Найти тему
ScrollsOfFantasy

Мир Элдерлингов: кому стоит (и кому не стоит) читать Робин Хобб?

Цикл об Элдерлингах - фэнтези-эпопея, насчитывающая уже почти два десятка книг. Обычно каждые три-четыре книги связаны сквозным сюжетом, а в большем масштабе единство обеспечено на уровне мира и (обычно, но не всегда) действующих лиц.

Мир, который представляет нашим глазам Робин Хобб, похож на наше Средневековье... или Ренессанс... трудно сказать, на самом деле, но автору блестяще удаётся создать ощущение "в старинные года", "в эпоху легенд" - без излишне детальных указаний о быте. Изначально магии в этом мире не так-то много, хотя от книги к книге её количество постепенно возрастает. Если говорить о чародействе, которое доступно людям, то оно распадается на два вида: почтенную Силу - высокое волшебство, и презираемый Дар - способность сродняться с животными. Однако в мире, созданном фантазией Хобб, волшебство в любом случае редко проявляется такими тривиальными способами, как взрывы огненных шаров или молнии с неба. Вселить уверенность в своих и ужас - в противников, заставить другого исполнять твою волю или узнать, что происходит в других уголках королевства - для этого, в основном, служит Сила.

Хобб мастерски удаётся вести повествование сразу на двух уровнях - глобальном и локальном. Из-за того, что Сила доступна (и во многих аспектах контролируется) королевской семьёй, между политикой и семейной драмой в этом мире не так много различий. Пожалуй, одна из сильных сторон Хобб состоит в том, что ей удаётся так тщательно, последовательно и правдоподобно выстраивать схему человеческих отношений. Взаимодействия между персонажами, их переживания, трудности борьбы с родственником-злодеем - всё это раскрывается автором чрезвычайно искусно, а введённое ею представление о Силе только помогает этому раскрытию.

-2

Второй сильной стороной я бы назвал способность к "сочному", "вкусному" описанию самого мира. Мы почти видим солнечные луга и заснеженные горы, туманное холодное море и пыльные дороги; ощущаем вкус свежеиспечённого хлеба и аромат сделанных с добавлением трав свечей. Хобб так тщательно реконструирует отдельные детали мира, что ты почти "проваливаешься" в мир Элдерлингов, ощущая, что знаешь, как там всё устроено. А на самом деле - нет. И это ещё одна хитрость: Хобб скрупулёзна, но не дотошна, она оставляет нашей фантазии множество мест, где можно разгуляться.

К сожалению, эти сильные стороны Хобб могут обернуться и её слабостями. Так вышло, что я начал читать её цикл с третьей книги... всё бы ничего, но с третьей с конца книги. И так вышло, что эта книга была почти полностью посвящена жизни главного героя в сельском поместье и его отношениям с венценосными родственниками. Для меня это оказалось весьма интересно: пока тянулись описания быта, я имел возможность распутать почти все семейные пертурбации, о которых в этой книге лишь мельком упоминается (понятно, что Хобб имела в виду, что пишет для читателей предыдущих книг). И мне понравилось! Но когда я вернулся к тексту позже, уже ознакомившись с большей частью цикла, я ощутил всё-таки некоторое утомление от красочного, художественного, драматургически правильно выстроенного, но всё-таки описания жизни в поместье! Это не совсем то, что многие из нас готовы воспринять как дух фэнтези.

Обратной стороной глубоко выстроенных отношений между героями является то, что зачастую они подчиняются необходимостям сюжета. Например, произошедшее "за кадром" убийство наследника престола никто так всерьёз и не расследовал. Вообще, получается абсурдная ситуация, когда с главным подозреваемым все ведут себя как обычно, как будто на семейные отношения тоже распространяется "презумпция невиновности". Моё мнение - это было так обыграно потому, что иначе очень трудно выстроить сюжет в формате, удобном для Хобб.

Робин Хобб нашла подходящий жанр и стиль, я в этом убеждён, - но этот жанр и стиль весьма сложен. Хорошо писать о том, о чём пишет она - не так-то просто. Тонкое сочетание психологической драмы, политической интриги и дыхания волшебства требует постоянного баланса, постоянной способности не сказать ни слишком мало, ни слишком много. На мой взгляд, иногда Хобб соскальзывает, то убивая за кадром важнейшего персонажа цикла, а то на паре десятков страниц описывая переход через опасный оползень. Но в целом - это необычно, совершенно восхитительно, и определённо стоит по меньшей мере знакомства.