Ее портреты писали известные авторы: Валентин Серов, Леон Бакст, Наталья Гончарова, Д. С. Сарджент, Константин Сомов, а поэтесса Анна Ахматова посвящала великой балерине свои стихотворения.
Прекрасная Жар-птица отечественного балета родилась в северной столице в конце девятнадцатого века. Внушительное число титулов имела при жизни. Вице-президент английской Королевской Академии танца (почетный), прима Мариинки, звезда «Русских сезонов» С. Дяглева в Париже, кстати, она окончила Инст-т благородных девиц.
Тамара Карсавина росла в интеллигентной среде: папа-танцовщик Мариинки, работал в Театральном и был любимым наставником номер один для дочери. Мама, Анна Иосифовна, также выпускница Инст-та благородных девиц, занималась воспитанием девочки с ранних лет: Тамара в раннем детстве научилась читать и просто обожала книги. Именно мама наставила дочь на путь балета, видела ее примой, а отец как раз возражал. Хотя сам в итоге стал первым учителем Тамары, строгим и требовательным. В девять лет девочку отдали в балет (Императорское училище).
Ее преподавателем был Павел Андреевич Гердт (ведущий танцовщик Мариинки и балетмейстер), который воспитал, в том числе, прекрасную Анну Павлову. Надо сказать, что последняя не любила Тамару, потому что девочка была более артистичной и ей давали ведущие роли в ученических постановках. Понятно. что они стали соперницами, талантливыми и совершенно не уступавшими друг другу в мастерстве и грациозности.
Невероятная слава пришла к девушке вместе с сезонами русского балета во Франции, которые стартовали в 1909-м в Париже. Роли прекрасной Карсавиной были самые разные: очаровательная Коломбина, прекрасная жар-птица, обольстительница Армида, разговорчивая нимфа Эхо и др .
Карсавина была не только красавица, но и интеллектуалка, чем заметно отличалась от других танцовщиц. За ней ухаживали Сергей Боткин, классик русский медицины, барон К. Маннергейм, финский военный и государственный деятель, Михаил Фокин, именитый балетмейстер-новатор и не только. Но замуж девушка пошла за скромного В. Мухина, добряка дворянского происхождения, страстно влюбленного в балет. Однако ребенка Тамара родила от второго мужа, английского дипломата Генри Брюса, который отбил ее у законного мужа и с которым Тамара Платоновна была счастлива в браке свыше тридцати лет...
Покинула этот мир великая женщина на 94 году жизни, похоронена Хэмпстедском кладбище в Англии.
Карсавина похожа на танцующее пламя, в свете и тенях которого обитает томная нега... ее танцы – это нежнейшие тона и рисунок воздушной пастели.
(из рецензии парижского критика)
Какой видели Тамару Карсавину известные художники эпохи?
Американский художник Джон Сингер Сарджент, который большую часть жизни находился в Лондоне, завоевал мировую славу в качестве портретиста. Тамару Платоновну он изобразил в роли царицы Тамары, чернобровой, страстной, харизматичной и красивой женщины. Этот портрет художнику заказала влиятельная британская леди Рипон, которая очень помогала Русскому балету во время лондонских гастролей.
В 1909 году ее портрет написал Валентин Серов. Работа, созданная графитным карандашом на бумаге, находится в фондах Третьяковской галереи. Стоит полубоком, тонкая талия, ровная спина, собранные волосы - создается ощущение воздушности и невесомости, которое немного утяжеляет задумчивое, возможно, усталое выражение лица и взгляд в пол.
На полотне русского художника-портретиста Савелия Абрамовича Сорина балерина утонченная, легкая, как перышко, в красивой балетной пачке, так и приковывает восхищенные взгляды зрителя.
В музее Эшмола в Оксфорде хранится работа Константина Андреевича Сомова. Называется произведение так: «Эскиз костюма маркизы для Т.П. Карсавиной (для танца на музыку Моцарта)». На бумаге карандашом, акварелью и гуашью он изобразил яркую, игривую, кокетливую особу.
Эскизы для ее костюмов писали и Наталья Гончарова, и Леон Бакст. У первой Карсавина невероятно нежная красавица, сказочная царица. У Бакста на эскизе костюма Жар-птицы она словно древнее индийское божество, сочная, яркая, в немыслимом изящном наряде.
В возрасте тридцати трех лет она навсегда уехала из родной страны, но постоянно тосковала по ней и любила...
Такая тоска по родине… Пришли мне в письме листьев рябины с Островов… Хочу подышать родным, далеким, хмурым Петербургом.
(из письма великой балерины)