Заезжая в отдаленные районы городов, все как один идентичные радиоактивным улицам Припяти, где единственными украшениями на фоне хилых болезненных зарослей кустарника и травы являются дорогие катафалки фирм «Нисан», «Мерседес», «Лексус» etc, мы можем с точностью до сотых долей процента сказать, что там найдутся техногенные остатки пребывания алчного человечества.
Я говорю про погрязшие в тунеядстве остовы заводов, покрытые экскрементами времени: ржавчиной и мхом, про старые склады, смотрящие в улицы голодными бетонными оскалами, военные базы «в отставке» и многие другие «подарки» минувшей эпохи.
Согласно тезису Декарта – ничего не появляется из ничего и это «ничего» не может исчезнуть бесследно. Ветер, дождь, снег, - прочие погодные условия, как и пробивающаяся сквозь камни растительность не могут поглотить и совершенно растворить в своей гармоничной сущности екс-титанов промышленности.
Должен прийти человек, который «породил» и который «убьет». Это правило многоуважаемого полтавчанина Николая Васильевича в какой-то момент соединилось в ментальных просторах коллективного бессознательного с девизом маленького героя не менее уважаемого француза: «проснулся, привел себя в порядок, приведи в порядок и свою планету».
На Западной Украине 10 лет назад появляется группа художников, что последовательно преображает заброшенные объекты индустрии и нежилые дома в арт-объекты. И то, на что раньше было невозможно смотреть без сожаления и стыда, что вызывало пост-апокалипсические эмоции и мысли чьих-то потерянных судьбах, стало не только эстетичным, но и начало внушать некий художественный оптимизм, что современное искусство развивается, а уличное искусство – это не только шрифтовые решения вандалов и теговая лестница в создании «фейма», но наконец-то нечто осмысленно-новое.
Манера-стиль-жанр исполнения этих шести «мытцив» - (укр. – «художники») что-то близкое к суперграфике и пост-граффити. Работы выполнены, как баллонами, так и кистями и акриловыми красками, иногда используются и пигментные краски, созданные на основе минералов. Помимо техники, граффити–прошлое аукается и в ник-неймах, под которыми молодые люди рисуют: Azo, Hir, 7906, Viska, MH, - все кроме одного - Стаса Турины, который не был частью украинского граффити-комьюнити. Впоследствии коллектив Black Circle Club/Клуба Черного Круга расширяется и включает еще постоянного фотографа-документатора 3M, он же Михаил Мельниченко и еще одного закарпатского райтера с ником Fol.
Основная идея такого рода искусства состоит в преобразовании пространства, создания на пост-индустриальных объектах рисунков и инсталляций экологической тематики, полный пантеизм и эстетическое перевоплощение утилизированных временем зданий. Идея получает маркировку Black Circle Club и основным ивентом этого объединения становится так называемый фестиваль - Black Circle Festival. Локации весьма впечатляют – в 2011 году холстом стала советская военная база на самой высокой точке Карпат – полонине Руне, около 1500 км над уровнем моря.
В следующем 2012 году ребята устроили пленер в модном прикарпатском туристическом городке Яремче. Блогер Винеж пишет в своем ЖЖ:
Аллея в прошлом явно была очень популярна но последние лет 20 ей пользовались мало. Отправившись по ней, словно Алиса за белым кроликом, уже метров через сто наткнулся на стоящие в зарослях высоких деревьев полуразрушенные старинные дома. Черепичные крыши, деревянные балконы, альтанки, следы от пожара.
Заглянув вовнутрь одного из домов увидел удивительной красоты и фантазии рисунки на стенах. Графити были явно профессиональные и очень свежие. Исследовав все строения оказалось, что работ зело много и все они далеко не рядовая мазня. Так же впечатлило то, что работали художники с риском для здоровья и жизни. Нанести рисунок на стене комнаты второго этажа при отсутствии пола в этой комнате весьма непросто...
Пожалуй это была вторая самая захватывающая дух выставка графити на которой мне приходилась бывать. Первая - в Припяти.
Уже в 2015-ом участники захватили корпусы пионерского лагеря «Тиса» в Закарпатской области. Когда-то наполненные звоном детских голосов комнаты стали идеальной локацией для съемок жутких хорроров. И для импровизированного фестиваля Black Circle
В 2016 году по традиции проходил в новом месте , в этот раз с очень интересной историей - недостроенной ГЕС на речке Стрый в Карпатах. Инженеры компартии СССР разработали монструозный проект - создание гигантского водохранилища в горах. В 1979 году приступили к реализации идеи под названием "Карпатское Море". Сначала мощный оползень разрушил часть сооружений и существенно увеличил стоимость строительства. Впоследствии, неудачный строительный подрыв привел к трещинам по всей горе. Все строительство пришлось прекратить. А потом развалился СССР и было уже не до великих разработок по покорению природных стихий. Проект "Карпатское Море" остался только в истории. И теперь в истории искусств, благодаря работам художникам из Black Circle Club.
ФРазвитие такого самодельного независимого движения - это необычная форма уличного искусства, вписанного не в публичные места шумных мегаполисов, где нужно хайповать и кричать, обращая на себя внимание уже слепых от рекламных плакатов прохожих. И это совсем другой путь развития уличного художника, ни в пример его галерейному собрату.
Black Circle Club как будто реализовывает тезисы «Манифеста футуристов»:
Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего. Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов… Пусть улицы будут праздником искусства для всех...
На смену уже задыхающемуся от собственных миазмов «Черному квадрату» приходит «Черный круг».
Пост написан по мотивам моей статьи "Черный круг", опубликованной в 2011 году в самом известном журнале Art Ukraine