Найти в Дзене
Вэлна

Женские и мужские романы: в чём разница?

Оглавление

Речь не о романах, написанных мужчинами или женщинами, речь скорее о книжках подобных одноразовым сериалам: прочитал, поразвлекался, ничего кроме хорошего настроения и не вынес. Именно для этого и созданы.

Есть некоторая несправедливость в том, что первое подобного толка, что приходит на ум, это женские романы. Ну те самые, где мало представляющая женщина встречает внеземную любовь, и всё хорошо. Их осуждают, осуждают многие, некоторые ещё и откровенно издеваются, но почему-то забывают про их мужской аналог.

Да-да, такие есть, хотя там и не про любовь.

Пожалуй, можно было бы отнести к таким "Ведьмака", если бы только автор не переплетал сюжет с философией и не описывал женщин с огромной любовью. Или если бы он не был хорошим писателем, что может спасти роман с любым сюжетом и любой целью написания.

Итак... чем женские романы отличаются от мужских, и почему я думаю, что одно другого не лучше.

Особенности сюжета

Про женские всё понятно: как бы ни вела себя женщина, найдётся мужчина, который решит её проблемы, и с личной жизнью в том числе. Кажется, в этом отзываются наши мечты: ну согласитесь, здорово бы было встретить внеземную любовь, которая ещё и резко наладит твою жизнь. Нередко при этом у девушки есть не только мужчина, но и какие-то способности, однако это в женских романах уже далеко не обязательно, и даже если есть, героиня не всегда ими пользуется.

В отличие от героев мужского. Их мечта лишь во вторую очередь о женщине, а в первую -- о том, чтобы возможности порешать проблемы свои, друга и всего мира. И чтобы при этом даже особо не напрягаться, поэтому мужчины грешат невообразимой мощью героя даже чаще, чем женщины, однако их редко тыкают носом, потому что герои романов знают, что с этим делать. Ну или автор пытается показать, что знают.

Ни то, ни другое само по себе не плохо, однако и то, другое -- штамп, который надоедает, и искусность обращения с которым сильно зависит от автора. И нередко невысока.

А много читать только про то, как мужчина мигом решает все свои проблемы, а за женщину их решает мужчина -- это весьма скучно.

Их герои

И там, и там герои бывают разными. Но есть некоторые распространённые типажи, по которым судят о жанре в целом.

Итак, мужское фэнтези славится героями, которые уже не так молоды и практически ничего не достигли, однако вдруг получают возможность изменить жизнь или просто оказываются в центре событий. Не знаю, то ли Городецкий из "Дозоров" один из таких, то ли он как раз сделал таких популярными. И надо сказать, что это пример типичного героя, но сама книжка весьма нетипична, потому что несёт многое кроме почёсывания мысли о том, как много может типичный неудачник.

Другой популярный тип -- это те, кто уже имеет всё, что им нужно, начиная от титула и заканчивая умениями в магии или обращаться с оружием. И либо у них нет никаких особенных проблем, а роман -- череда лёгких приключений из их повседневной жизни, либо проблемы появляются, но это мало меняет образ мыслей героя.

В этих образах тоже отражаются мечты, и либо главный герой близок к читателю (в первом случае), либо заранее тот, каким хочет быть читатель.

И с женским фэнтези ровно так же. Это либо простушка, родом из мира нашего или чужого, которая неожиданно обретает способности, становится кем-то важным и привлекает внимание красавца, либо уже не простая барышня. Разница лишь в цели. Герой-мужчина ощущает себя особенным через могущество, а героине-женщине это могущество нужно не само по себе, а в комплекте с мужским плечом. (Что плохо. Но это уже другая тема).

Итак, типичные герои женских и мужских романов одинаковы, и одинаковы потому, что призваны зацепить среднего читателя и подарить им то, чего так сильно не хватает в реальной жизни.

Особенности текста

И это единственное отличие, которое не про то, что мужчине нужно решать проблемы, а женщине -- мужчина. Особенности текста и повествования целиком вырастают из стереотипов о типично-мужском и типично-женском, и лишь немножко -- из цели повествования.

В мужских романах чаще встретишь упоение алкоголем как таковым, чередой постельных сцен, которая подаются как признак успеха, упоение физиологической стороной насилия (кровянка), оружием, силой тела, подробным описанием стратегий и тактик и т.д. Им нравится писать реалистично, описывая в том числе и различные физические недуги, вроде отсутствия языка, зрения, глаза, зубов или руки. Мужчин приучили, что им это всем должно нравится, потому им нравится, и потому для них пишут такое.

Женщин приучили относится к этому весьма и весьма брезгливо.

Романы для женщин-- это про эмоции. Даже если у кого-то недуг, он будет обязательно подан через призму ощущений, отношения, жалости, в общем, всего, кроме того, как это реально выглядит. Постельная сцена для них -- это тоже эмоция, битва -- тоже, а алкоголь -- лишь повод поболтать или возможность забыться. И вот это всё, между прочим, женщинам это, снова, обязано нравится, а настоящий мужчина обязан сказать, что вот это всё -- глупо.

Но на мой взгляд по-настоящему глупо -- это считать именно так и нести подобное в массы, раскручивая ненависть мужчин к женским романам, и неприязнь женщин к мужским.

В заключение

Как видно, одно другого если и лучше, то весьма сомнительным образом. Оба типа романов пишутся для одной и той же цели, в руках неумелого автора выглядят одинаково плохо. И спор о том, читать или не читать женские романы, это спор о вкусах, а не о том, что действительно лучше, история о замухрышке, которую вдруг полюбил принц, или история о неудачнике, который вдруг стал властителем мира сего.