Использование инструкций управления if и for
Раньше инструкции в наших программах выполнялись последовательно, сверху вниз. Однако, мы можем использовать некоторые инструкции управления, благодаря которым, мы можем проверять какое-либо условие, для выбора ветки кода или зацикливать код. Об этом мы поговорим в этом уроке.
Инструкция if
Благодаря инструкции if мы можем избирательно выполнить часть программы. Её простейшая форма записи такова:
if (условие) инструкция;
В элементе условие - выражение, при вычислении которого, будет значение ЛОЖЬ или ИСТИНА. В C++ ЛОЖЬ - это нулевое значение, а ИСТИНА - любое ненулевое. Если условие будет истинно, то инструкция выполнится, а если ложно, то нет. Например, если выполнить этот код, то на экране отобразиться 9 меньше 12, так как условие 9 < 12 истинно.
if (9 < 12) cout << "9 меньше 12";
Рассмотрим ещё одну строку.
if (9 > 12) cout << "Данное сообщение не выведется";
Здесь условие будет ложным, потому что 9 не больше 12. Операнды в условии могут быть не только константами, но и переменными.
Перечислим операторы отношения
== Равно
!= Неравно
> Больше
< Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно
Заметьте, что для проверки на равенство используются два знака равно.
Рассмотрим программу, с использованием конструкции if.
Вывод программы.
Цикл for
С помощью цикла for мы можем сделать повторяющееся выполнение в одной и той же последовательности определенных инструкций. Рассмотри простейший формат записи цикла for.
for (инициализация; условие; инкремент) инструкция;
В инициализация мы инициализируем управляющую переменную цикла, равную номеру итерации цикла. В условии мы вписываем условие, при котором цикл будет продолжать итерацию. В инкременте мы добавляем единицу к управляющей переменной цикла.
Давайте приведём простой пример.
Вывод программы.
В этой программе переменная count инициализируется значением 1. При каждой итерации (повторении) тела цикла проверяется условие
count <= 100;
Если результат истина, то в консоль выводится значение переменной count, иначе цикл заканчивает свою работу.
После каждой итерации к переменной count добавляется единица.
В программах вы никогда не встретите конструкцию по типу:
count = count + 1;
Все программисты пользуются конструкцией:
count++;
"++" добавляет единицу к переменной. Так же есть и "--" вычитает единицу.
Подпишитесь на канал, чтобы не потерять курс!
Список всех уроков курса.