Добрый день, друзья. Сегодня статья по заявкам читателей. Я честно хотела написать про кризис середины текста, но меня внезапно посетила идея классификации видов фэнтези. А раз идея посетила, то её надо воплощать, пока она не затерялась в лабиринте мозговых извилин.
Итак, как вы, думаю, знаете, фэнтези – это подвид фантастики, в котором в качестве фантдопущения присутствует магия, колдовство и волшебные существа.
Главная проблема классификации фэнтези – это огромное разнообразие её видов, направлений и поджанров, которые к тому же перемешиваются между собой, порождая самые невероятные миксы. Но я попробую.
Направления или стили
Итак, сначала можно выделить пять направлений или стилей, которые отличаются характером событий и отношениями героя и мира. Я буду приводить примеры, но хочу предупредить, что не ставлю цели перечислить ВСЕХ представителей направлений и жанров, поэтому не надо меня обвинять в том, что я кого-то забыла.
Эпическое или Высокое фэнтези отличается масштабностью событий, которые охватывают весь описываемый мир. Множество сюжетных линий и героев, часто превращает эпическое фэнтези в сериалы. Проблемы, которые решают герои, тоже носят глобальный характер: как минимум – возвращение трона законному правителю, как максимум – спасение Вселенной от мирового зла. Примеры: «Властелин колец» Р. Толкина, «Колесо времён» Р. Джордана, «Круг земель» А. Зорич, «Хроники Сиалы» А. Пехова.
Героическое фэнтези или фэнтези меча и магии. В центре повествования путь героя, который, как правило, одиночка, в крайнем случае с другом. Цели герой преследует сугубо личные (месть, помощь близкому человеку, захват короны), поэтому мир спасает редко. Злодей тоже является личным врагом героя, и если его уничтожение привело к спасению мира, то это так получилось.
Примеры: Р.Говард «Конан-варвар», М. Семенова «Волкодав».
Любовно-романтическое фэнтези. В центре - развитие отношений главных героев, на этом и строится сюжет. Часто ЛРФ является просто любовным романом в фэнтези антураже. Это не значит, что в других направлениях не бывает любовной линии. Бывает, конечно, но она не сюжетообразующая. Примеров много – это романы Елены Звёздной, Ольги Пашниной, Анны Одуваловой и т. д.
Технофэнтези. Здесь магия - часть техники, она присутствует в механизированном, урбанизированном мире. Часто это магопанк, то есть стимпанк с элементами магии и волшебства, бывает даже сюжет развивается в высокоразвитом технически мире, например, космической станции, как в книге А. Пряжникова «Бальтазар. Специалист по магической безопасности». Еще пример: Ник Перумов цикл «Техномагия».
Юмористическое фэнтези. Это очень лёгкое, развлекательное фэнтези, где, как правило, нет каких-то глобальных проблем и личных трагедий. Если герои и спасают мир, то делают это весело и с огоньком. Главное достоинство этого направления – хороший юмор, что само по себе ценно и редко. Примеры: Терри Пратчетт, цикл «Плоский мир», книги А. Белянина, особенно первые, книги О. Громыко.
Теперь переходим у поджанрам, а кому не нравится слово, то к видам. Они могут быть написаны в любом из перечисленных выше стилей. Различие их между собой в особенностях героев, мира и построении сюжета.
Виды или поджанры
Классическое фэнтези. Есть стандартный набор фэнтезийных рас: эльфы, гномы, гоблины, орки, драконы. Благородные герои, используя силу, магию и хитрость сражаются со злом и побеждают.
Тёмное фэнтези. Герои сражаются не со злом, а друг с другом – чуть более благородные с менее благородными. Борьба идёт за власть, ради мести, просто так («я дерусь, потому что дерусь»), например, между кланами. Мир мрачный, недобрый и много самых разных отвратительных и злобных тварей.
Историческое фэнтези. Действия происходят в альтернативном прошлом, где существует и играет важную роль магия. Отличаются произведения разной степенью приближённости к историческим реалиям, в зависимости от знаний автором истории. Пример: книги М. Стюарт цикл о короле Артуре и Мерлине, книги В. Свержина о Вальдаре Камдиле и Лисе.
Попаданческое фэнтези. Истории о приключениях наших соотечественников в других мирах, где есть магия и колдовство. Примеры: А. Белянин «Меч без имени» с продолжениями, А. Бушков «Сварог». В эту же категорию можно поместить и произведения, герои которых попадают в прошлое, хоть там, в прошлом и не всегда присутствует магия.
Сказочно-мифологическое фэнтези. Оно основано на довольно распространённых сказочных и мифологических сюжетах. Например, мир Толкина разработан на основе кельтской мифологии. В нашей литературе можно привести пример книг М. Семеновой (славянское фэнтези) и Г. Л. Олди «Мессия очищает диск» (китайская мифология), «Гроза в изначалье» (Индийская). Сказочные сюжеты тоже популярны: О. Громыко «О бедном Кощее замолвите слово», Т. Коростышевская «Внучка бабы Яги».
Городское фэнтези. Интересный поджанр, где фэнтезийные персонажи и магия вписаны в реалии современного мира. Они существуют тайно или в рамках каких-то официальных структур. Примеры: Кевин Хирн «Хроники железного друида», С. Лукьяненко «Дозоры», О. Громыко «Плюс на минус».
Фэнтези-детектив – тот же самый детектив, только в мире магии. Магическими способностями обладают и преступники, и сыщики, что делает интригу закрученнее, а конец непредсказуемее. Пример: Д. Батчер «Архивы Дрездена», А. Белянин «Тайный сыск царя Гороха».
ЛитРПГ – приключения героев в мире виртуальных игр.
Бояръ-аниме – специфический и не всеми признанный поджанр, о котором подробно можно прочитать в другой статье.
Вот это самые основные на сегодняшний день направления и поджанры фэнтези. Как я уже сказала, сейчас модно писать на стыке жанров, создавая иногда довольно «съедобный винегрет». Как вы уже, думаю, поняли в одном и том же направлении (стиле) могут быть самые разные поджанры. Например, попаданческое фэнтези может быть и героическим, и любовно-романтическим, и эпическим, и техно.
Если кто-то вспомнил ещё поджанры, то пишите в комментариях. Некоторые из них я описала подробно в других статьях, можно пройти по ссылкам и почитать.