Найти в Дзене

Дело о Персидской Принцессе

Эта странная находка была сделана 19 октября 2000 года в Белуджистане.

У мумии, о которой пойдет речь, были все шансы оказаться в руках какого-нибудь состоятельного коллекционера древних артефактов, а не ученых, потому что она была выставлена на черном рынке и за нее просили баснословную сумму эквивалентную 11 миллионам долларов США. Однако власти Пакистана предупредили о незаконной продаже мумии и видеокассете некоего Али Акбара, на которой были продемонстрированы останки тела.

В ходе допроса Али запираться не стал и признался в том, что мумия находится в доме лидера общины Вали Мохаммеда Реки в Белуджистане возле границы с Афганистаном. В свою очередь Реки сказал, что загадочные останки получены от иранца Шарифа Шах Бахи, который якобы нашел ее после землетрясения около Кветты, столицы пакистанской провинции Белуджистан.

С этого момента начинаются невероятные приключения мумии в Пакистане, итог которых оказался весьма небанальным.

Конечно же, уникальную находку необходимо было тщательнейшим образом исследовать, для чего власти пригласили местных ученых. Те осмотрели вверенные им останки, вынесли вердикт и на официально созванной пресс-конференции 26 октября 2000 года заявили, что мумия принадлежит персидской принцессе, скончавшейся 2600 лет назад, но прекрасно сохранившейся, что было большой удачей.

На первый взгляд все сходилось идеально: девушка покоилась в деревянном позолоченном гробу в каменном саркофаге, украшенном клинописной резьбой. Гроб украшал лик ФаравахАра - крылатый диск с верхней частью тела человека, который считается символом зороастрийской веры. Кроме того, тело мумии спеленали по древнеегипетскому обряду. Оно покоилось в недешевой по тем временам смеси воска и меда. Голову принцессы венчала золотая корона, и из золота же была сделана нагрудная пластина, где утверждалось, что тело принадлежит дочери персидского правителя Ксеркса I из династии АхеменИдов. Звали персидскую царевну Родугуне.

Собственно, мумия как мумия, в Египте таких пруд пруди. Однако обнаружение мумии на территории Пакистана стало археологической сенсацией. Ведь здесь никогда не находили мумий, а сам процесс мумификации считался присущим только Древнему Египту.

Несмотря на надпись на золотой табличке, ученые не оставляли попыток разгадать истинное происхождение мумии. Выдвигались версии о том, что это дочь Кира Великого из персидской династии Ахеменидов или одна из египетских принцесс, отданная замуж за персидского наследника.

На фоне споров ученых мужей в битве за право обладания удивительной мумией схлестнулись Иран, Пакистан и Афганистан, и каждая страна утверждала, что останки принцессы принадлежат именно ей. Иранцы в качестве довода приводили кровное родство с персидской династией, пакистанцы говорили, что раз нашли у них, то и находка тоже их, да и Афганистан в стороне не оставался и предъявлял иски, тоже претендуя на мумию.

Пока суть да дело, Пакистан времени зря не терял и в ноябре 2000 года разместил мумию в Национальном музее и приглашал всех смотреть на настоящую персидскую принцессу.

История персидской мумии, прекрасно сохранившейся, несмотря на свой возраст, вдохновила многих археологов на ее изучение.

Первый тревожный звоночек прозвенел, когда ажиотаж, окружающий мумию, разбудил американского ученого Оскара Уайта Мускарелла.

Сначала он изучил фотографии персидской принцессы, прочие артефакты, обнаруженные рядом с ней, а также получил фрагмент гроба, чтобы провести радиоуглеродный анализ, показавший, что гробу всего около 250 лет. Оскар заподозрил, что мумия – подделка, уведомил Интерпол и ушел в закат, огородив свое имя от дальнейших связей с сомнительной мумией.

История с Мускареллой, в свою очередь, разбудила уже пакистанского профессора и по совместительству директора Института азиатских цивилизаций в Исламабаде Ахмада Дани, который с подругой - куратором Национального музея Пакистана Асмой Ибрагим решил подробнее изучить мумию.

И завертелось: коврику, на котором покоилось тело принцессы, всего пять лет, надписи на нагрудной табличке написаны с грамматическими ошибками и на греческий манер, мумификация лишь отчасти напоминала древнеегипетскую, к примеру, сердце было удалено вместе с прочими органами, тогда как сердца египтяне традиционно оставляли внутри тела, ну и сухожилия мумии, почему-то, не разложились, хотя за 2600 лет, пожалуй, могли бы!

В общем, выводы были крайне нерадужными – труп и гроб принадлежат к разным эпохам и тело намного моложе гроба.

Как политики, так и ученые сразу же почувствовали откудер дует и насторожились. Затевался позор и скандал. Кто же, в таком случае, выставлен в Национальном музее Пакистана?

И, наконец, грянул гром. Мумифицированное тело оказалось современной девушкой примерно 21–25 лет, скончавшейся в 1996 году от удара тупым предметом. После смерти зубы жертвы удалили, а тазобедренный сустав, таз и позвоночник были повреждены до того, как ее тело мумифицировали.

Легко представить себе разочарование всех сторон, претендовавших на персидскую принцессу, а в результате ставших жертвами дерзких мошенников. Больше всего, конечно, расстроились пакистанские полицейские, у которых на руках оказался труп и необходимость расследовать убийство с неясными перспективами. «Лучше бы Ирану отдали!»- вероятно, думали они, принимаясь за работу.

5 августа 2005 года начали звучать призывы достойно захоронить тело девушки по обычаям Пакистана. В 2008 году, не дождавшись одобрения, ее все же похоронили. О том, что обернулось конфузом, все участники событий предпочли поскорее забыть. Единственное, что огорчает по сей день, так это то, что кому-то сошло с рук убийство молодой девушки и эта лихая мистификация