Добрый день, друзья и удачи! Одна из последний статей канала про британские плакаты о помощи сражающемуся СССР вызвала много откликов и дискуссий, так что самое время вспомнить о настоящих героях - простых моряках Арктических конвоев, посмотрев уникальные документальные фотографии в колоризации 55-летний электрика и историка-энтузиаста из британского Кардифа Ройстона Леонарда (Royston Leonard).
Через северные порты в СССР было доставлено 4 миллиона тонн грузов в качестве помощи по ленд-лизу, при этом потери Военно-морского флота Великобритании составили 85 торговых судов и 16 боевых кораблей (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов). Именно северный путь снабжения был самым быстрым и известным из-за своей опасности и повседневного героизма людей. Данная фотография части огромного конвоя сделана с британского самолета-амфибии S.25 Sunderland .
Первое время конвои формировались и отплывали из Хваль-фьорда в Исландии, а с сентября 1942 года стали выходить в поход из залива Лох Ю в Шотландии. В арктических конвоях, проводившихся под непрерывными атаками немецкой авиации, подводного и надводного флота и в условиях преобладающих в этих водах плохой погоды погибло более 3 000 британских моряков. Обычно корабли проходили маршрут в 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.
Можете ли вы представить посадку на палубе, которая качается из стороны в сторону, вверх и вниз почти на 180 градусов, да еще в кромешной темноте? На исторической фотографии палубный истребитель Grumman F6F Hellcat готовится к взлету на заснеженной палубе эскортного авианосца HMS Emperor во время типично сложных для арктических конвоев погодных условий. Корабль был введен в строй в марте 1944 года вместе с родственными авианосцами HMS Searcher, Pursuer и Fencer для защиты судов конвоев.
Вооружение кораблей эскорта постоянно покрывалось толстой коркой льда. Несмотря на сложные погодные условия, член экипажа сфотографирован улыбающимся на этом раскрашенном изображении, сделанном во время конвоев. Один из британских моряков вспоминал: "Переход был очень тяжёлый: наш корабль поднимало волнами по 25 футов (7,5 метров) высотой, потом ледяная вода обрушивалась на палубу, которую не было видно под водой".
Лёд прочь! Помимо постоянной угрозы нападения немецких подводных лодок и авиации, экипажи конвоев столкнулись с самыми сложными погодными условиям войны в "холодном углу ада". На палубах постоянно намерзал лед, иногда до 6 дюймов (15 см). Моряки были в отчаянии: «Мы уже знали, что такое холод, но когда волна на лету превращается в лёд – мы поняли что такое настоящий мороз! В течение получаса весь корабль становился огромной глыбой льда: пушки не могли стрелять, по палубе нельзя было передвигаться». Главная опасность крылась в том, что судно, на которое намёрз лёд, теряет остойчивость и запас плавучести и может перевернуться.
Цветные изображения показывают, как командам приходилось сражаться со стихией во время зимних штормов, когда они защищали суда снабжения, доставляющие предметы первой необходимости в Советский Союз. На этом фото торговый корабль плывет через огромные волны во время конвоя RA-64 в 1945 году. Конвой покинул Шотландию 3 февраля, доставил грузы в Мурманск через 12 дней, а уже 28 февраля вернулся в Лох Ю.
Легко одетый матрос одного из судов стоит на покрытой льдом палубе корабля во время конвоирования. Обычно, чтобы спастись от холода, моряки одевали на себя всю одежду, которую могли найти. Один из них вспоминал: "я носил тёплое белье, два жилета, пуловер, сапоги поверх морских ботинок, шинель и сверху – полушубок. На голове – две «балаклавы» под стальным шлемом, на руках – две пары перчаток. И их нельзя было снять, не рискуя содрать кожу с ладоней".
Британские моряки очищают от льда и снега с палубу эскадренного миноносца HMS Vansittart во время эскортного дежурства в Арктике в феврале 1943 года. Кроме борьбы с обледенением судам приходилось постоянно маневрировать, чтобы не столкнуться с айсбергами.
Улыбайтесь и терпите - главный девиз британский моряков. Несмотря на лёд и снег на палубе британского легкого крейсера HMS Belfast в ноябре 1943 года, члены экипажа все еще могли улыбаться для фотографа. В нынешнее время из всей огромной флотилии арктических конвоев на плаву только крейсер HMS Belfast, являющийся кораблем-музеем на вечной стояке в центре Лондона на реке Темзе, возле Тауэрского моста.