Найти тему
Романтика окраин

От Казанского вокзала до Николаевки. Прогулка по Митьковской ветви.

В продолжение темы соединительных ветвей Московского железнодорожного узла, начатую мною недавно с прогулки по Алексеевской соединительной линии, сегодня мы с вами совершим виртуальную весеннюю прогулку по Митьковской соединительной ветви от станции Москва-Пассажирская-Казанская до пассажирской технической станции Николаевка, расположенной на стыке Московской и Октябрьской железных дорог.

По традиции напоминаю, что хождение по железнодорожным путям - опасно!

1. Начнём нашу прогулку от путепровода Нижней Красносельской улицы над путями станции Москва-Пассажирская-Казанская. На заднем плане - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Деревянный Храм известен с 1620 года, а придел свт. Николая – с 22 января 1697 года. Каменный Храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня. 25 августа 1751 года храм был освящён.

Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почётными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был возобновлён и благолепно украшен. Крестообразный верх Храм получил в 1816 г. В 1838 г. выстроено новое многоглавое завершение. Последнее обновление храма происходило в 1902—1904-х гг.
В 1934 году храм был закрыт и частично разрушен. Была разобрана ограда, выступающая на тротуар алтарная апсида, барабаны куполов и колокольня. В перестроенном здании храма долгое время размещались различные организации. В 1996 году в полуразрушенном состоянии Покровский храм был передан Русской Православной Церкви. В 1997 году одновременно с началом восстановительных работ в храме начались богослужения.
Летом 2002 года был завершён важный этап восстановительных работ — водружена центральная главка с крестом. В 2009 году были покрашены фасады храма, что явилось завершающим этапом наружных реставрационных работ.
1. Начнём нашу прогулку от путепровода Нижней Красносельской улицы над путями станции Москва-Пассажирская-Казанская. На заднем плане - Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. Деревянный Храм известен с 1620 года, а придел свт. Николая – с 22 января 1697 года. Каменный Храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня. 25 августа 1751 года храм был освящён. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почётными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был возобновлён и благолепно украшен. Крестообразный верх Храм получил в 1816 г. В 1838 г. выстроено новое многоглавое завершение. Последнее обновление храма происходило в 1902—1904-х гг. В 1934 году храм был закрыт и частично разрушен. Была разобрана ограда, выступающая на тротуар алтарная апсида, барабаны куполов и колокольня. В перестроенном здании храма долгое время размещались различные организации. В 1996 году в полуразрушенном состоянии Покровский храм был передан Русской Православной Церкви. В 1997 году одновременно с началом восстановительных работ в храме начались богослужения. Летом 2002 года был завершён важный этап восстановительных работ — водружена центральная главка с крестом. В 2009 году были покрашены фасады храма, что явилось завершающим этапом наружных реставрационных работ.
2. Поезда отдыхают перед подачей на Казанский вокзал. Вид в сторону вокзала.
2. Поезда отдыхают перед подачей на Казанский вокзал. Вид в сторону вокзала.
3. А мы идём в сторону Митьковской ветви. Над путями - Русаковская эстакада ТТК.
3. А мы идём в сторону Митьковской ветви. Над путями - Русаковская эстакада ТТК.
4. Небольшая справка: 

Митьковская соединительная ветвь — соединительная железнодорожная ветвь Московской железной дороги в Москве между линиями Казанского/Рязанского направления с одной стороны и Ярославского и Ленинградского (ОЖД) направлений с другой. На разных участках линии от одного до 4 путей, электрифицирован один путь.
Линия входит в Московско-Курский регион Московской железной дороги.
На данной линии располагаются 2 станции: Москва II-Митьково и Николаевка. Обе станции входят в Московско-Горьковский ДЦС-8 Московской дирекции управления движением.
4. Небольшая справка: Митьковская соединительная ветвь — соединительная железнодорожная ветвь Московской железной дороги в Москве между линиями Казанского/Рязанского направления с одной стороны и Ярославского и Ленинградского (ОЖД) направлений с другой. На разных участках линии от одного до 4 путей, электрифицирован один путь. Линия входит в Московско-Курский регион Московской железной дороги. На данной линии располагаются 2 станции: Москва II-Митьково и Николаевка. Обе станции входят в Московско-Горьковский ДЦС-8 Московской дирекции управления движением.
5. Митьковская ветвь соединяет: 
1) Станцию Москва-Пассажирская-Казанская: 4-путный перегон к Москве II-Митьково на юго-востоке. Два пути в сторону тупиков вокзала (I и II соединительные); 
1а) два пути в сторону Перово (VI и VII главные, VII электрифицирован), примыкающие к III главному пути.

2) Парк Москва III (район-4) станции Москва-Пассажирская-Ярославская: однопутный перегон к Москве II-Митьково на северо-западе, электрифицирован. Примыкает к Ярославскому направлению в сторону области.

3) Станцию Москва-Товарная Октябрьской железной дороги на западе: нулевой однопутный перегон к Николаевке, электрифицирован. Примыкает к Главному ходу ОЖД в сторону области. На этом нулевом перегоне граница Московской и Октябрьской железных дорог.
5. Митьковская ветвь соединяет: 1) Станцию Москва-Пассажирская-Казанская: 4-путный перегон к Москве II-Митьково на юго-востоке. Два пути в сторону тупиков вокзала (I и II соединительные); 1а) два пути в сторону Перово (VI и VII главные, VII электрифицирован), примыкающие к III главному пути. 2) Парк Москва III (район-4) станции Москва-Пассажирская-Ярославская: однопутный перегон к Москве II-Митьково на северо-западе, электрифицирован. Примыкает к Ярославскому направлению в сторону области. 3) Станцию Москва-Товарная Октябрьской железной дороги на западе: нулевой однопутный перегон к Николаевке, электрифицирован. Примыкает к Главному ходу ОЖД в сторону области. На этом нулевом перегоне граница Московской и Октябрьской железных дорог.
6. Митьковская ветвь была открыта в 1908 году, в 2006 году проведена электрификация одного пути ветви постоянном токе 3кВ для пропуска транзитных поездов дальнего следования, следующих с Казанско-Рязанского направления на Ленинградское направление или Ярославское направление МЖД и обратно. Транзит этих поездов был перенесён с Большого кольца МЖД для его разгрузки.
6. Митьковская ветвь была открыта в 1908 году, в 2006 году проведена электрификация одного пути ветви постоянном токе 3кВ для пропуска транзитных поездов дальнего следования, следующих с Казанско-Рязанского направления на Ленинградское направление или Ярославское направление МЖД и обратно. Транзит этих поездов был перенесён с Большого кольца МЖД для его разгрузки.
7. Неэлектрифицированные пути Митьковской ветви от станцииМосква-Пассажирская-Казанская уходят влево.
7. Неэлектрифицированные пути Митьковской ветви от станцииМосква-Пассажирская-Казанская уходят влево.
8.
8.
9. Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская.
9. Грузовая станция Москва-Товарная-Рязанская.
10. Поворачиваем в сторону Митьково.
10. Поворачиваем в сторону Митьково.
11. Взгляд назад.
11. Взгляд назад.
12. Справа высится ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках». Это одно из старейших зерноперерабатывающих предприятий России, основан в 1881 г.
12. Справа высится ОАО «Мельничный комбинат в Сокольниках». Это одно из старейших зерноперерабатывающих предприятий России, основан в 1881 г.
13. И, конечно же, жилой комплекс «Дом в Сокольниках».
13. И, конечно же, жилой комплекс «Дом в Сокольниках».
14.
14.
15. Подходим к основному, электрифицированному ходу ветви.
15. Подходим к основному, электрифицированному ходу ветви.
16. Вид в направлении станции Перово. Там ветвь соединяется с Казанским направлением в сторону области.
16. Вид в направлении станции Перово. Там ветвь соединяется с Казанским направлением в сторону области.
17. Влево - станция Перово и ближайшая платформа Электрозаводская, вправо - вокзал, откуда пришли.
17. Влево - станция Перово и ближайшая платформа Электрозаводская, вправо - вокзал, откуда пришли.
18. И в сторону станции Москва II-Митьково.
18. И в сторону станции Москва II-Митьково.
20. Ещё разок взгляд назад.
20. Ещё разок взгляд назад.
 21. Чмуха тащит состав на вокзал с обслуживания и отстоя на станции Николаевка.
21. Чмуха тащит состав на вокзал с обслуживания и отстоя на станции Николаевка.
22. Восточная горловина станции Москва II-Митьково.
22. Восточная горловина станции Москва II-Митьково.
23. Москва II-Митьково — узловая железнодорожная станция на Митьковской соединительной ветви Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму и сложности выполняемых грузовых операций отнесена ко 2 классу.

Станция открыта по параграфу, позволяющему выполнять контейнерные перевозки. Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Панковской дистанции электроснабжения ЭЧ-3; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6.
23. Москва II-Митьково — узловая железнодорожная станция на Митьковской соединительной ветви Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму и сложности выполняемых грузовых операций отнесена ко 2 классу. Станция открыта по параграфу, позволяющему выполнять контейнерные перевозки. Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Панковской дистанции электроснабжения ЭЧ-3; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6.
24. Станция была открыта на Митьковской соединительной ветви в 1908 году. Названа по фамилии крупного землевладельца Митькова, владевшего этим участком.
24. Станция была открыта на Митьковской соединительной ветви в 1908 году. Названа по фамилии крупного землевладельца Митькова, владевшего этим участком.
25. Одинокая Чмуха.
25. Одинокая Чмуха.
26. Взгляд назад.
26. Взгляд назад.
27. Станционные пути. Отстаиваются грузовые и пассажирские составы.
27. Станционные пути. Отстаиваются грузовые и пассажирские составы.
28.
28.
29.
29.
30. Идём дальше в сторону Николаевки. Чмуха поехала за очередным составом.
30. Идём дальше в сторону Николаевки. Чмуха поехала за очередным составом.
31.
31.
32. Тепловоз ТЭМ-ТМХ тащит очередной пассажирский состав.
32. Тепловоз ТЭМ-ТМХ тащит очередной пассажирский состав.
33.
33.
34. Влево ответвляется подъездной путь на ОАО «Кондитерский концерн „Бабаевский”»
34. Влево ответвляется подъездной путь на ОАО «Кондитерский концерн „Бабаевский”»
35. Большинство зданий имеют историческую и архитектурную ценность. Впервые будущий кондитерский гигант заявил о себе в 1804 г. С 1880-х годов фабрика стала известна в России и мире (она лауреат нескольких международных выставок) как «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей». В конце XIX века фабрика получила статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». 

После революции стала «Кондитерской фабрикой им. П. А. Бабаева», увековечив имя бывшего ее рабочего, ставшего председателем Сокольнического райисполкома (ныне — Кондитерский концерн «Бабаевский»). Замечательный образец московской купеческой архитектуры прошлого столетия. Практически со всех сторон обстроена цеховыми постройками советского периода. С 2003 года на территории концерна находится Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», частично переведённая сюда с Берсеневской набережной.

Прямо под этим местом проходит одноимённый Митьковский автомобильный тоннель (1984 г.), соединяющий Рижскую эстакаду и улицу Гаврикова. Это первый нынешнего Третьего транспортного кольца, который был построен.
35. Большинство зданий имеют историческую и архитектурную ценность. Впервые будущий кондитерский гигант заявил о себе в 1804 г. С 1880-х годов фабрика стала известна в России и мире (она лауреат нескольких международных выставок) как «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей». В конце XIX века фабрика получила статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». После революции стала «Кондитерской фабрикой им. П. А. Бабаева», увековечив имя бывшего ее рабочего, ставшего председателем Сокольнического райисполкома (ныне — Кондитерский концерн «Бабаевский»). Замечательный образец московской купеческой архитектуры прошлого столетия. Практически со всех сторон обстроена цеховыми постройками советского периода. С 2003 года на территории концерна находится Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», частично переведённая сюда с Берсеневской набережной. Прямо под этим местом проходит одноимённый Митьковский автомобильный тоннель (1984 г.), соединяющий Рижскую эстакаду и улицу Гаврикова. Это первый нынешнего Третьего транспортного кольца, который был построен.
36. Подъездной путь, судя по всему, используется изредка или не используется вообще.
36. Подъездной путь, судя по всему, используется изредка или не используется вообще.
37. Взгляд назад. В тот день был какой-то жесточайший ветер и всюду кружило и носило по воздуху полиэтиленовые пакеты. Было такое чувство, что где-то поблизости взорвалась гигантская помойка и всё разнесло по округе.
37. Взгляд назад. В тот день был какой-то жесточайший ветер и всюду кружило и носило по воздуху полиэтиленовые пакеты. Было такое чувство, что где-то поблизости взорвалась гигантская помойка и всё разнесло по округе.
38. Дальше ветвь расходится в стороны. Влево - станция Николаевка, Октябрьская ж/д и Рижское направление МЖД, вправо - Ярославское направление МЖД.
38. Дальше ветвь расходится в стороны. Влево - станция Николаевка, Октябрьская ж/д и Рижское направление МЖД, вправо - Ярославское направление МЖД.
39.
39.
40.
40.
41. Впереди виднеется путепровод над путями Ярославского направления.
41. Впереди виднеется путепровод над путями Ярославского направления.
42. Вид в сторону Ярославского направления, а также подъездной путь к ЗАО «Желдоральянс».
42. Вид в сторону Ярославского направления, а также подъездной путь к ЗАО «Желдоральянс».
43.
43.
44. Взгляд назад.
44. Взгляд назад.
45. Подходим к путепроводу.
45. Подходим к путепроводу.
46.
46.
47. Вид с путепровода на Ярославское направление. Впереди депо Москва-2 и станция Москва-3. Два крайних левых пути относятся к Ленинградскому направлению Октябрьской ж/д. По ним ходят электропоезда от вокзала к платформе Рижская и далее к Останкино.
47. Вид с путепровода на Ярославское направление. Впереди депо Москва-2 и станция Москва-3. Два крайних левых пути относятся к Ленинградскому направлению Октябрьской ж/д. По ним ходят электропоезда от вокзала к платформе Рижская и далее к Останкино.
48. По Митьковской ветви потащили к вокзалу поезд Москва-Сухум.
48. По Митьковской ветви потащили к вокзалу поезд Москва-Сухум.
49. А вот и Николаевка, а точнее её южный парк отстоя и экипировки.
49. А вот и Николаевка, а точнее её южный парк отстоя и экипировки.
50. Николаевка — железнодорожная станция на Митьковской соединительной ветви Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является пассажирской технической, по объёму работы — внеклассной.

Является передаточной между Московской железной дорогой и Октябрьской железной дорогой: имеется электрифицированный стрелочный съезд на станцию Москва-Товарная главного хода ОЖД (в сторону Санкт-Петербурга), находится около Крестовского путепровода.

Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Люберецкой дистанции электроснабжения ЭЧ-16; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6. Выполняет операции по подготовке составов к рейсам: технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов, формирования/расформирования пассажирских составов из приписных вагонов, подаче/уборке пассажирских составов на Казанский вокзал, отстою пассажирских составов в ожидании отправления.
50. Николаевка — железнодорожная станция на Митьковской соединительной ветви Московской железной дороги в Москве. Входит в Московско-Горьковский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-8 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является пассажирской технической, по объёму работы — внеклассной. Является передаточной между Московской железной дорогой и Октябрьской железной дорогой: имеется электрифицированный стрелочный съезд на станцию Москва-Товарная главного хода ОЖД (в сторону Санкт-Петербурга), находится около Крестовского путепровода. Расположена на участках обслуживания Московско-Рязанской дистанции пути ПЧ-5; Люберецкой дистанции электроснабжения ЭЧ-16; Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки ШЧ-6. Выполняет операции по подготовке составов к рейсам: технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов, формирования/расформирования пассажирских составов из приписных вагонов, подаче/уборке пассажирских составов на Казанский вокзал, отстою пассажирских составов в ожидании отправления.
51. Станция Николаевка (название дано по стыку с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дорогой) открыта после сооружения соединительной линии от станции Москва-Товарная-Рязанская, введённого в 1862 году в постоянную эксплуатацию участка Москва — Коломна Общества Московско-Рязанской железной дороги, к Петербурго — Московской железной дороге в 1863 году, позднее названной Митьковской соединительной линией. Являлась узловой на этом участке Рязанского направления по пути для доставки грузов на Санкт-Петербург.
51. Станция Николаевка (название дано по стыку с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дорогой) открыта после сооружения соединительной линии от станции Москва-Товарная-Рязанская, введённого в 1862 году в постоянную эксплуатацию участка Москва — Коломна Общества Московско-Рязанской железной дороги, к Петербурго — Московской железной дороге в 1863 году, позднее названной Митьковской соединительной линией. Являлась узловой на этом участке Рязанского направления по пути для доставки грузов на Санкт-Петербург.
52. Станция Николаевка относится к участковой станции продольного типа с параллельным расположением приемо-отправочных и сортировочных путей.
Путевое развитие станции — 48 путей, разделённых на два парка: приёмо-отправочный и сортировочный. Из них электрифицирован I главный путь. Все пути оборудованы системой АЛСН.

По станции имеют техническую остановку поезда дальнего следования на/из Санкт-Петербурга следующие по Митьковской соединительной ветви на Рязань и Вековку.
52. Станция Николаевка относится к участковой станции продольного типа с параллельным расположением приемо-отправочных и сортировочных путей. Путевое развитие станции — 48 путей, разделённых на два парка: приёмо-отправочный и сортировочный. Из них электрифицирован I главный путь. Все пути оборудованы системой АЛСН. По станции имеют техническую остановку поезда дальнего следования на/из Санкт-Петербурга следующие по Митьковской соединительной ветви на Рязань и Вековку.
53. На станции расположено пассажирское вагоноремонтное депо ЛВЧД-4 — Николаевка. В эксплуатационном депо Николаевка числится около 1460 проводников, а действующих всего 1170 при потребности на объём выполняемой работы 2512.
53. На станции расположено пассажирское вагоноремонтное депо ЛВЧД-4 — Николаевка. В эксплуатационном депо Николаевка числится около 1460 проводников, а действующих всего 1170 при потребности на объём выполняемой работы 2512.
54. Подходим к Крестовскому путепроводу. На заднем плане водонапорная башня, построеная в конце XIX – начале XX в. при станции.
54. Подходим к Крестовскому путепроводу. На заднем плане водонапорная башня, построеная в конце XIX – начале XX в. при станции.
55.
55.
56. Взгляд назад.
56. Взгляд назад.
57. Вправо за путепроводом продолжается станция Николаевка, а влево главных ход Октябрьской ж/д в сторону Петербурга и слева пути Рижского направления МЖД.
57. Вправо за путепроводом продолжается станция Николаевка, а влево главных ход Октябрьской ж/д в сторону Петербурга и слева пути Рижского направления МЖД.
58. Сапсан полетел в Питер.
58. Сапсан полетел в Питер.
59. В сторону Петербурга и Риги (крайние левые пути).
59. В сторону Петербурга и Риги (крайние левые пути).
60. И в сторону Ленинградского вокзала.
60. И в сторону Ленинградского вокзала.

И на этом закончим. Продолжение прогулки от Николаевки до платформы Дмитровская Рижского направления вы можете посмотреть здесь, ну, а на сегодня всё. Спасибо за внимание! Будьте здоровы и веселы, несмотря ни на что!

Для тех, кто не очень разбирается в хитросплетениях Московского железнодорожного узла, по многочисленным просьбам также привожу ссылку на карту прогулки.

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!