Найти тему
MC Theory

Волшебство и мистика. Увеличенный и уменьшенный лады

Оглавление

Доброго дня, уважаемые читатели. Музыканты и композиторы во все времена искали какие-то новые решения в музыке. Метод «научного тыка», по принципу «а что будет, если сделать вот так?» как нельзя лучше подходит к музыке. Вручную изменяя интервалы внутри лада, музыканты получили несколько искусственных ладов. Большую работу о них написал Оливье Мессиан, французский музыкант, теоретик и педагог. С его легкой руки такие лады в западной традиции называют ладами ограниченной транспозиции, так как существует ограниченное количество нот, от которых можно построить такие лады, а все прочие построения будут являться их же обращениями. Рассмотрим самые популярные.

 

Увеличенный лад

 

Если проходить октаву, используя только целые тона, два полутона на каждом шаге, то таких шагов получится шесть. То есть, у нас выйдет шестиступенный увеличенный лад, он же – целотоновый. Увеличенный он называется потому, что тоническим трезвучием будет являться увеличенный – aug – аккорд, две большие терции.

 

Тоника – ТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ТОН-ТОН

От С: C-D-E-F-G-A-C

 

Увеличенный лад от С
Увеличенный лад от С

Увеличенный лад звучит очень зыбко, прозрачно, как будто волшебно и сказочно. Его очень любил использовать К.Дебюсси. В современной музыке его часто используют для создания соответствующих саундтреков.

Примеры:

- «Руслан и Людмила», М.И. Глинка

- «Море» К. Дебюсси

- «Фантастическая симфония», Г. Берлиоз

- «Аквариум» из цикла «Карнавал Животных», К. Сенс-Санс

- Тема из к/ф «Гарри Поттер»

 

Уменьшенный лад

 

Чередуя тон-полутон, либо полутон-тон на каждом шаге, получим два варианта уменьшенного лада. В основе лежит уменьшенный – dim – аккорд, две малые терции.

 

Тоника - ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН

От C: C-Db-Eb-E-F–G-A-Bb-C

 

1й вариант уменьшенного от С
1й вариант уменьшенного от С

Тоника – ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ПОЛУТОН

От С: C-D-Eb-F-Gb-Ab-A-B-C

 

2й вариант уменьшенного от С
2й вариант уменьшенного от С

Уменьшенный лад звучит конфликтно, в чем-то мистически. Одним из первых в полной мере уменьшенный лад использовал Н.А. Римский-Корсаков, поэтому этот лад иногда называют его именем.

- «Садко», Н.А. Римский-Корсаков

- «Тихая жалоба», О.Мессиан

- Патетическая соната (начало), Л.В. Бетховен

 

Хроматический лад

 

А что, если использовать вообще все ноты, окончательно забыв о тональных тяготениях? Так подумали и авангардисты в конце XIX-начале ХХ века.

Хроматическая гамма С
Хроматическая гамма С

В 20-х годах ХХ века австрийский музыкант Арнольд Шенберг, представитель так называемой Новой Венской Школы, на этой основе создал отдельное музыкальное направление – додекафонию. Хроматизмом такой подход называется потому, что он использует как бы всю палитру звукового ряда. 

Примеры использования:

- «Прометей», А.Н. Скрябин

- Пять канонов для высокого сопрано, А. Веберн

- «Моисей и Аарон», А.Шенберг

- Утренние упражнения в ореховом доме, С.Курехин

 

Этой статьей мы завершили краткий обзор музыкальных ладов и вплотную подошли к теме гармонизации и аккордовых последовательностей. Если вам понравилась эта статья, то ставьте «лайки», подписывайтесь на канал. На все вопросы с удовольствием отвечу в комментариях. До новых встреч.