Найти тему
Записки белокнижника

Белая гвардия. Один из любимых писателей Сталина

Один из любимых романов Сталина

И вроде бы ничего особенно героического не рисует писатель, но однако теплые взаимоотношения киевской интеллигенции, их дружба, сплоченность, когда все друзья дома Турбиных живут вместе в столь неспокойные времена, как одна семья, заставляют понять, чем роман так запомнился Сталину.

Пример одного из благородных поступков – когда Николенька видит, как полковник отбивался от нападения, дав юнкерам сбежать, а сам остался последним и погиб. И Николай не успокоился, пока не нашел его семью и не помог им найти тело полковника.

Михаил Булгаков очень подробно описывает события 18 года в Киеве, ведь он был их очевидцем, более того, семья Турбиных списана с семьи Булгаковых. На тот момент в Украине было обособленное гетманское правительство, в тесном сплетении с немцами. Но потом в Киев вошли петлюровцы, а затем большевики.

Политически сложно понять, на чьей стороне Турбины и другие – они признают, что революция была неизбежна. К большевикам они не испытывают, однако, пока ни неприязни, ни любви в целом. Хотя в какой-то момент Алексей Турбин и признается, что он монархист и ненавидит социалистов. Впоследствии из-за этой неоднозначности критика восприняла роман с обеих сторон отрицательно: эмигранты осуждали за лояльность советской власти, а советская сторона критиковала за то, что дворяне были представлены благородными.

-2

Персонажи все получились очень яркими, описаны с глубоким психологизмом, достоверностью. Понравилось, как аккуратно высмеивается Тальберг, муж Елены, который, пока белые все были в замешательстве и ничего не предпринимали, первым пошел к гетману и встал на его сторону.

Он считал себя умнее их, нерасторопных, и того не видел, что из-за своих ограниченных способностей он-то как раз слишком много суетился и встал на сторону временной власти, которая еще сменится. И все это понимали, кроме него.

А Тальберг, когда это произошло, искренне недоумевал, как же у него не вышло угадать и сделать правильные ставки.

Устами другого персонажа Лариосика звучит примирительная мысль о том, что у Турбиных дома хорошо, и наступает душевное успокоение. То, что снаружи, не важно, ведь «А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен». И персонажи действительно смирились со своей судьбой, которую они не могли поменять – судьбой родиться именно в это время полной неразберихи, смуты.

В их силах было только встретить его с прямой спиной и вынести все, что оно им преподнесет. Остальные эмоции и тоска по исчезающему прошлому – все бессмысленно. Но их нравственные качества – преданность, благородство, честность, прямота, доброта, сострадание, смелость – это их достояние, потому что не у всех и это есть.

Еще более примирителен финал романа. Писатель, несмотря на молодость (это дебютный роман Булгакова) по-философски отстраняется от совершающихся событий и смотрит на них через века:

«Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле».

С 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных» по роману. Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину. Можно предположить, что понравилась настолько, что Сталин не стал придавать значения тому, что в ней главные персонажи - дворяне - представлены благородными, а кто-то из них открыто выступает за монархию. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов.