Всем привет, с вами Неоновый Герой, и на очереди разговор о второй части Mafia. Судя по реакции игроков на новый Definitive Edition: ремастер Mafia 2 - реакция была неоднозначной и холодной. В общем и целом, ремастер касался только графической составляющей, а между тем, в 2010 году, когда состоялся анонс Mafia 2, графика была на то время передовой, с поддержкой тогда модной технологии PhysX. И если с графикой всё было прекрасно, то гнев фанатов первой части обрушился на совершенно неоригинальный сюжет и ощущение незавершённости. Несмотря на то, что разработчики 2k Czech выкладывали отличные трейлеры и обещали правильные вещи, а открытый мир города Эмпайр-Бэй шагнул дальше, в отличие от мёртвого Лост Хэвена - здесь есть куда пойти и где посидеть (бары,кафе,рестораны,магазины одежды); существует возможность кастомизации машин, а сами машины обладают реалистичным поведением на дороге и т.д - при релизе Mafia 2 столкнулась с непониманием игроков, хотя и прилично окупилась в продажах. Многие сошлись во мнении, что вторая часть - невыразительная и бледная тень первой. Спустя несколько лет многие отнеслись к Mafia 2 снисходительно, и больше хвалят её чем ругают. Здесь мы попытаемся выяснить, как так всё получилось, и как можно вернуться в Эмпайр Бэй.
Следует вспомнить, что Mafia 2 делалась почти 7 лет, и за этот долгий период разработки было многое вырезано и переделано. Сценарий неоднократно переписывался, для второй части пришлось делать собственный движок Illusion Engine. Разработчики обещали нелинейный, небанальный сюжет, интерактивный и интересный открытый мир, множество дополнительных и случайных миссий и т.п. В итоге к релизу сюжет стал практически линейным, все дополнительные миссии были вырезаны, за исключением одного момента, а интерактивность хоть и осталась, но опять же, практически нигде не используется. Обещали и свободную игру, проще говоря, фрирайд, как в первой части, но и его вырезали, оставив лишь сюжетный режим. Несмотря на это, в игре отличная атмосфера Америки 50-ых годов, но и тут случился блин комом: многие вещи, автомобили, музыка, а также журналы Playboy - всё это пришло из середины 50-ых, хотя на дворе Mafia 2 - 1945-1951 годы.
Сюжет в Mafia 2 стал ещё более схож с фильмом "Славные Парни" Мартина Скорсезе: троица друзей, обилие слова f*ck, крутая атмосферная музыка, НО.... Несмотря на то, что стиль повествования остался прежним (история ведётся от главного героя), теперь это - не рефлексирование главного героя и выявление в конце истории морали, а достаточно банальная для гангстерского произведения история. Вито Скалетта (кстати, его образ во многом скопирован с молодого Марлона Брандо из фильма "Дикарь", даже костюм тематический из DLC имеется), в отличие от Томми Анджело не задумывается над добром и злом во время каждой миссии, а просто хочет денег, машин и женщин - всего сразу, вполне осознанно вставая на путь гангстера. В отличие от Тома, он безэмоционален и действует только так, как ему приказали, и не задумывается над последствиями своих действий. Хотя, это можно списать на молодой возраст Скалетты, ведь Томми Анджело было около 30, когда как Вито 20-26 лет. Развитие главного героя идёт очень вяло, и к концу истории Вито хоть и осознаёт то, что встал на тёмную дорожку и потерял абсолютно всё: от денег, до семьи и лучшего друга, но всё так же наивен и бесхребетен. Его лучший друг Джо Барбаро - импульсивный и горячий, однако опять же никак не развивается. Собственно, беда всех персонажей Mafia 2 - пустые и невыразительные персонажи, больше образы, чем самостоятельные личности. Ни один из донов трёх представленных в игре семей абсолютно не запоминается. Сюжет обрывается на пусть и сильной фразе: "Джо в сделку не входил", но и заканчивается абсолютно ничем. В игре есть запоминающиеся моменты и миссии: отвоз трупа с целью захоронения и горланящими песню пьяными Джо и Эдди в машине, убойная миссия в отеле с целью убить дона Клементе, ну и убийство Тома Анджело, главного героя первой части (хотя тут, скорее, играет чувство ностальгии и грусти).
Теперь о геймплее. Теперь каждая миссия: это отдельный день из жизни Вито. Каждое утро он просыпается, получает звонок и едет к работодателю, который, собственно и даёт задание, а глава заканчивается, собственно, поездкой Вито домой до кровати, где герой ложится спать. Минус первой части: долгие поездки из одного конца города в другой - остался. Эмпайр-Бэй не так логично распределён по районам, однако озираться по сторонам и смотреть окрестности, окунаясь в атмосферу Америки 50-ых - очень приятно. Вдвойне приятней, когда ты едешь на новеньком вишнёвом Smith Thunderbolt (автопарк в Mafia 2 проработан на уровне первой Mafia), из радио звучит Ричи Валенс, Литтл Ричард или Дин Мартин ( саундтрек из 50-ых бесподобен), а вокруг все сверкает и переливается, всё прямиком из 50-ых, несмотря на то, что многое из этого в реальности появилось чуть позже в истории. Перестрелки в Mafia 2 выполнены по всем правилам консольных хитов: прицелы с плеча и укрытия. Оружие ощущается совсем не так, как в первой части: отдача практически не чувствуется. Но, в общем и целом, перестрелки не расстраивают. Город имеет разделение на различные группировки: помимо мафиозных семей Клементе, Фальконе и Винчи, есть ирландцы, китайцы и афроамериканцы. Однако этот момент лишь однажды использовался в игре. Так же, как и сама интерактивность города. В игре есть возможность съесть местный фаст-фуд, выпить охлаждающей Свифт-колы (аналог Кока-Колы) или чего-нибудь алкогольного ( и эффект от алкоголя присутствует), при этом есть как холодильник в квартирах, так и различные забегаловки, кафе и рестораны; есть возможность покупать различную одежду, покупать оружие, заправлять и мыть автомобили ( да, автомобили пачкаются и их нужно заправлять), чистить ботинки на улице, звонить по телефону. Беда в том, что это никакого смысла не несёт. Чувства голода у Вито нет, автомобили хоть и можно сохранять в гараже, но в сюжете чаще всего вы будете кататься на другом, звонить придётся лишь один раз по сюжету, равно как и дополнительных заданий нет. Смешным выглядит тот момент, когда нам намекают на их присутствие: Дерек в порту или Майк Бруски на свалке. Но за всю игру мы так ни разу ничего для этих товарищей и не сделаем. Вырезали метро и холодное оружие, оставив лишь поединки в стиле консольного файтинга. Вырезали также функцию использования багажника автомобиля для хранения оружия, но в итоге оставили лишь возможность его открывать и закрывать.С приходом DLC картина не поменялась: новые сюжетные задания за Джимми и Джо Барбаро практически ничем не цепляют. В итоге у игроков и возникает ощущение того, что игра была недоделана. Но Мафию 2 спасла та самая атмосфера, о которой я говорил выше. И возвращаясь к игре спустя 10 лет, игроки с теплотой и ностальгией в душе вспоминают о ней. К сожалению, вышедшее на днях Definitive Edition никак не исправило недостатки второй части, хотя было бы удивительно, ведь это обыкновенный ремастер графики. Но теперь к вопросу о том, как вернуться в Эмпайр-Бэй и остаться в нём на неопределённое время. Ответ есть: моды комьюнити на свободную игру. В Интернете очень много разных фрирайдов на вторую часть, но один из них я хочу выделить отдельно. Это Empire Bay v 1.4.
Empire Bay устанавливается вместо DLC Joe's Adventures. Это полноценный фрирайд, с кучей новых функций, интерактивностью личного дома героя и его телефона. Есть несколько заданий от различных работодателей, добавлено несколько локаций из Joe's Adventures и сюжетного режима. Конечно, есть и свои недостатки: баги и вылеты, но в общем и целом фрирайд достоин того, чтобы остаться в Эмпайр Бэй. Деньги в Эмпайр-Бэй легче всего зарабатывать на машинах, продавая их на свалку Бруски или в порт к Дереку, как было и в сюжетном режиме, а вот задания приносят не так много наличности, и выполнять их стоит исключительно ради экшена, который конечно не так зрелищен.
Напоследок, хочу сказать, что, несмотря на все недостатки, Mafia 2 - одна из самых ярких и, несомненно, атмосферных игр 2010 года. Конечно, она не лишена недостатков, и более того, её называют одним из самых громких разочарований последних 10 лет. Пусть, она не стала столь культовой, как первая часть, но многие вспоминают историю Вито Скалетты с теплотой и ностальгией.