Найти тему
Светлана Горячева

Ещё одна сирень в золотой вазе: пишем маслом шаг за шагом

Эту картину купила милая дама из Нью-Джерси. Ниже будет изображение целиком.
Эту картину купила милая дама из Нью-Джерси. Ниже будет изображение целиком.

Расскажу и покажу по этапам, как была написана эта работа.

Похожую картину я показывала недавно:

Но есть и отличия.
После некоторого раздумья, я поняла, чего мне не хватала в предыдущем варианте. И не только в нём: с тех пор, как начала фотографировать этапы ведения работы, я начала замечать, насколько воздушно, свежо и хорошо смотрятся, бывает, некоторые промежуточные состояния. Но бросить картину на середине тоже не выход. Недосказанность хороша для этюда, наброска. «Сделанность» - тоже важное качество, к тому же я люблю и умею передавать детали, подробности. И всегда стараюсь сберечь в готовой работе некоторую лёгкость, прозрачность, «сквозистость» красочных слоёв. Но в этой картине решила уделить этому особое внимание.

1.
1.

Этап подмалёвка: определяемся с композицией и основными живописными характеристиками формы и пространства.
Снова главным героем картины становится ваза. И хотя в композиционном решении типа «ваза с букетом» нет ничего особенно сложного, начинающим художникам стоит обратить внимание на один момент: ваза и букет не должны делить холст пополам. Симметрия относительно вертикальной оси – ход вполне нормальный, к тому же природные формы цветущих веток делают симметрию достаточно условной и подвижной. Но основные участники композиции не должны рубить эту ось на равные отрезки, совпадать по высоте. Мы же не хотим, чтобы работа визуально «разваливалась» на части.

2.
2.

В подмалёвке необходимо схватить самое общее впечатление, без подробностей и деталей. Чтобы сохранить свежесть впечатления, лучше работать быстро.
Краска разбавляется жидким разбавителем (я использую №1), наносится влажными, почти акварельными мазками. Где-то используем широкие заливки, где-то идёт штриховка, где-то разгоняем краску и смягчаем границы между пятнами с помощью широких плоских кисточек с синтетическим ворсом.
Подмалёвок в этом случае практически полноцветный, где-то даже с белилами (голубоватый тон стола и его отражение в вазе).
Главное, что следует сделать на этом этапе – создать ощущение объёма и пространства. Для этого отделяем тёмное от светлого: показываем, что света на букете и вазе значительно светлее фона, тени – темнее. И если тени мягко растворяются в пространстве, света образуют с ним достаточно яркий контраст. Освещённую и теневую сторону (в условиях традиционного бокового освещения) имеет любая форма: каждая кисть сирени поворачивается из света в тень, то же происходит и с общим объёмом букета.
Хорошо загрунтованный холст остаётся под краской белым и позволяет легко двигать и уточнять рисунок. Можно проводить вспомогательные линии черенком кисточки, можно вытирать тряпкой нужные светлые участки (в верхней части вазы угадываются следы применения этих приёмов). А вот широкие заливки цвета лучше писать одним разом и, после того, как испарится разбавитель, больше пока не трогать, иначе получатся некрасивые рваные пятна. Уточнить и поправить можно будет в последующих слоях.

3.
3.

Теперь можно пройти ретушным лаком выбранный для работы слегка подсохший участок и начать более детальную прописку.
Нетрудно заметить, что некоторые ценные указания повторяются в каждом обзоре. Ничего странного в этом нет, все работы выполняются по определённой общей методике. Несмотря на то, что я очень стараюсь не повторяться дословно, считаю нужным всё-таки напоминать каждый раз ключевые моменты. И один из этих моментов – межслойная обработка.
Именно слой ретушного лака сохраняет поверхность живописи от прожухания, сообщает ей яркость, блеск и оптическую однородность, и, самое главное – позволяет проявить во всём многообразии динамические свойства масляных красок. Они скользят, они разгоняются самым тонким прозрачным слоем или ложатся вкусными пластичными мазками. Можно растушевать плавный переход из цвета в цвет - и для этого не надо разбавлять краску маслом. То есть вообще не надо. Масло в масляной живописи совершенно ненужное излишество. Небольшого количества разбавителя обычно более чем достаточно.

4.
4.

Освещённая и теневая сторона каждой из форм букета (и не только букета) будет отличаться не только по светлоте, но также по цвету и моделировке.
Тёплый яркий коричневый цвет фона придаёт всем теням тёплый коричневый оттенок – и на зелёных листьях, и на кистях сирени. Света несколько холоднее, особенно полутона, делающие почти голубыми белые лепестки.
Соцветия сирени состоят из множества мелких цветов и бутонов, но «пересчитывать», подробно выписывать каждый – очень утомительно и совершенно не художественно. Требуется отбор, выявление и передача на холсте главных, существенных качеств изображаемой натуры. С учётом особенностей восприятия. Тень обобщает, «съедает» подробности, объединяет мелкие детали в единое цветовое пятно. Свет, особенно яркое свечение белых масс сирени, тоже, - хотя и не так заметно. Острее и чётче всего выступают подробности и фактурности формы в местах её поворота, ухода из света в тень. Опять-таки, это характерно как для каждой веточки, так и для букета в целом. И для вазы тоже – огромное количество декоративных элементов может свести с ума, если выписывать их по отдельности. Нужен отбор, умение жертвовать второстепенным.
Приёмы наложения краски на свету и в тенях тоже могут быть разными. Традиционно – тени пишутся более тонко, света более пастозно. Можно добавить рельефа с помощью мастихина. Особенно выразительно так выходят блики на металле. На вазе можно заметить ещё один приём, подсмотренный у голландцев – передача блеска точечными, мелкими круглыми мазочками, похожими на бисер. И, раз уж речь о бликах – блик всегда даёт чёткий и звонкий контраст с окружением, однако нехорошо, если все границы блика замкнуты и резко обведены. Кое-где сделайте блики чуть дрогнувшими, смазанными – и они засветятся на картине по-настоящему. На вазе хорошо видна ещё такая вещь, как движение цвета вокруг бликов – холодное голубое свечение рядом с тёплыми золотистыми ударами белил.

5.
5.
6.
6.
7.
7.
8.
8.
9.
9.
10.
10.

Прописав букет и вазу, подгоняем к ним фон – уплотняем рядом с яркими светами, ближе к краям холста, делаем более глубокой тень справа. Падающая тень приобретает зеленоватый оттенок – контрастный и дополнительный к насыщенному красноватому цвету освещённой части фона. По возможности стараемся сохранить прозрачные участки нетронутого подмалёвка – когда оказывается, что они вполне попадают в нужный цвет и тон.
Нижний слой просвечивает также между голубоватыми мазками, которыми написана поверхность стола. Такие приёмы добавляют воздушности и живописности.

11.
11.

Заканчиваем работу, положив на стол как бы случайно упавшие веточки сирени и мелкие цветочки. Напоследок ставим маленький звонкий акцент – пару танцующих бабочек.

12.
12.

Надеюсь, мастер-класс окажется полезным и интересным. Подписывайтесь, чтобы не попустить следующие материалы!