Гробовая тишина всегда стоит в классе во время просмотра этого фильма в нашей американской частной школе.
Для тех, кто ещё не видел этот фильм о Свято-Вознесенском мужском монастыре на границе с Румынией, вот ссылка на него:
Какая связь фильма с историей?
Древняя история в нашей школе начинается с первобытных людей и заканчивается эпохой Возрождения в XVI веке. Где-то посерёдке проходим тот период в истории Западной Европы, когда Рим уже утратил своё величие, а на его месте ещё не появились новые сильные государства.
Единственной более-менее значимой политической силой в VI-VII веках в тех краях являлась католическая церковь. Конечно же, она не обладала никакой армией, чтобы проводить свою политику на континенте, поэтому и приходилось идти другим путём - миссионерским.
Несгибаемые христиане шли в языческие земли, чтобы создавать на них свои монастыри и практиковать то, что внешне очень сильно походило на современные израильские кибуцы и в недалёком прошлом советские колхозы.
Язычники, связанные друг с другом племенными, то есть кровными, связями с огромным трудом понимали сборища, ничем не связанных друг с другом людей (кроме веры в единого Бога) и трудящихся на благо друг друга. Безвозмездно. Где тут подвох? Подвоха ищут и мои ученики. И вот тут я им показываю фильм про современный монастырь, оставляя свои личные комментарии за кадром.
Добро. Просто так.
Одно дело - социальные службы опеки, которые (за зарплату) заботятся о тех, кто остался за бортом обыкновенной жизни, то есть о тех, от кого отказались "нормальные" люди, не успевшие избавиться от них в зародышевом состоянии и поэтому бросившие их на произвол судьбы после родов. И совсем другое дело - монастыри, которые делают то же самое, но совершенно бесплатно.
Какие-то отклонения в умственном развитии или физическом, и всё, приговор ясен. Все родители хотят здоровых детей. От детей с дефектами лучше всего избавиться как можно раньше. Чистота генофонда превыше всего. О ней заботились и спартанцы, и фашисты, знающие толк в евгенике.
Американские же ученики смотрят, как отец Михаил, например, общается с Глебом, который не может, ни говорить, ни видеть, ни слышать, и проникаются до глубины души в порывы простого человека помочь тому, на ком все давно уже крест поставили. (Вообще, о моих американских учениках можно подробнее почитать здесь или о том, что движет многими простыми американцами здесь.)
Как они вообще появились на свет?
Интересно и то, что за все годы работы с американскими учениками я ни разу ещё не слышал от них вопроса, почему таким деформированным детям дали появиться на свет. Может, это влияние самого фильма, во время просмотра которого такой дикий вопрос никому из ребят не приходит в голову.
Может быть, не появляется такой вопрос у американских подростков ещё и потому, что они с детства не отгорожены от людей с ограниченными способностями. Везде для них созданы специальные условия. Дети с синдромом Дауна, например, играют с ними в одних и тех же парках. Никаких косых взглядов.
Мысль о том, что дети с отклонениями даны родителям в наказание за какие-то грехи, вызовет сбой в системе большинства светски настроенных американских детей. Если появился на свет такой парень, как тот Глеб в фильме из Черновицкой области Украины, то американцы создадут и для него человеческие условия. Стране, воевавшей одно время с Гитлером, как-то не с руки поступать иначе.
Влияние среды
Вот один наглядный пример. Останавливается автобус перед несколькими пассажирами на остановке, среди которых один в инвалидной коляске. В автобусе ещё человек десять. Водитель начинает свой ритуал, который длится минут десять, по опусканию всего автобуса со специальной платформой до бордюра, ввозу коляски аккуратненько в автобус, привязыванию её в специальном для этого месте в автобусе и проверке надёжности ремня. За это время никому не приходит в голову прикрикнуть ни шофёру, ни инвалиду:
Эй, а побыстрее там нельзя!
Все терпеливо ждут. Ноль внимания на весь этот процесс. Даже косого взгляда ни на чьём лице не найти. И только после инвалида в автобус заходят все остальные. Туземцы.
В общем, в абсолютной тишине смотрят мои ученики фильм "Форпост", но восхищаются православными монахами, не считая при этом их действия из ряда вон выходящими или противоречащими здравому смыслу, потому что их американское государство само выступает похожим форпостом для людей с ограниченными способностями и возможностями и не считает это каким-то геройством.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал и жмите палец вверх, если понравилась. До новых встреч!
Про одного американского водителя автобуса на моём жизненном пути читайте здесь.