Найти в Дзене
moviements

Фильмы как визуальное искусство

Есть кино, которое совершенно не только сюжетно, но и визуально. Вспомним несколько из них.

1. «Бегущий по лезвию» (англ. Blade runner)

Точка отсчета для всех любителей киберпанка. Все поклонники знакомы с «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика (1968 г.): мы рисовали в умах Рика Декарда и андроида Рейчел, улицы мрачного города. Фильм погружает нас в Лос-Анджелес 2019 года, каким его видит Ридли Скотт. Упадок человечности в контексте нуара будущего с невероятной работой с деталями и продуманным миром. Кажется, что режиссер со своей командой создал такой совершенный визуальный продукт, что сердце не выдержит – так красиво. Эстетика киберпанка мрачная, неоновая, одинокая. Все кажется чужим и отстраненным, но дух захватывает.

Кино-вселенная «Бегущего» создавалась по концепт-артам легендарного Сида Мида. Именно он визуализировал то, что мы можем видеть на экране.

Концепт-арт Сида Мида к "Бегущему по лезвию"
Концепт-арт Сида Мида к "Бегущему по лезвию"

Отдельной оды заслуживает сиквел «Бегущий по лезвию 2049» (если честно, люблю его даже больше оригинала). Тот случай, когда бюджет, команда, современные технологии совершили невозможное. Абсолютно совершенная кино-медитация, от которой невозможно оторваться.

2. «2001 год: Космическая одиссея» (англ. 2001: A Space Odyssey)

Эту работу Стенли Кубрика невозможно назвать просто фильмом. Это нечто монументальное и великое, где категории неуместны. Мне повезло впервые увидеть шедевр на огромном экране (спасибо ретроспективам), и ощущения были непередаваемы. Будто увидела Сикстинскую капеллу в Ватикане – настолько невероятная картина. Немногословная, медленная, глубокая. Визуально – совершенно. Ода идеальной симметрии и выверенности каждой детали, вылизанная картинка гипнотизирует. Удивляюсь до сих пор, как можно было создать подобное в 1968 г.

3. «Солнцестояние» (англ. Midsommar)

Арт-хоррор Ари Астера призывает к новой реальности – ужасы могут работать и с эстетикой. Режиссер рассказал, что такое страх при свете дня, а свет там сочится из каждого миллиметра. Потрясающая работа с цветом – все сочное, жизнерадостное, яркое и солнечное. Мир, из которого сбежали герои, резко контрастирует с миром, куда они попали. Цветы, венки, светлая одежда и голые ноги. Контраст, свет и цвет слепят, дурманят, но новая локация сжигает их – в прямом смысле тоже. Очень классная работа с деталями – росписи, вышивки на костюмах, пасхалки о финале. Здесь главное процесс, а не финал. Наслаждаемся.

4. «Неоновый демон» (англ. The Neon Demon)

Этот фильм Николаса Виндинга Рёфна – настоящая инсталляция о любви к женской красоте, крови и неону. Каждый кадр будто из глянца, каждый хочется сохранить – и на заставку. Фильм – полотно художника, где блеск, едкие цвета, лоск давят не только на главную героиню, но и на зрителя. Смотреть и невероятно приятно, и хочется сбежать от желчного посыла. Медитативное и тягучее повествование – вот что тут главное.