениты уникальными детально продуманными мирами, гиковской эстетикой и колоритными - гротескными, но такими живыми - персонажами. Давайте вместе окунемся в удивительную кино-вселенную Андерсона и определим присущие ему режиссерские приёмы и особенности, что делают его картины такими очаровательными и незабываемыми.

Сказочная реальность. Дети

Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт", 2014
Кадр из фильма "Отель Гранд Будапешт", 2014

Ключевой темой большинства картин Андерсона является взросление, становление, поиск себя - в общем, детская рефлексия. Неслучайно центральными героями нескольких историй - "Академия Рашмор", "Королевство полной луны", "Отель Гранд Будапешт" - являются дети. Не смотря на всю "театральность" и условность кино-языка режиссёра, его сценарии откровенно личные и зачастую автобиографичные. Престижная школа, отряд бойскаутов, дом большой неблагополучной семьи (в "Семейке Тененбаум") - Андерсон помещает в своих героев в места, локации и ситуации, понятные и фундаментальные практически для любого человека - иначе говоря, в детство. Любая история, любая жизнь начинается с детства - с первых шагов, с первых впечатлений, с учебы, с поиска ответов на самые простые, но вечные вопросы (даже казалось бы взрослый семьянин мистер Фокс вдруг задается вопросом "кто я?"). И именно эти вечные (хоть и простые и наивные) темы являются остовом всего творчества Уэса Андерсона, фильмы которого объединяют и уравнивают зрителей по всему миру.

Кадр из фильма "Королевство полной луны", 2012
Кадр из фильма "Королевство полной луны", 2012

Детство и сказка. Эти два слова, эти два понятия тесно связаны друг с другом. И тяжело определить, что было первым: желание Андерсона рассказать историю про рефлексирующего ребёнка, и потому вокруг него выстраивается непонятный, будто волшебный мир, который нужно исследовать; или же изначально режиссёр осознанно стремился создать сказку, интригующее произведение с полу-реальным чарующим миром (на подобии работ К. С. Льюиса и Л. Кэрролла), и поэтому поместил в центр сюжетов неискушенных детей, чтобы зрители вместе с ними изучали, совершали открытия, удивлялись и учились.

Так или иначе, Уэс Андерсон однозначно искренен в своих историях - он рассказывает лишь о том, о чем знает; его герои переживают то, что пережил он сам, его герои ищут то, что ищет сам автор. А что именно (если вы сами ещё не догадались), мы скажем чуть позже..

Эстетика. Хаос и порядок

Кадр из фильма "Поезд на Дарджилинг", 2007
Кадр из фильма "Поезд на Дарджилинг", 2007

Герои нескольких андерсоновских картин (например, "Поезда" или "Бутылочной ракеты") - это взрослые, но инфантильные люди (те же дети), эксцентричные, эмоциональные, неспокойные. Но Андерсон рассказывает их историю невозмутимо и объективно, создавая вокруг них упорядоченые, детально проработанные (и невероятно красивые) декорации. Про все картины режиссёра можно сказать, что в искусственно (изысканно) созданных условиях существуют реальные (местами безобразные) люди..

Уэс Андерсон в первую очередь известен своим визуальным стилем, в основе которого лежит симметрия, центрирование и красочная запоминающаяся палитра. И, конечно, нельзя не сказать про высокую степень детализации практически каждого кадра в его поздних фильмах. Некоторые сцены и кадры продуманы и проработаны настолько, что можно смело ставить на паузу кино и с минуту разглядывать задний фон и/или детали интерьера/экстерьера.

Кадр из фильма "Водная жизнь со Стивом Зиссу", 2004
Кадр из фильма "Водная жизнь со Стивом Зиссу", 2004

Андерсон не новатор и не экспериментатор, но всё же его кино-язык уникален, узнаваем - его работу можно узнать по одному лишь скриншоту. Дело в том, что он отличный повар (если можно так выразиться) - он берёт уже имеющиеся (в современном кинематографе и в культуре в целом) ингредиенты, использует лишь всё самое лучшее, за счёт простых и привычных приёмов создаёт незамысловатую форму, помещает внутрь личную историю, украшает её на свой вкус и посыпает сверху лёгким едва заметным слоем кокетства и юмора - вуаля, вкусная фирменная картина бесподобного мистера Андерсона готова.

Он большой художник. И он умеет каждую реплику, каждую деталь, каждую песню подать так, чтобы было заметно, что это сделал именно он. Но делает это без назойливого пафоса, он просто иначе не может, такая у него личность; она, как и его образованность, его вкус, струится, светит, словно солнце через щели; и кажется, что Андерсон будто подписывает своими инициалами каждый кадр в каждом фильме.

Хоть все истории и прямолинейны, всё самое интересное у Андерсона - в деталях. Весь юмор и всё самое остроумное и изобретательное находится всегда там, куда вы не смотрите (или же не обращаете сразу внимание). Специально режиссёр создает так истории, или нет, непонятно, но многое у него между строк; и всё сразу заметить невозможно - нужно пересматривать. Картины Уэса Андерсона однозначно того достойны.

А вы помните, почему герои "Ракеты" вдруг надели жёлтые комбинезоны?
А вы знаете, кто такой этот странный дедушка Кумар, который будто в роли самого себя появлялся аж в четырёх фильмах Андерсона?
А вы заметили озабоченность латынью нескольких разных персонажей и соответственно самого Уэса Андерсона?

Пересмотрите какую-нибудь картину режиссёра, но на этот раз внимательно, сосредоточенно. Вы обязательно отыщите что-нибудь новое и забавное.

Кадр из фильма "Бутылочная ракета", 1995
Кадр из фильма "Бутылочная ракета", 1995

Также хочется упомянуть про замечательный музыкальный вкус режиссёра. Он тщательно подбирает саундтрек ко всем своим картинам. И один лишь скор к "Острову собак", сочиненный французским композитором Александром Деспла (который работал с Андерсоном ещё на четырёх проектах) является прекрасным тому подтверждением. Настоятельно рекомендуем к прослушиванию.

Помимо чудесного (специально сочиненного) музыкального сопровождения, в фильмах Андерсона звучит много потрясающих (порой даже неожиданных) треков самых разных исполнителей: например, The Rolling Stones, The Kinks, The Who, Sigur Rós. И, конечно, классика: от Бетховена до Эрика Сати. Порой музыкальный ряд выполняет у Андерсона функцию не меньшую, чем визуальный: действие отталкивается от музыки, а та или иная композиция часто служит определяющей характеристикой героя.

Традиции. Друзья

Промо-фото фильма "Семейка Тененбаум", 2001
Промо-фото фильма "Семейка Тененбаум", 2001

Оуэн Уилсон! Думая о друзьях и соавторах Андерсона, сразу хочется сказать про Уилсона, и на нём закончить (такой он замечательный), но этот друг детства, с которым режиссёр познакомился ещё во время учебы в техасском университете в Остине, далеко не единственный товарищ и постоянный коллега режиссёра. Разумеется, ещё есть Люк Уилсон (брат Оуэна). Оба брата, кстати, и дебютировали у Андерсона в "Бутылочной ракете" в 1995 году. Далее их дружба и сотрудничество продолжались (и продолжаются) на протяжении всей карьеры режиссёра. Оуэн Уилсон был соавтором трёх сценариев, включая "Ракету".

Также плодотворная и многолетняя дружба у Уэса завязалась с Джейсоном Шварцманом на съемках "Академии Рашмор", где тот дебютировал как актёр в 17-летнем возрасте. В последствии Андерсон снимал его во всех своих работах, а также они вместе написали два сценария ("Поезд на Дарджилинг" и "Остров собак"). Любопытный факт: Шварцман является двоюродным братом Николаса Кейджа и племянником небезызвестного режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Что, кстати, наверняка поспособствовало ещё одному интересному знакомству.

-8

Роман Коппола - сын именитого режиссёра - был соавтором трёх сценариев Андерсона: "Поезда", "Королевства" и "Острова собак".

Небесталанный Ноа Баумбах - ещё один частый соавтор Уэса Андерсона. Вдвоем они написали четыре сценария. Два ("Водная жизнь" и "Бесподобный мистер Фокс") для картин Андерсона, один для Баумбаха ("Кальмар и кит"), и один для картины их кумира, Питера Богдановича - "Мисс Переполох" (She's Funny That Way).

И, конечно же, нельзя не упомянуть и нескольких артистов, не один раз работавших с Андерсоном и так или иначе ассоциирующихся с работами режиссёра. Это несомненно великий Билл Мюррей, это очаровательный Эдриан Броуди, это всегда разный Уиллем Дефо..

Боль. Семья

Кадр из фильма "Академия Рашмор", 1998
Кадр из фильма "Академия Рашмор", 1998

В заключении хочется взглянуть на Андерсона и его работы без профессионально-аналитической призмы, а просто - по-человечески. И взглянув так (без суда и критики) мы увидим чувствительного, рефлексирующего молодого душой человека, который просто хочет найти гармонию и примириться с прошлым, который пытается проанализировать свою жизнь, свое детство, беззаботность которого резко прервалось разводом родителей, когда Уэсу было всего восемь лет.

Как-то Андерсон описал развод родителей как "самое важное событие в моей жизни и жизни моих братьев". Ситуация с разводом и переживания вокруг этого и послужили предпосылкой к написанию истории "Семейка Тененбаум", самого сильного, самого личного фильма режиссёра.

После того, как Уэс Андерсон обрел свой голос, возможность созидать и полноценно реализоваться, он стал говорить, писать о внутрисемейных отношениях, о предательствах, изменах, о ссорах (и компромиссах), о депрессии, об одиночестве.. Его герои ищут отцов, матерей, друзей. Они - сироты, аутсайдеры, отбросы, меланхолики - живут в мире боли. Кто-то (как это часто бывает) хочет остаться в этой тьме суровых жизненных обстоятельств, кто-то же ищет выход - ищет прощения, понимания, любви! Все картины Уэса Андерсона про поиск. Да, про поиск простого человеческого тепла, про поиск любви..

Уэсли Уэльс Андерсон - взаправду волшебник. Он превращает свою собственную боль - свой опыт, свои размышления - в красоту, в великолепные высокохудожественные произведения, в тёплые, сказочные истории, что помогают людям во всём мире найти ответ, увидеть свет, обрести друзей..

-10
PS: Дайте, пожалуйста, знать, если эта статья была вам интересна. И напишите в комментарии, какую картину Уэса Андерсона вы любите больше всего и почему.
Ну, и подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого интересного и достойного в мире искусства. Плюс это помогает нам делать контент всё чаще и всё качественнее.
Спасибо, что дочитали. God bless! Go green!