Найти тему

Курс по C++ для новичков. Основы. Часть 5.

Оглавление

Использование инструкций управления if и for

Раньше инструкции в наших программах выполнялись последовательно, сверху вниз. Однако, мы можем использовать некоторые инструкции управления, благодаря которым, мы можем проверять какое-либо условие, для выбора ветки кода или зацикливать код. Об этом мы поговорим в этом уроке.

Инструкция if

Благодаря инструкции if мы можем избирательно выполнить часть программы. Её простейшая форма записи такова:

if (условие) инструкция;

В элементе условие - выражение, при вычислении которого, будет значение ЛОЖЬ или ИСТИНА. В C++ ЛОЖЬ - это нулевое значение, а ИСТИНА - любое ненулевое. Если условие будет истинно, то инструкция выполнится, а если ложно, то нет. Например, если выполнить этот код, то на экране отобразиться 9 меньше 12, так как условие 9 < 12 истинно.

if (9 < 12) cout << "9 меньше 12";

Рассмотрим ещё одну строку.

if (9 > 12) cout << "Данное сообщение не выведется";

Здесь условие будет ложным, потому что 9 не больше 12. Операнды в условии могут быть не только константами, но и переменными.

Перечислим операторы отношения

== Равно
!= Неравно
> Больше
< Меньше
>= Больше или равно
<= Меньше или равно

Заметьте, что для проверки на равенство используются два знака равно.

Рассмотрим программу, с использованием конструкции if.

-2
-3

Вывод программы.

-4

Цикл for

С помощью цикла for мы можем сделать повторяющееся выполнение в одной и той же последовательности определенных инструкций. Рассмотри простейший формат записи цикла for.

for (инициализация; условие; инкремент) инструкция;

В инициализация мы инициализируем управляющую переменную цикла, равную номеру итерации цикла. В условии мы вписываем условие, при котором цикл будет продолжать итерацию. В инкременте мы добавляем единицу к управляющей переменной цикла.

Давайте приведём простой пример.

-5

Вывод программы.

-6

В этой программе переменная count инициализируется значением 1. При каждой итерации (повторении) тела цикла проверяется условие

count <= 100;

Если результат истина, то в консоль выводится значение переменной count, иначе цикл заканчивает свою работу.

После каждой итерации к переменной count добавляется единица.

В программах вы никогда не встретите конструкцию по типу:

count = count + 1;

Все программисты пользуются конструкцией:

count++;

"++" добавляет единицу к переменной. Так же есть и "--" вычитает единицу.

Подпишитесь на канал, чтобы не потерять курс!

Следующий урок

Предыдущий урок

Список всех уроков курса.