Как бы издатели не относились к эмуляции (вспоминаем прошлогодний иск Nintendo), с точки зрения простого обывателя это благо. Многие игровые тайтлы со временем уходят в информационный лимб. Причин много: потеря кода, разорившиеся студии, различного рода лицензии внутри игры, малый тираж физических носителей и соответственно высокая цена у спекулянтов в будущем и т.д.
Несмотря на все трудности, многие игры возвращаются из этого самого лимба и продолжают жить благодаря эмуляции и альтруистам, пишущим эмуляторы и оцифровывающим игры с физических носителей. Давайте взглянем на пару примеров игр, которые вряд ли бы выжили без эмуляции.
Little Samson (NES, 1992)
Выпущенный, небезызвестной компанией Taito, в 1992 году платформер Little Samson может считаться по праву одним из лучших в библиотеке 8-битной консоли Nintendo.
Главного героя сопровождают 3 существа: дракон, мышь и каменный голем (схож с Cуществом из Фантастической четвёрки). У каждого свои способности и особенности, что отражается и в построении уровней. Игра плохо продалась и только спустя время нашла широкое признание у ценителей ретро. Спасибо эмуляции, ведь мало кто решится потратить 1000$+ на картридж этой редкой игры, в том числе и я.
Herzog Zwei (Genesis, 1989)
Одна из первых игр на Sega Genesis и одна из первых стратегий в реальном времени. В своё время эта игра вызвала настоящую микрореволюцию в игровой индустрии и положила начало таким сериям как Dune, Warcraft, Command & Conquer.
Игрок управляет самолётом-трансформером, который двигается в 8 направлениях по достаточно большой карте. Цель - уничтожить базу противника, однако, напрямую этого сделать нельзя: необходимо нанимать юнитов, которые и должны справиться с противником, преодолевая аванпосты. Звучит знакомо? Да, игра также является предшественником жанра MOBA (Dota 2, LOL).
Недостаток промоушэна, выход в ранние годы Sega Genesis, специфический жанр для аркадной консоли, плохие оценки на старте — всё это повлияло на продажи Герцога и соответственно на его сиквелы и популярность. И тем не менее, спустя время, игра обрела определённый культовый статус. Одна инди-студия даже сделала своеобразного духовного наследника Герцога, в который вы можете поиграть прямо сейчас, ведь он бесплатный.
Alien vs. Predator (Arcade, 1994)
А, аркадные автоматы. Популярные западные аркадные автоматы были довольно большой редкостью в нашей стране. Неудивительно, что многие наши геймеры даже не слышали об этой отдельной культуре и с трудом назовут даже 10 популярных классических тайтлов, мне тоже трудно...
На ум сразу приходит большая C с её сотнями вариаций Street Fighter II. Capcom была одним из лидеров в области отличных аркадных автоматов. Один из таких Alien vs. Predator по одноимённому кроссоверу. Это битэмап на базе аппарата CPS-2, который предлагал на выбор четыре бойца: два киборга и два хищника. И надо сказать, что это был отличный битэмап с графикой, которая и по сей день радует глаз.
Самое печальное в играх по лицензиям это бюрократизм, которому разработчикам и издателям приходится подчиняться. Можно часами разговаривать о том, сколько игр не могут переиздать из-за проблем с владельцами лицензий, а можно просто установить эмулятор аркадных машин и сыграть в классику.
Haunting Starring Polterguy (Genesis, 1993)
Возвращаемся в то время, когда студия Electronic Arts действительно соответствовала своему названию. Их игры были инновационными и их можно было расценивать как своего рода искусство.
16-битный изометрический экшен с элементами тактики и логики, чем-то похож на серию Neighbours from Hell. Ваша задача отомстить за свою смерть, доведя семью магната до нервного срыва. Необходимо вселяться в предметы, чтобы напугать семью, и собирать эктоплазму в промежуточных уровнях. Большой упор в игре сделан на анимации.
В 2006 EA переиздавала игру в составе коллекции EA Replay для PSP, а теперь и вовсе забыла об этом эксперименте. Выйдя игра сейчас, это было бы очень иронично по отношению к самой EA, которая стала практиковать низменные капиталистические приёмы, вроде выпуска незавершённых игр и лутбоксов.
Hagane: The Final Conflict (SNES, 1994)
Если хотите сложности уровня Ninja Gaiden, то эта игра для вас. Игра разработана довольно малоизвестной японской студией CAProduction и выпущена Hudson.
Игра представляет из себя футуристичный сайд-скроллерный экшен с японским сеттингом. Ниндзя Хаганэ вернули к жизни с помощью технологий, и теперь ему предстоит в качестве киборга помешать дьявольским планам злого клана. Очень похоже на то, что создатели вдохновлялись серией Shinobi.
В данный момент физическая копия недоступна даже на Амазоне, а её средняя стоимость в 2019ом году была от 500$. И учитывая то, что компанию Hudson приобрела Konami, мы скорее всего ещё долго не увидим переиздания этой игры.